13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, в Валаамском ставропигиальном мужском монастыре, 11. 07. 2009
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В ДЕНЬ
ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНЫХ СЕРГИЯ И ГЕРМАНА,
ВАЛААМСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ, В ВАЛААМСКОМ
СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ
11. 07. 2009
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем память святых преподобных Сергия и Германа Валаамских здесь — в обители, которую они учредили. В далеком XIV веке, когда Русь переживала тяжелейшие моменты своей истории, здесь, на севере, на уединенном острове в Ладожском озере, два инока основали обитель, которой суждено было стать одним из центров наиболее напряженной духовной жизни на Руси.
Мы с благодарностью вспоминаем подвиг святых преподобных мужей и всех тех, кто после них приумножал духовную силу этой обители, всех, кто выдерживал нападения иноплеменников, междоусобные брани, разорения, поношения, скорбь, боль и тесноту.
Сегодняшнее Евангелие от Луки обычно читается в день памяти преподобных отцов. В этом Евангелии содержится выдержка из Нагорной проповеди. Если в Евангелии от Матфея даются все заповеди блаженства, то в Евангелии от Луки — выборочно. Какие же заповеди евангелист Лука выбрал из всех заповедей блаженства? На чем он сосредоточил наше внимание? Блаженны нищие духом... блаженны алчущие... блаженны плачущие... блаженны те, кого гонят (Лк. 6, 20-22)...
Евангелие не перестает поражать мыслящего человека новизной и радикальностью своего послания. Ведь все то, что говорит сегодня Слово Божие нам с вами в связи с празднованием памяти святых преподобных Сергия и Германа, так далеко отстоит от реальности человеческой жизни. Разве с этим связаны цели, к которым мы устремляемся, отдавая все свои силы, всю свою жизненную энергию? Где в наших человеческих ценностях, ради которых мы живем, нищета, голод, слезы, гонения? Любой человек шарахнется от одной только перспективы попасть в такое положение. Мы боимся нищеты, голода и слез (за редчайшим исключением); а уж когда нас гонят — так упаси Бог!
Но слово евангельское есть слово Божие. От него нельзя отмахнуться. Нельзя сделать вид, что оно ничего не значит. Сам Бог говорит нам,
133
что блаженны, то есть счастливы, те, кто является нищим духом, кто алчет, кто плачет, кого гонят.
В каком же смысле человек может быть счастливым, неся на себе такие тяготы? Является ли нищета сама по себе ценностью? Конечно же нет. Именно поэтому люди и стараются избежать этой опасности, стремятся улучшить свое материальное положение, потому что сама по себе нищета никакой ценностью не является. А голод?. . Мы совсем рядом с Петербургом. Мы знаем, какой страшный голод унес почти миллион человеческих жизней во время Великой Отечественной войны. Разве можно этот голод, эту скорбь назвать ценностью? Конечно же нет. Когда мы плачем, когда испытываем боль, если кто-то нас гонит, притесняет за убеждения, за веру — все это воспринимается как скорбь. В каком же смысле Господь связывает эти скорбные, стесненные обстоятельства нашей жизни со счастьем?
Замечательные слова мы вчера читали в Евангелии за утреней. Приидите ко Мне ecu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. А почему покой? А потому что иго... Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 28-30). Значит, не просто теснота и скорби жизни являются ценностями, а только те сложные обстоятельства, которые мы встречаем вместе с Богом. Христос предлагает нам научиться от Него. Чему научиться? Научиться тайне человеческого счастья. Понять, что только с Богом человек обретает силу, которая способна и голод, и слезы, и гонения преобразовать в блаженство. Потому что Бог является Источником жизни, в Его руках наши жизни, и если мы в кротости и чистоте открываем навстречу Ему свое сердце, если мы принимаем Бога, то становимся внутренне такими сильными, что и скорбь, и теснота обращаются в ничто пред этой силой.
Но почему же мы читаем это Евангелие именно в день памяти преподобных святых? К преподобным мы относим монашествующих. Монах — это тот, кто добровольно принимает на себя и нищету, и голод, и слезы, и гонения. Монах — это как бы живая лаборатория, в которой видимым для всех образом осуществляется Божий замысел о человеке. Отказавшись от всего — от радостей жизни, от денег, от хорошего питания, от свободы передвижения, от всех тех жизненных отрад, которые являются столь вожделенными для многих, монах, живя с Богом,
134
обретает такое состояние духа, которое дает человеку подлинное счастье — блаженство, радость общения с Богом.
Господь призывает нас не бояться скорбных обстоятельств жизни, но, наоборот, даже в этих условиях вместе с Ним препобеждать и обстоятельства, и самого себя, устрояя в сердце Божественный мир. Он дает нам в качестве примера великих угодников Божиих — таких как преподобные Сергий и Герман. Даже сейчас до Валаама добраться трудно — климат русского Севера довольно суров, погода бывает очень плохая. Но сегодня здесь все-таки можно жить в тепле, пользоваться какими-то благами современной цивилизации. А что было в то время? Холодные воды Ладоги, леса, снег, мороз, холод, дождь, одиночество... И здесь два инока создали великую обитель. Конечно, они были нищими, конечно, они голодали, наверняка и плакали. Нельзя сказать, что они жили вне всякого притеснения, потому что сами обстоятельства притесняли, — но ведь достигли святости и блаженства в жизни с Богом! И сегодня мы вспоминаем их имена, вспоминаем этих нищих старцев, потому что в их жизни явлена была красота Божественного образа.
В каком смысле преподобные Сергий и Герман могут быть для нас всех примером? Для монахов — конечно. В монашеской жизни ведь тоже есть свои искушения и кризисы: когда вдруг человек начинает думать, а то ли он сделал? а зачем все это надо? Современный монах сталкивается с такими искушениями, с какими, может быть, в древности не сталкивались. Приезжают и на Валаам богатые, хорошо одетые люди, которые живут в комфорте, и у кого-то из монахов может возникнуть вопрос: а может, и я бы так жил? Разные искушения постигают нас. Пример Сергия и Германа — великая помощь для монашествующих, особенно пребывающих на этой святой земле. Вы избрали правильный путь, святой путь. Ни о чем никогда не жалейте, но, по слову Божию, взявшись за плуг, не оборачивайтесь назад (Лк. 9, 62). Ибо вы вспахиваете ниву Господню, и трудные обстоятельства — это лишь условия возрастания духа, и возрастать надо не только для того, чтобы обрести блаженство для себя, но и чтобы быть духовной поддержкой другим.
Однако пример преподобных Сергия и Германа является примером не только для монахов. Конечно, от мирских людей не требуется от всего отрекаться, жить в тесноте, в нищете, голодать. Есть иное требование — жить с Богом, чтобы и в случае, если нищета, голод или гонения настигнут нас, сохранять силу духа в общении с Богом. Но эта сила
135
духа нужна не только в стесненных обстоятельствах. Богатым людям она нужна во много раз более, чем бедному человеку. Потому что бедный уповает на Бога, у него нет иной защиты, он ищет помощи Божией; а у богатого есть деньги, он многое может себе позволить, он самодоволен, чувствует себя самодостаточным. Вот почему Господь и говорит: трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19,23). Не потому, что деньги сами по себе зло, а потому, что деньги создают иллюзию полного довольства и независимости от Бога. И эта иллюзия встает как стена на пути человека к Богу. Поэтому и богатый человек должен помнить то, что сегодня сказал нам евангелист Лука, передавая великие, бессмертные и непревзойденные по силе духовного воздействия слова Спасителя в Нагорной проповеди. И примеры святых угодников, и Слово Божие учат нас тому, что есть человеческое счастье, что есть блаженство, что есть подлинная радость.
Если мы обретем это знание, если положим его в основу нашей жизни, то станем блаженными, радостными, счастливыми, как, несомненно, счастливыми, радостными и блаженными были великие угодники — преподобные Сергий и Герман, имена которых мы во славе сегодня вспоминаем в день их памяти. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.