13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Выступление на встрече с членами правительства Калининградской области, депутатами областной думы и общественностью региона, 23. 03. 2009
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ВСТРЕЧЕ С ЧЛЕНАМИ
ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ,
ДЕПУТАТАМИ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА
23. 03. 2009
Уважаемый Георгий Валентинович1! Уважаемые члены правительства и депутаты! Дамы и господа!
Спасибо за теплые слова. Я очень рад встрече с вами. Сегодня у меня состоялась прекрасная беседа со студентами. Мы говорили о важных вещах. Должен сказать, что приятное впечатление на меня произвели лица молодых людей, интересным было общение. Иногда говорят о том, что у нас плохая молодежь, но это не так, — у нас хорошая молодежь.
Несколько дней тому назад Дмитрий Анатольевич Медведев2 пригласил меня принять участие в Совете ректоров России. Я имел возможность после Президента также обратиться к ректорам и говорить на тему воспитания. И сегодня, общаясь со студентами, я почувствовал, насколько востребована эта тема.
Мне кажется, что современного человека не следует водить за руку. Есть два способа управления людьми. Один — тот, который существует
1 Боос Г. В., в то время губернатор Калининградской области.
2 С 2008 по 2012 г. Президент Российской Федерации.
70
в тоталитарных странах (он был и у нас, в Советском Союзе), когда государство на основе идеологии регламентирует поведение человека. Этот способ позволяет мобилизовать людей на решение каких-то задач. Но он тяжело воспринимается людьми, потому что каждый чувствует отсутствие свободы. Ее недостаток очень больно переживается человеком, потому что Бог создал нас внутренне свободными. Когда людей постоянно дергают, хватают за руку, говорят, что можно делать, а что нельзя, — это вызывает у них отрицательную реакцию. Мы знаем, чем закончился в нашей стране эксперимент по установлению контроля над поведением, над мыслями граждан — полной неудачей.
Но есть другой способ управления, он существует во многих государствах, где человек на вопрос, свободен он или нет, ответит, что он полностью свободен. Там за счет базовых ценностей формируется определенный поведенческий стандарт. Ведь мы, придя в гости в хороший дом и видя, как красиво все сервировано, как лежат приборы, как одеты люди, поневоле подчинимся этим правилам, чувствуя себя совершенно свободно. То же самое, я думаю, происходит и в управлении людьми. Очень важно предложить привлекательную систему ценностей. Тогда внутри нее человек по собственной воле делает то, что идет на общее благо.
Я говорю это здесь, на заседании правительства с участием представителей общественности, потому что сегодня важно понять, что формирование базисных ценностей — для России задача номер один. Я с огромным удовлетворением выслушал первое обращение нашего Президента к Федеральному собранию в минувшем году, в котором он говорил на эту тему. Я полагаю, что понимание этой проблемы вырастает из убеждения, что если таких ценностей не существует, то, в конце концов, теряется специфика страны, народа, сохраняется только ее географическое название.
Я понимаю, что любое правительство, будь то федеральное или областное, любой руководящий орган, любая исполнительная власть озабочены решением актуальных проблем. То, о чем мы сейчас с вами говорим, не входит в вашу повестку дня, далеко от решения конкретных задач, которые ставит перед вами жизнь. Тем не менее мы никогда не должны забывать стратегическое направление нашего развития, нужно понимать, какую страну мы хотим построить.
71
Когда нам говорят, что сейчас главное — преодолеть экономический кризис, это не вся правда. Конечно, экономический кризис — это очередной вызов для страны. Но за решением этих сиюминутных задач должна скрываться и стратегическая перспектива. Я ее вижу как строительство духовно сильного, свободного, культурного государства. Каждый человек должен обладать ярко выраженным национальным самосознанием. Мы можем вместе отстаивать базисные ценности как нравственную систему координат, используя их для общего развития страны.
Если перевести все это на более понятный язык, то речь идет не об идеологии, потому что это — скоропреходящее явление. Не существовало ни одной идеологии, которая, даже опираясь на мощный государственный аппарат, распространяла бы свое влияние дольше, чем на 3-4 поколения людей. Идеология сама себя изживает, мы же говорим о системе ценностей, в рамках которой происходит общественное развитие.
Здесь, на нашем западном порубежье, эта тема особенно важна, не только для молодежи, но и для всех нас, в том числе для тех, кто несет ответственность за развитие региона. Мы живем на стыке разных культур, в эксклаве1, являясь органической частью России. Мы находимся в инокультурном, иноцивилизационном окружении, и для того, чтобы в рамках свободного и открытого общества наш диалог с соседями и с миром не был обречен на поражение, чтобы мы остались собой в условиях открытого общества, мы должны быть очень сильными. Это прежде всего — сила нашего духа, нашей веры, наших нравственных убеждений, на которых и должны выстраиваться стереотипы поведения.
Обращаясь к ректорам, наш Президент высказал очень важную, на мой взгляд, мысль о том, что без системы ценностей, без системы нравственных координат не может быть стратегического развития страны. Мы должны знать, что мы защищаем, что поддерживаем, что не должно ни при каких условиях исчезнуть из нашей жизни. Ориентация на решение экономических проблем необходима, потому что от экономики зависит очень многое. Но это не должно застилать наше зрение. И было бы неправильно говорить, что о стратегии должны размышлять только в Москве, — полагаю, мы все сегодня думаем о том, какой должна быть Россия. Если наша страна будет самобытным,
1 Эксклав — несуверенный регион, отделенный от основной территории страны и окруженный другими государствами.
72
духовным, нравственно сильным, открытым к другим, экономически процветающим государством, она станет примером для очень многих.
За последние десять лет Русская Православная Церковь предпринимала на международной арене значительные усилия, свидетельствуя, что у России в XX веке был совершенно уникальный исторический опыт, который не прошел для нас даром, ибо такие страдания не испытала ни одна европейская держава. Я думаю, что эти свидетельства, которые шли из России, сегодня многими услышаны и помогли многим людям понять ошибочные пути развития современной цивилизации. Не буду называть имена западных политических деятелей, но сегодня мы видим, что некоторые президенты и премьер-министры вдруг начинают говорить о том, о чем Русская Церковь говорила десять лет назад. Причем тогда наше свидетельство сопровождалось в лучшем случае снисходительными улыбками, а чаще всего просто игнорировалось. Сегодня именно экономический кризис на Западе помогает понять нашу правоту. Но если это свидетельство будет подкреплено реальной жизнью, успехами России в области экономики, социальной жизни, культуры, образования, науки, если все это мы будем развивать на основе духовных, нравственных и культурных базисных ценностей народа, тогда действительно наш пример может стать очень и очень важным.
Нам ни в коем случае нельзя поддаваться на соблазны видеть главной своей целью рост материального благополучия и потребления. Именно эта задача была поставлена на Западе. Планка потребления поднялась так высоко, что в беседе с руководителем одного мощного западноевропейского государства я вдруг услышал удивительные слова: «Мы не знаем, с чем нам теперь выходить к нашим избирателям. Жить лучше, чем мы сейчас живем, невозможно, потому что тогда не хватит ресурсов. Мы достигли такого материального уровня, когда существует полное благополучие. Но ведь партия, призывающая людей на выборы, не может стоять на месте, она должна обращать к людям новые лозунги, новые призывы».
Мы понимаем, что материальное благополучие является очень важной составной частью человеческой жизни, и будет лицемерием говорить о том, что это не важно, особенно для России, в которой уровень достатка и уровень потребления в среднем по стране остаются низкими. Тем не менее, будучи озабоченными необходимостью улучшать экономические условия, мы должны помнить, что мироощущение человека
73
определяется не только количеством денег в кармане или на банковском счете, — построение гармонической личности и гармонических отношений обязательно предполагает вместе с экономическим развитием также и развитие духовное.
Я хотел бы, уважаемый Георгий Валентинович, поблагодарить Вас и всех присутствующих за те усилия, которые сегодня предпринимаются в Калининградской области. Дай Бог, чтобы мы могли успешно развивать нашу экономику, социальную сферу, образование и культуру, чтобы все это основывалось на базисных ценностях нашего народа, которые передаются через национальную традицию, через нашу веру.
Вне зависимости от отношения людей к вере, надо признать огромное значение Церкви как хранительницы базисных ценностей народа. И, может быть, то, что в лихие девяностые годы прошлого века все не разлетелось так, как могло разлететься, во многом было обеспечено генетическим кодом, заложенным когда-то Церковью в бытие нашего народа. Этот генетический код сработал, он обеспечил наше самосохранение. Поэтому мы должны бережно сохранять и развивать национальные традиции, и тогда Господь приклонит к нам милость — экономически будем жить не хуже, чем наши соседи, а, может быть, даже и лучше. Учитывая потенциал России — непременно лучше. Важно не потерять главное в нашем развитии, в нашей жизни.
Я придаю большое значение тому опыту, который получил за годы своего пребывания в Калининграде. Георгий Валентинович правильно употребил слово «пребывание» в отношении моего служения здесь, потому что, находясь чаще всего в Москве, я всегда, каждый день, и умом и сердцем был с Калининградом, потому что практически ежедневно приходилось дистанционно решать вопросы, относящиеся к религиозной жизни Калининградской области. Это большой и очень важный для меня опыт. Я хотел бы поблагодарить всех вас за сотрудничество, которое было у нас, особенно в последние годы. Нам действительно многое удалось сделать. Никого не хочу называть по имени, но со многими у меня были тесные взаимоотношения, я чувствовал вашу поддержку и навсегда сохраню это в памяти. Мне тяжело расставаться с нашим городом, поэтому я сегодня принял решение в полной мере с Калининградом не расставаться1.
1 Святейший Патриарх оставался правящим архиереем Калининградской епархии до 21. 10. 2016 г.
74
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.