Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Из слова за Божественной литургией в день пятилетия возвращения в Россию Тихвинской иконы Божией Матери в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре, 9. 07. 2009

ИЗ СЛОВА ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПЯТИЛЕТИЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ В РОССИЮ
ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ТИХВИНСКОМ БОГОРОДИЧНОМ УСПЕНСКОМ
МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ

9. 07. 2009

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в день праздника Тихвинской иконы Божией Матери, мы вспоминаем, как пять лет тому назад чудесным образом эта икона вернулась в Россию и водворилась в сей святой обители, где она и просияла.

История, связанная с Тихвинской иконой Божией Матери, помогает нам проникнуть в тайну отношений Бога и человека и на этом живом и ясном примере из нашей отечественной истории — примере событий, участниками которых мы были, — понять, что означают отношения человека с Богом и как они строятся.

Конечно, история Тихвинской иконы Божией Матери не является единственной иллюстрацией этих отношений. Все Слово Божие — и Ветхий Завет, и Новый Завет — говорит нам о том, что и как происходит с человеком в зависимости от его отношения к Богу. Уже в ветхозаветные времена Бог устанавливает Свой завет — союз с людьми через Авраама: Библия повествует нам о том, что Бог хочет от человека, заключившего с Ним союз. Он предлагает Аврааму завет, обещая ему благоденствие, многочадие, процветание (Быт. 12,1-3). Выражаясь современным языком, Он предлагает ему полноту жизни уже здесь, на земле. А в ответ требует только веры и верности.

Вера и верность — эти два слова содержат требования Бога к человеку в ответ на всевозможные благодеяния, которые человек может получать от Него. Бог всегда верен Своему слову. Бог всегда верен тому, что Он открывает людям о Самом Себе. И только человек в этом союзезавете зачастую проявляет неверность и отказывается от условий союза. Вся история избранного народа являлась наглядным свидетельством того, как исполнялся союз Бога с Авраамом. Когда древние израильтяне были верны союзу, заключенному с Богом, они получали великие благодеяния, которые всем нам хорошо известны из Ветхого Завета,

118

 

 

из Священной истории, — спасение из египетского рабства, преодоление Синайской пустыни, победа над внешними врагами. Но когда они нарушали условия, определенные Богом, тогда Бог отступал от них и народ проходил через великие поражения и испытания.

Мы читаем Библию, мы знакомимся со Священной историей; люди религиозно просвещенные хорошо знают историю Древней Церкви, историю Церкви Вселенской — первого, второго тысячелетий; но все, что далеко отстоит от нас во времени, воспринимается чаще всего только разумом, а что близко, становится удивительно понятным. Все, что произошло с Тихвинской иконой Божией Матери, является нашим национальным свидетельством о том, что происходит с людьми, когда они отказываются от союза с Богом, когда они нарушают свою верность Богу и отрекаются от веры.

Мы можем себе представить, какая слава реяла над этим местом, когда праздновалось 500-летие явления иконы Божией Матери: в описаниях, на старых фотографиях можно видеть множество народа — тысячи и тысячи благочестивых паломников. В этих стенах теплилась монастырская жизнь, здесь молитва возносилась ко Господу. Благоговение, чистота и красота — внешняя и внутренняя. И ведь как процветала Россия! Не только этот святой монастырь, но и сотни других обителей, тысячи храмов! Верующий народ! И золотые купола, которые венчали храмы и являлись символами благочестивой жизни нашего народа, были одновременно и выражением этой богатой религиозной жизни.

Недаром нашу страну называли Святой Русью, — ведь главным идеалом жизни народа была святость. Не богатство, не власть — святость. Поэтому и национальными героями у нас были святые. Почему положительным героем русской классической литературы стал человек высокой нравственности, почти слепок с житийного героя? Это было связано с мироощущением нашего народа, с его пониманием того, что является главным приоритетом в жизни. И Божия Матерь была с нами — в Ее великой святыне, Тихвинской иконе, написанной, по преданию, самим апостолом Лукой и чудесно явленной нашему народу, как и многие другие святыни.

Но что же потом произошло с народом нашим? Почему он так легко и просто поверил соблазнителям и обманщикам? Почему отказался от веры в Господа? Почему нарушил верность Христу?.. Следствием

119

 

 

всего этого стали страшные испытания, более которых не перенес ни один народ. Кому дано много, с того много и спросится (Лк. 12,48)... Наше национальное богоотступничество было не только национальной катастрофой, оно было катастрофой цивилизационной, потому что Россия была оплотом Православия. Мы разрушили свои храмы, своими руками спилили кресты, уничтожили святыни. Мы решили строить счастливую жизнь без Бога, забыв о Священной истории Ветхого и Нового Заветов, забыв обо всей истории рода человеческого, которая так убедительно показывает нам, что без Бога невозможно иметь счастье, невозможно построить благополучную жизнь.

В ответ на богоотступничество Господь предает нас нашей воле. Он отступается, уходит. И святыни покидают землю Русскую. И та святыня, что стоит сейчас среди нас, — Тихвинская икона Божией Матери — уходит из России на далекую чужбину в знак того, что Бог отдает народ в его собственные руки: «Вы хотите жить без Бога? Живите! Вы хотите быть “свободными”? Будьте! Вы хотите строить жизнь, никак не связанную с обязательствами того союза с Богом, который еще Авраам подписал своей верой и который Сын Божий утвердил кровию Своей? Живите как хотите!»

И мы жили, перемалывая ресурсы страны и человеческие ресурсы в безумной попытке построить счастливую и благополучную жизнь. Нам не удалось этого сделать. Десятки миллионов жизней были загублены. И только когда мы опомнились на развалинах великой некогда страны, тогда и началось медленное возрождение нашего народа, тогда и стали подниматься храмы и монастыри. Никакой экономический кризис девяностых нас не остановил. Никакая критика внутренних и внешних противников Православия не остановила нашей решимости восстанавливать храмы, когда нам действительно было экономически трудно. И сделали-то не так много, а какая была явлена милость Божия! И знаками этой милости, этого прощения явились возвращение в Россию Тихвинской иконы Божией Матери, возвращение многих других святынь, восстановление храмов и монастырей.

Пройдя через страшные исторические испытания, мы должны помнить тот урок, который сами себе преподнесли, — урок отступления от завета, от союза с Богом. Ведь в основе Нового Завета, которому мы принадлежим, — не просто свободное изволение людей, а сама кровь Сына Божия. Этот союз скреплен не просто устной

120

 

 

договоренностью — он скреплен Голгофской Жертвой. Разорвать этот союз и отказаться от верности Христу есть величайший грех.

[...]

Верим, что не случайно явилась нам Тихвинская икона Божией Матери, но для того, чтобы ограждать наш народ от искушений, соблазнов и грехопадений. И потому, празднуя пятую годовщину ее возвращения в Россию, мы должны о многом подумать. Что произошло за эти пять лет? Оказались ли мы достойными милости Царицы Небесной? За пять лет произошло много доброго и правильного в жизни нашего народа, и есть надежда на то, что это доброе и правильное будет укореняться и дальше. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.