Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Из беседы с представителями СМИ по окончании церемонии открытия музея имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, расположенного во Владимирском скиту Валаамского ставропигиального мужского монастыря, 10. 07. 2009

ИЗ БЕСЕДЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СМИ
ПО ОКОНЧАНИИ ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ МУЗЕЯ
ИМЕНИ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО

И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II, РАСПОЛОЖЕННОГО
ВО ВЛАДИМИРСКОМ СКИТУ ВАЛААМСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

10. 07. 2009

[...]

Празднование дня памяти святых благоверных Петра и Февронии призвано помочь возрождению семейных ценностей в России.

Что общего и в чем различие между днем святого Валентина и днем памяти святых Петра и Февронии?

День святого Валентина — это праздник, который родился в ином культурном контексте, чем тот, в котором мы живем. Его главная тема — любовь, а день памяти Петра и Февронии — это праздник, ориентированный на семейные ценности. К ним относится не только любовь, но и верность, и семья.

Здесь есть принципиальное различие. Очень часто под любовью люди подразумевают увлечение без всяких обязательств. Полюбил, написал «валентинку», потом разлюбил, и все... Праздник же святых Петра и Февронии помогает людям понять смысл того, что такое брак. Пример князя и его супруги настолько трогателен, что никого не может оставить равнодушным. Появление этого праздника направлено на то, чтобы воскресить семейные ценности в нашем народе, к счастью, еще не утраченные в полной мере, но находящиеся в зоне риска. А без возрождения этих ценностей невозможно возрождение России.

Сегодня мы, к сожалению, вымирающий народ на колоссальных евразийских пространствах. Если народ не будет здоровым физически и духовно, не станет сильным, не возродится в прямом смысле этого слова, то для кого тогда развивать экономику, строить трубопроводы, создавать новые технологии?

127

 

 

Праздник, о котором мы сейчас говорим, ориентирует сознание нашей молодежи и всего общества на самые главные, фундаментальные ценности, существующие в человеческих отношениях.

Ваше Святейшество! Скоро состоится Ваш визит на Украину. Что Вы можете сказать в связи с этим событием?

Это будет пастырский визит, никак не связанный с «политической турбуленцией» на Украине. Я очень надеюсь помолиться вместе с благочестивым украинским народом, прикоснуться к древним святыням нашей Церкви. Я верю в силу молитвы и глубоко убежден, что Господь действует в человеческой истории тогда, когда мы молимся об этом. Но когда мы не желаем Божиего вмешательства, говорим, что будем жить без Него, Бог отвечает нам просто: «Живите как хотите». Мы прошли через страшные годы безбожия, и в ответ на нашу декларацию о том, что хотим строить мир без Бога, мы умылись кровью, разрушили свою страну. Но, к счастью, опомнились, надеюсь, вовремя.

Очень важно использовать силу молитвы для того, чтобы привлекать благодать Божию не только к нашей личной жизни, но и к жизни народной, социальной, политической. Я думаю, что сегодня Украина нуждается в такой сильной молитве. Надеюсь на то, что Господь принесет мир в эту страну и сделает ее граждан более счастливыми.

Вопрос о визите в Константинополь.

Мой визит в Константинополь был очень успешным. Я много раз в качестве председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата бывал в этом городе, в том числе сопровождая и Патриарха Пимена, и Патриарха Алексия II. Но я не помню, чтобы визит представителя или Предстоятеля Русской Церкви сопровождался такой доброжелательной атмосферой. Мы многое обсудили и хотя не преследовали цели принимать какие-то решения, но наметили некий алгоритм действий, связанных с повышением уровня Всеправославного единства. А единство не предполагает разделений и уж тем более не потворствует расколам.

Ваше Святейшество, Вы продолжите традицию Патриарха Алексия II приезжать на Карельскую землю, на Валаам?

Валаам является ставропигиальным монастырем, настоятель монастыря — Патриарх, факт ставропигии предполагает мое регулярное посещение Валаама.

128

 

 

Ваше Святейшество, какие впечатления оставил у Вас музей и какие еще вопросы Вам удалось обсудить?

Было плодотворное общение, обсуждался целый ряд вопросов, которые стоят на повестке дня церковно-государственных отношений, связанных и с внешней деятельностью Русской Церкви, и с ее внутренней жизнью. Я удовлетворен тем уровнем взаимодействия, который сегодня существует между Церковью и государством в России. Работает принцип невмешательства во внутренние дела друг друга, сохраняются и не нарушаются конституционные рамки светского государства. Но абсолютное большинство граждан России по крещению принадлежат к Русской Православной Церкви. Значительная часть людей — православные по своим глубоким убеждениям. Это большинство нашего народа. Ни одна разумная государственная политика не может игнорировать этот факт. Поэтому уровень сотрудничества Церкви и государства сегодня достаточно высокий, и мы используем это взаимодействие ради одной цели — блага и процветания нашего народа.

Один из вопросов касался значения Православной Церкви для нравственного воспитания личности.

Проблема воспитания личности является одной из самых значимых сегодня не только в России, но и во всем мире. Кризис личности порождает социальные, политические и экономические катаклизмы.

Когда люди срываются с неких нравственных основ и считают, что им все дозволено, то экономика становится местом раскрепощения человеческих страстей, что приводит к катастрофическим последствиям. Сегодня это ощутил весь мир. Пора понять, что темой нравственности, воспитанием личности нельзя заниматься по остаточному принципу — мол, давайте сначала построим коровники, заводы, проложим дороги, а потом обратим внимание на человека. Есть и другая логика: создадим комфортабельные условия жизни людям, и все само встанет на свои места. Мы знаем, что во многих странах созданы очень достойные и комфортные условия жизни, а состояние души человека — удручающее, семейные ценности разрушены.

Поэтому забота о нравственности должна быть общей, а не только Церкви, школы, власти, литературы или СМИ. Мы сможем преодолеть системный кризис личности только все вместе. Вот почему Церковь настаивает на том, чтобы нравственность сопрягалась с политикой,

129

 

 

с экономикой, с деятельностью СМИ. В этом смысле Церкви принадлежит особая роль: она как колокол, призывающий народ созидать, строить или защищать. Церковь не имеет власти, не имеет материальной силы, но она является хранительницей совести народа. Задача Церкви — блюсти нравственные ценности в жизни людей.

Сегодня мы все осознаём необходимость приложить усилия, чтобы спасти и сохранить человеческую душу, обеспечить ее целостность. Есть такое понятие в Церкви — целомудрие. Это и есть программа обеспечения целостности человеческой личности, а значит и крепкой семьи, единого общества, сильного государства.


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.