Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти преподобного Серафима Вырицкого в храме в честь Казанской иконы Божией Матери пос. Вырицы Ленинградской области, 3. 04. 2009

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ
1 ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО
В ХРАМЕ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
пос. ВЫРИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

3. 04. 2009

Ваше Высокопреосвященство митрополит Владимир2! Дорогие владыки3! Отцы, братья и сестры!

Для меня большая радость в этот памятный день у могилы преподобного и богоносного отца нашего Серафима Вырицкого помолиться вместе с вами. У моей семьи, у моих родителей была особая духовная связь с этим святым: в Вырицу они приезжали часто — всегда, когда им требовалась помощь духовно опытного человека; и после таких поездок в жизни моей семьи происходили важные, судьбоносные события, и происходили они именно по молитвам преподобного Серафима. Иногда он благословлял моих родных поступать так, а не иначе, даже несмотря на то, что логика жизни и весь уклад окружающего мира требовали, казалось бы, совсем иного. В таких случаях поступки моих родителей, продиктованные глубокой верой и почитанием преподобного Серафима, выглядели странными в глазах окружающих, но на деле выходило, что последствия таких «странных» поступков были благими и спасительными. Поэтому память о святом преподобном Серафиме всегда бережно хранилась в нашей семье; и я радовался великой радостью, когда благодатный старец был причислен к лику святых, и теперь молюсь ему в особенно трудные моменты своей жизни.

После избрания меня Местоблюстителем Патриаршего престола, в преддверии Поместного Собора, когда от меня требовались особые силы для выполнения столь ответственного послушания, я тоже

1 В этот день исполнилось 60 лет со дня преставления прп. Серафима Вырицкого.

2 Митр. Санкт-Петербургский и Ладожский (ныне на покое).

3 Епп. Гатчинский (ныне архиеп. Петергофский) Амвросий, Смоленский и Вяземский (ныне архиеп. Пятигорский и Черкесский) Феофилакт, Петергофский (ныне Царскосельский) Маркелл.

76

 

 

постоянно молился преподобному Серафиму. Знаю, что он слышал эту молитву и поддерживал меня в те трудные минуты. Естественно, что избрание Патриарха сопровождалось определенными столкновениями, спорами, борьбой мнений, и в борьбу эту порой привносились человеческие страсти. Все это очень понятно: даже в самое важное и святое дело человек привносит самого себя, привносит то добро и зло, которое живет в его душе. Потому-то и избрание Патриарха сопровождалось не только молитвой, но и проявлениями человеческих слабостей и духовных недугов. И в то время, когда казалось, что страсти уже берут верх над разумом, одной благочестивой женщине был сон, в котором она увидела преподобного Серафима Вырицкого. Преподобный наказал этой женщине передать мне, тогда Местоблюстителю, очень важные слова. Он сказал: «Передайте Кириллу, пусть он отвечает всем, кто слишком страстно относится к делу избрания Патриарха: “Все свершится не так, как ты хочешь, но как хочет Бог!”».

Оградясь этими словами преподобного Серафима, я и подготавливал Поместный Собор Русской Православной Церкви в полной уверенности, что в мире и единомыслии Собор изберет достойнейшего — того, кому можно будет вручить попечение о нашей Русской Церкви. И потому, конечно, первым моим сердечным движением после избрания было желание побывать здесь, у могилы святого преподобного Серафима, помолиться и поблагодарить его за все: за духовную поддержку, которую он оказывал благочестивым моим родителям, и за тот мудрый совет, который он преподал мне в самый, может быть, ответственный момент моей жизни...

Сегодня в уставном чтении вы слышали удивительные слова апостола Павла: Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (Гал. 6,1). Когда мы встречаем кротких людей, то явственно видим, что образ смиренного, кроткого человека никак не соответствует тем идеалам, к которым стремится современное общество и которыми являются сила, успех, хорошая карьера, способность добиваться поставленной цели. Людей, которые следуют этим путем, называют удачливыми, и среди них кротких людей не бывает. Когда же нам говорят о кротком человеке, мы представляем себе существо слабое, ненадежное, вызывающее снисхождение и жалость.

В человеческую природу заложено стремление к развитию, совершенствованию. И чаще всего люди определяют степень своего развития,

77

 

 

жизненной удачи по тому, какое положение в обществе они занимают. Поэтому стремление обрести более высокое положение диктуется самой природой человека, в которой заложено стремление к развитию. Но иногда это стремление приобретает в жизни совершенно болезненное выражение.

А апостол говорит нам о кротости... И возникает вопрос: как можно грехи исправлять духом кротости? Ведь грех — это то, что присуще и сильным, даже самым сильным людям. Как же сильный человек услышит голос кроткого?

Но в этих странных с первого взгляда апостольских словах — величайшая мудрость. И мудрость эта должна в первую очередь быть воспринята теми, кто исправляет человеческие грехи, — пастырями Церкви. Ведь к нам приходят верующие, они исповедуют свои грехи, и нам нужно исправлять этих людей. И как часто мы слышим от того или иного священника грозное обличение наших грехов, сталкиваемся с совершенно непримиримым, жестким учительством!.. Иногда такое учительство даже порабощает человеческую волю.

А при чем же здесь кротость? — Да ни при чем. Нет в таком учительстве кротости! А значит, не будет и исправления грехов. Исправить человеческие грехи можно только тем духом, в котором дышит любовь к грешнику. Почему так? Да потому, что кроткий человек, поучая другого, в первую очередь помнит о своих грехах. А если, помня о своих грехах, ты слышишь о чужом грехе, — как же ты можешь безоглядно обличать этого несчастного? Подлинное пастырство, учительство и исправление грехов возможны только тогда, когда священнослужитель, пропуская через собственное сердце воздыхание кающегося грешника, отвечает ему, памятуя о своих грехах, — такое слово никогда не будет словом властным, подавляющим чужую волю. Оно будет всегда исполнено смирения и любви.

Человек устроен так, что когда ему говорят что-то противоречащее сложившимся у него привычкам, убеждениям, то, даже соглашаясь с этими словами, человек чувствует в сердце особое неспокойствие, внутренний разлад. Всякое обличение — даже самое справедливое — ранит человека и лишает его покоя. И в ответ на такое обличение кающийся грешник всегда будет искать самооправдания и чувствовать некое желание воспротивиться столь грозному и строгому учительству. Пусть это грозное и строгое учительство очень мудро, пусть умом человек будет с ним согласен, но в глубине сердца ему будет очень трудно принять такое.

78

 

 

То, что справедливо в отношении пастырства, справедливо и в наших, человеческих взаимоотношениях: ведь мы тоже сталкиваемся с человеческой неправдой, с грехами, с раздорами, и в первую очередь в наших семьях, среди родных и близких нам людей. Нам очень хочется исправить мужа или жену, детей или даже престарелых родителей... Нам непременно хочется что-то подправить в их жизни. И нередко нам кажется, что это желание справедливо: мол, есть, есть нужда в исправлении! Нужно только проявить власть!..

Почему один человек может господствовать над другим? Почему свободные люди подчиняют свою волю другим людям? Существует тайна человеческой власти, до конца, может быть, и не понимаемая нами. Но у этой тайны есть нравственное и Божественное измерение. Тайна власти обращается во спасение тогда, когда сама власть служит другим. Нет иного назначения власти — только служение. И чем выше человек продвигается по ступеням служебной лестницы, чем больше у него власти, тем должно быть больше внутреннего смирения, тем выше должно быть осознание необходимости употреблять свое положение во благо других людей. Это справедливо не только в отношении тех, кто имеет политическую власть, но и тех, кто имеет власть экономическую. Это справедливо по отношению к богатым людям, потому что богатство — это всегда власть, в том или ином масштабе. Если человек имеет средства, которые по своему объему превышают необходимые для него затраты на собственную жизнь, то это означает, что ему вручается Богом особая ответственность за других. Добрые дела, благодеяния — это не прихоть богатого человека, а требование к нему, если он желает, чтобы его богатство не обернулось погибелью души. Точно так же и для людей, обладающих политической властью, требование служить другим заключает в себе единственно правильное и Богом определенное понимание власти.

То, что мы говорим о власти и богатстве, имеет непосредственное отношение и к власти церковной. В Церкви всякая власть тем более должна сопровождаться служением, — и чем выше поднимается человек по ступеням церковной власти, тем более жертвенным и самоотверженным должно быть его служение. Только этим может оправдаться тот, кому Бог вручает власть над другими. Вот почему Спаситель, отвечая на странное вопрошение Иакова и Иоанна, говорит им: Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит (Мк. 10,40). В противном

79

 

 

случае это было бы нарушением Богом учрежденного порядка, разрушение которого приводит к уничтожению самой человеческой жизни.

Так будем же помнить великие слова апостола: Исправляйте таковых в духе кротости! Ибо нет другого способа властвовать, деятельно воздействовать на душу другого человека, как только с любовью и кротостью передавая ему свои мысли, свои пожелания и разделяя с ним свою молитву.

Почему отец Серафим Вырицкий стал святым человеком? Почему к нему приходили сотни и тысячи? Почему так часто люди молятся у его могилы? Потому что он исправлял людей духом кротости, не силой, не властью, а духом кротости.

Жизнь, конечно, многообразна. Иногда мы сталкиваемся с такой несправедливостью, которую духом кротости не исправишь, — тут открывается иная сфера человеческой жизни, на которую не распространяются слова апостола Павла. Его слова распространяются только на сферу духовной жизни, на наши отношения с ближними, над которыми мы не имеем власти и которых можно исправить только духом кротости.

Слова апостола Павла относятся также и к пастырям Церкви, осуществляющим свое учительство и исцеляющим людей от их духовных недугов. Пусть память о святом преподобном Серафиме Вырицком поможет всем нам — и пастырям, и простым верующим людям — в общении с ближними (особенно когда это общение связано с исправлением грехов) всегда духом кротости творить благое.


Страница сгенерирована за 0.42 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.