Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово после молебна у раки с честными мощами преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, в нижнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского ставропигиального мужского монастыря, 9. 07. 2009

ВАЛААМСКИМ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

СЛОВО ПОСЛЕ МОЛЕБНА У РАКИ С ЧЕСТНЫМИ
МОЩАМИ ПРЕПОДОБНЫХ СЕРГИЯ И ГЕРМАНА,
ВАЛААМСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ, В НИЖНЕМ ХРАМЕ
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА ВАЛААМСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

9. 07. 2009

Ваше Преосвященство владыка наместник1! Досточтимые отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и выражаю глубочайшую радость в связи с моим первым в патриаршем сане посещением Валаамской обители. С этой обителью меня связывают очень трогательные воспоминания о моей юности, о годах обучения в семинарии, о первых годах священнического служения, когда я имел возможность посещать Валаам в те годы, когда здесь была мерзость запустения (Дан. 9, 27). И всякий раз, когда теплоход приближался к Никоновой пустыни, к Никоновой гавани, возникало двоякое чувство: с одной стороны, радость видеть эту святыню, прикасаться к истории русского монашества на Валааме, а с другой — скорбь, потому что невозможно было войти в этот святой храм; оскверненными и порушенными стояли скиты, а люди, которые жили здесь, были далеки от Церкви и не всегда доброжелательно встречали паломников.

Я уже рассказывал владыке Панкратию о том, что было в далеком 1969 году: я имел возможность посетить Валаам вместе со своим духовным отцом и наставником владыкой митрополитом Никодимом2. Собираясь в эту поездку, владыка дал мне совершенно непонятное для меня распоряжение. Он сказал, что мы едем на Валаам для того, чтобы совершить там первую Литургию после закрытия обители. Я собрал все необходимое: евхаристические сосуды, малое облачение, и мы отправились на Валаам. Когда теплоход пристал и мы вышли на палубу,

1 Еп. Троицкий Панкратий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря.

2 Митр. Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов; † 1978).

123

 

 

погода была такая, как сегодня. Надо было идти пешком, и дорога была непростая. Но мы добрались до обители и стали искать место, где можно было бы совершить богослужение. К этому храму было невозможно подойти, потому что велись какие-то работы, двери были заперты, и на нашу настойчивую просьбу пустить нас посмотреть нам ответили отказом. Тогда мы вышли за пределы монастырского каре и стали искать подобающее место для совершения Литургии. Мы направили свои стопы к братскому кладбищу. И когда мы вошли в закрытый, поруганный кладбищенский храм, то владыка сказал, что именно здесь мы и совершим Божественную службу. Я держал дощечку, на которой владыка совершал Святую Евхаристию. В самом конце службы, когда мы причастились, потребили Святые Дары, владыка разоблачился и все было упаковано, в храм вошла группа экскурсантов. Мы вышли и, к нашему величайшему удивлению, обнаружили, что облака расступились и узкий солнечный луч падает прямо на храм, в котором только что была совершена первая после закрытия обители Божественная Евхаристия.

Этот солнечный луч был воспринят нами как знак надежды. И в самые трудные годы мы верили в то, что просияет слава Валаама, так же как просияют и другие обители Руси. Господь не посрамил наших надежд, нашего упования и молитв того поколения, которое жило в труднейших условиях страны, начертавшей на своих знаменах лозунг построения общества без веры в Бога.

И сегодня я с особым чувством ступаю на Валаамскую землю. В сознании как бы сопрягается прошлое и настоящее, и видишь, как много сделано за последние годы, какая огромная работа проведена по восстановлению этой святыни. Я имел возможность посетить Валаамский монастырь в одну из поездок вместе с покойным Святейшим Патриархом Алексием. В то время верхний храм еще не был отреставрирован, мы совершали Божественную службу здесь, в нижнем храме, но уже тогда появилась возможность приложиться к раке святых преподобных Сергия и Германа. И даже с того последнего посещения произошли огромные перемены в жизни монастыря.

Когда мы возрождаем святыни, то главной побудительной причиной этого является не только забота об их внешнем облике, хотя и это важно, потому что внешний облик наших национальных святынь несет в себе частицу духовной, культурной традиции нашего народа. Но в первую очередь святыни восстанавливаются для того, чтобы стать местом

124

 

 

духовного возрождения людей, потому что опыт переживания святыни как ничто другое влияет на состояние человеческого сердца.

Почему приходят в монастыри паломники? Почему притекают они к ракам мощей святых угодников, поклоняются чудотворным иконам? Потому что по благодати Божией соприкосновение со святыней производит большое внутреннее движение сердца человеческого. И потому возрождение святынь есть непременное условие духовного возрождения нашего народа. Очень важно, чтобы и в обителях наших монашествующие, на плечи которых выпала великая и трудная миссия восстановления этих святынь, ясно понимали главное предназначение своей жизни — совершать духовный подвиг, приближать себя к Богу, очищать свою душу от скверны, дабы затем разделять с теми, кто будет приходить к ним, тот опыт, который Господь дает каждому, кто, ступив на путь духовного делания, взявшись за этот плуг, не оборачивается назад (Лк. 9,62).

Монастыри нашей Святой Церкви должны быть средоточием подлинной, реальной, а не мнимой духовной жизни. А в области духовной жизни есть много мнимых ценностей. Людям кажется, что они достигают чего-то возвышенного и важного, а на самом деле — второстепенного. Самое главное достижение духовной жизни — это изменение сердца, изменение ума. А все остальное вторично, потому что только через измененный и благодатью Божией преображенный ум и преображенное сердце мы и входим в общение с Богом. Этим велик и славен подвиг монашествующих. А богатая внутренняя духовная жизнь, реальная молитва, соприкосновение сердца и ума с невидимым духовным миром дают силы и для достойного свершения всего иного.

Я хотел бы от всего сердца пожелать Вам, владыка наместник, и всей братии трудиться не покладая рук, дабы достигнуть этих важных духовных целей и на пути к ним увлекать в это благодатное паломничество те души, которые вверяются вашему духовническому и пастырскому попечению.

Дай Бог всем нам со смирением, в простоте сердца, с упованием на помощь Божию, с сознанием своей греховности, слабости и несовершенства восходить от силы в силу (Пс. 83, 8), уповая на милость Божию, которая даже из камней сих способна соделать детей Аврааму (Мф. 3, 9; Лк. 3, 8), уповая на милостивого Бога, Который видит даже самые незначительные с нашей стороны усилия и, отвечая на них,

125

 

 

помогает нам преодолевать грех и неправду, устрояя Царствие Божие в наших сердцах.

Молитвами святых преподобных и богоносных отец наших Сергия и Германа Валаамских да хранит Господь Валаамскую обитель, да хранит Господь Святую Русь!

Приветствую вас сердечно. Храни вас Господь!


Страница сгенерирована за 0.39 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.