13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово после молебна в кафедральном соборе Святых жен-мироносиц г. Баку, 6. 11. 2009
СЛОВО ПОСЛЕ МОЛЕБНА В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ г. БАКУ
6. 11. 2009
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященство1! Дорогой о Господе владыка Александр2!
1 Митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси (ныне Почетный Патриарший экзарх всея Беларуси на покое), Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат); еп. Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий.
2 Еп. Бакинский и Прикаспийский (ныне архиеп. Бакинский и Азербайджанский).
521
Я хотел бы сердечно приветствовать всех вас, а также духовенство Бакинско-Прикаспийской епархии и верующий народ.
Испытывая чувство радости от встречи с вами, я радуюсь тому, что православная вера сохраняется в нашей православной общине здесь, в Азербайджане, что от силы в силу (Пс. 83, 8) возрастает эта епархия и, несмотря на свою относительную малочисленность, являет добрый пример веры Христовой, пример разумного построения отношений с приверженцами другой религии, участвуя во всех благих делах, которые совершаются в современном Азербайджане.
На этом месте пострадал апостол Варфоломей — один из двенадцати учеников Христовых. На его крови основана Церковь этого града, а история христианской общины восходит здесь к глубочайшей древности. Мы свидетельствуем о том, что преемственно, на протяжении двух тысяч лет, сохранялась здесь православная вера. И сегодня чада Бакинско-Прикаспийской епархии несут ближним свое свидетельство о Христе.
Я радуюсь тому, что вижу. Вспоминаю, как восемь лет назад мы освящали этот храм, который, как Вы сказали, владыка, не был еще в полной мере готов к освящению. Сегодня мы видим плоды Ваших совместных со священниками и приходскими активистами трудов, видим, как преобразилось это место. Но самое главное, что здесь сохраняется вера.
Новая эпоха ставит перед всеми нами много проблем. Для того чтобы сегодня быть православным, мало только ходить в церковь, хотя, конечно, и это немаловажно. Ведь в храме мы встречаемся с Богом, здесь мы не только разумом, но и сердцем воспринимаем Его присутствие в нашей жизни, получаем реальный опыт веры, здесь мы молимся Господу и слышим Его ответ. Если бы не было этого ответа, никто не приходил бы в храмы, как к пустому колодцу не ходят люди, а идут туда, где можно почерпнуть воды и напиться. В храмах Божиих, этих духовных кладезях, пребывает Божественная благодать, и мы питаемся ею, реально чувствуя Божие присутствие.
Очень важно, чтобы человек, называющий себя сегодня православным, знал, во что он верит, чтобы он мог передать свою веру детям и внукам.
Это непростая задача, потому что старшее поколение еще во многом связано с тем, что отрицательно влияло на церковную жизнь в эпоху
522
атеизма, а молодое поколение нередко не осознает своей глубинной связи с Православной Церковью, не понимает, что быть православным — означает хранить в сердце Божий закон, живя в соответствии с которым только и можно оставаться человеком. Когда мы нарушаем Божий нравственный закон, то из людей превращаемся в зверей — либо злобных и агрессивных, неспособных к совместной жизни, либо теплохладных и безразличных, работающих только во имя своих эгоистических устремлений. И то и другое опасно для рода человеческого, потому что разрушает ткань здоровых отношений и наполняет жизнь людей великими скорбями.
История последних двух тысяч лет свидетельствует о том, как Церковь Божия становилась мощным ферментом, который, подобно дрожжам, заквашивал общественную жизнь, возбуждая в людях ревность об истинных ценностях. Но сегодняшняя жизнь выхолащивает духовную основу нашего бытия. Так называемая современная культура ориентирует человека главным образом на потребление материальных благ, а духовная составляющая остается на периферии. Мысль современного человека, его энергия, его целеполагание зачастую лежат в области материального. Но если жизнь духа в нем угасает, он перестает быть человеком.
Каждый из нас проходит в своей жизни через скорби. Это совершается по Промыслу Божиему: кого-то Господь посещает болезнью, кого-то семейной неудачей, кого-то проблемами по службе. Но ведь и радость дает Господь! Мы знаем, как часто люди, лишенные духовной составляющей, надрываются от внешних скорбных обстоятельств жизни, — им не хватает сил, чтобы справиться с бедами и мужественно перенести испытания. Недаром во время войны зачастую побеждает не тот полководец, у кого хорошее оружие и вымуштрованная армия, а тот, чьи солдаты имеют более мощную, чем у противника, силу духа. Так и у нас — мы преодолеваем скорби, когда живем духовной жизнью, когда воспитываем в себе силу духа и опираемся на эту силу.
Всем вам, мои дорогие, я от всего сердца желаю хранить веру православную, разделять эту веру со своими детьми и внуками, опираться на нее и в радостях, и в скорбях. И тогда мы преодолеем любые обстоятельства, потому что силой Божией мы становимся сильнее всех жизненных катастроф.
523
Мое особое слово — к духовенству. Вы несете свое служение в сложных условиях. Ваша проповедь должна быть сопряжена с мудростью, должна нести в себе ясное и отчетливое свидетельство о православной вере. Вы содействуете воспитанию нашего народа в православной вере, преодолению остатков безбожия и язычества, различного рода предрассудков и суеверий, которые еще нередко встречаются.
Но для этого надо быть просвещенными, в нас не должен иссякать живой интерес к Слову Божиему. Чтобы убедительно проповедовать, необходимо жить теми мыслями, которые мы хотим передать людям, иначе любые слова становятся пустыми, утомляющими и даже раздражающими.
Поэтому нужна постоянная работа над собой. Священник должен всю жизнь учиться; курс семинарии не является достаточным для того, чтобы во все более сложных условиях жизни достойно осуществлять пастырское служение. Всех вас призываю к постоянной работе над собой: больше молитесь, призывайте милость Божию и благодать Его на свою жизнь и, преломляя Божественное Слово через себя, несите его людям.
Я благодарю Вас, владыка, за Ваши труды. Вы приняли то, что сегодня уже можно назвать епархией, в сложный, переломный момент нашей истории. Я могу свидетельствовать о том, как много сделано, и хотел бы пожелать Вам помощи Божией, чтобы и дальше успешно вести церковный корабль. Надеюсь, что поддержка духовенства и всего верующего народа будет помогать Вам и дальше достойно осуществлять свое служение. В знак моей признательности за труды, осуществляемые Вами по управлению Бакинско-Прикаспийской епархией, я хотел бы преподнести Вам панагию, символ епископского служения.
В память о посещении этого святого храма я хотел бы передать образ Спасителя, чтобы он напоминал вам, мои дорогие, о сегодняшнем нашем молитвенном общении. Когда вы будете прикладываться к нему, вспоминайте также и Патриарха, служение которого невозможно без вашего соучастия, в первую очередь молитвенного. Каждое воздыхание, которое вы будете обо мне обращать ко Господу, станет реальной помощью и опорой для меня в несении патриаршего креста. На этой иконе начертана надпись, которая будет вам напоминать о нашем совместном молении и о радости встречи.
524
А на память тем, кто собрался сегодня здесь и кто пожелает получить мое благословение, я просил бы раздать иконочки с изображением святого апостола Варфоломея и с моим благословением. Не могу на каждого из вас возложить руку и благословить, но, унеся эту иконочку домой, каждый из вас таким образом установит духовный мост со своим Патриархом. Храни вас Господь!
Я хотел бы сердечно приветствовать владыку митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, и владыку митрополита Эммануила Галльского, представителя Константинопольского Патриарха, правящего иерарха Галльской епархии во Франции. Рад видеть вас, дорогие владыки, и вместе с вами участвовать сегодня в этой молитве.
Рад приветствовать также представителей Русского мира дальнего зарубежья, которые участвуют в III съезде русской общины Азербайджана. Божие благословение да пребывает со всеми нами! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.