13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Вознесения Господня в Троицком соборе Александро-Невской лавры, 28. 05. 2009
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ТРОИЦКОМ
СОБОРЕ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ
28. 05. 2009
Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыка Владимир1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас я сердечно поздравляю с великим праздником Вознесения Господня! Праздник этот особенный — в нем запечатлена слава воскресшего Спасителя. Апостолы были свидетелями Воскресения не прямо, но косвенно: в самый момент Воскресения их не было в той гробовой пещере, они не видели восстания Спасителя из мертвых.
1 Митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (ныне на покое).
2 Митрополиты Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан; † 2014), Минский и Слуцкий Филарет (ныне Почетный Патриарший экзарх всея Беларуси на покое), Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Кишиневский и всея Молдавии Владимир, Екатеринодарский и Кубанский Исидор, Тульский и Белёвский (ныне Тульский и Ефремовский) Алексий, Донецкий и Мариупольский Иларион; архиепп. Волоколамский (ныне митр.) Иларион, Берлинский и Германский Феофан, Саранский и Мордовский (ныне митр. Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Владивостокский и Приморский (ныне митр.) Вениамин; епп. Гатчинский (ныне архиеп. Петергофский) Амвросий, Петергофский (ныне Царскосельский) Маркелл, Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий, Переяслав-Хмельницкий (ныне архиеп. Переяслав-Хмельницкий и Вишневский) Александр.
97
И, наверное, евангельская история была бы неполной, если бы не завершалась зримым свидетельством Божией славы перед глазами апостолов: вознесением умершего и воскресшего Господа Иисуса Христа, Его восхождением в Божественную славу. Таков заключительный аккорд евангельской истории, который поражает нас своей силой: видимым образом Спаситель возносится на небо (Лк. 24, 51).
Это не случайный образ и не случайный знак. Господь мог бы иным образом покинуть землю: просто стать невидимым, как Он стал невидимым после Воскресения, хотя и являлся Своим ученикам. Но это торжественное завершение Его миссии на земле было необходимо, и Он совершает этот заключительный акт, поразивший воображение учеников. Каким огромным оптимизмом и какой духовной силой наполняется это событие, когда Ангелы, предстоя ученикам, обращают к ним такие простые слова: что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1,11). Эти обыкновенные, совсем не премудрые слова сопрягали Божественную тайну Вознесения с реальностью жизни простых людей, какими были апостолы. Сказанное так поразило их, что они пошли в Иерусалим; вначале они ожидали Пришествия Спасителя каждый день и только потом поняли, что слова Ангелов не имеют отношения к ближайшему времени. Но что тогда они означают? Они означают, что вся история человечества после Христа будет проходить в ожидании Его Пришествия. «Христос так же придет к нам» — эти слова до глубины души волнуют каждого верующего человека, способного сознательно относиться к Слову Божиему. Они должны быть некоей программой жизни, неким определением ценностей человеческого бытия.
Наша самая главная ценность и есть ожидание воскресшего Спасителя, и не только в Парусин, не только в Его Втором и Страшном Пришествии. Это ожидание воскресшего Спасителя должно наполнять нашу жизнь, потому что каждый человек в конце своего земного бытия, переходя от сей жизни к жизни вечной, увидит своими глазами Христа воскресшего и даст Ему отчет о своей жизни, так же как все человечество и весь мир дадут отчет о своей истории Сыну Божиему, когда Он, по слову Ангелов, явится миру, снизойдя с Неба для окончательного Суда над родом человеческим.
Так Евангелие соединяет прошлое с будущим — неведомым будущим, наполняя все пространство человеческой истории реальной
98
и самой главной ценностью, которая заключается в том, что жизнь человека имеет смысл только тогда, когда он устремляется к Богу и ожидает Пришествия Спасителя — и в своей личной жизни, и в жизни всего человеческого рода.
Нам дано это время — от Пришествия в мир Спасителя до Его Второго и Страшного Пришествия — как время творчества, борьбы, сопротивления злу, утверждения Божественной правды, Божественной истины в своей личной жизни и в жизни окружающего нас мира. Мы призваны не к безразличному и безучастному ожиданию Спасителя, но к действенному творению Его воли. И как важно понять это нам, русским людям, прошедшим через катастрофу революции, гражданской войны, многих лет безбожия! Как важно понять всему нашему многонациональному народу великую истину: если будем жить по слову Божиему, ожидая Его Пришествия, то мир станет другим. Господь найдет здесь Своих учеников и каждого, кто потрудился на сей спасительной ниве, сопричтет к Своему Небесному Царству.
Всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю с этим замечательным праздником! Желаю помощи Божией в вашей жизни, в укреплении веры православной, в проповеди Евангелия словом и делом, в утверждении вечных и неизменных христианских ценностей в жизни нашего народа.
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваши добрые слова; всех дорогих владык — за возможность вместе совершить Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры.
Вчера было совершено освящение храма в здании Святейшего Правительствующего Синода, в котором по указанию Президента нашей страны Русской Православной Церкви выделены исторические помещения для проведения заседаний Священного Синода. Вчера состоялось первое такое заседание, на котором два клирика Русской Церкви были избраны во епископы1, один из них был сегодня рукоположен здесь2. Тем самым был восстановлен дореволюционный обычай, когда
1 Архим. Лазарь (Гуркин), наместник Иоанно-Богословского Макаровского монастыря г. Саранска, — во еп. Нарвского, викария Таллинской епархии (ныне еп. Нарвский и Причудский); архим. Назарий (Лавриненко), наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, — во еп. Выборгского, викария Санкт-Петербургской и Ладожской епархии (ныне еп. Кронштадтский).
2 Архим. Назарий (Лавриненко), ныне еп. Кронштадтский.
99
наречение избранного Синодом в архипастыри совершалось в храме Святейшего Правительствующего Синода, а рукоположение нареченного совершалось в Троицком соборе Александро-Невской лавры, служившем на протяжении почти двухсот лет купелью для духовного крещения, получения архиерейской благодати почти всех архиереев Русской Православной Церкви.
В течение последних двух с лишним десятилетий архиерейские хиротонии здесь не совершались, однако те, кто сегодня возлагал руки на нового епископа, включая Патриарха, получили хиротонию именно в этом святом храме. Для многих из нас сегодняшнее событие было очень трогательным: оно воскресило в памяти наши собственные архиерейские хиротонии, согрело сердце священными воспоминаниями.
Я радуюсь тому, что именно наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры архимандрит Назарий первым после долгого перерыва получил здесь архиерейское рукоположение.
Ваше Высокопреосвященство, я хотел бы пожелать Вам помощи Божией в архипастырском служении, которое Вы совершаете с великой ответственностью, с опорой на викарных владык, на мудрое духовенство, на верующий народ здесь — в Северной столице русского Православия, ставшей со вчерашнего дня также и Синодальной столицей.
Пусть Божие благословение пребывает над градом святого Петра, над Вами, викарными архиереями, духовенством и всем верующим народом. В память о сегодняшнем богослужении я хотел бы всем присутствующим раздать иконочки. Да хранит всех нас Господь на путях нашей жизни, и Покров Пречистой Царицы Небесной да ограждает нас от всякого зла! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.