13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово на Торжественном акте во Дворце Республики г. Минска,25. 09. 2009
СЛОВО НА ТОРЖЕСТВЕННОМ АКТЕ ВО ДВОРЦЕ
РЕСПУБЛИКИ г. МИНСКА
25. 09. 2009
Ваши Высокопреосвященства1! Дорогие отцы, братья, сестры! Дамы и господа!
Для меня большая радость встретиться с вами здесь, во Дворце Республики, поговорить от сердца к сердцу, поделиться мыслями, которые посетили меня при соприкосновении с реалиями вашей жизни. На балконе этого зала висит замечательный баннер, где написано: «За сильную и процветающую Беларусь». Позвольте мне присоединиться к этому лозунгу — не как иностранцу, а как человеку, для которого судьба Беларуси означает не меньше, чем судьбы России и Украины. Потому что Патриарх, сберегая духовное наследие Киевской Руси, имеет
1 Митр. Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, ректор Института теологии (ныне Почетный Патриарший экзарх всея Беларуси на покое); члены Синода Белорусской Православной Церкви; архиеп. Волоколамский (ныне митр.) Иларион.
476
непосредственное отношение к жизни каждого народа, отождествляет с ним свою жизнь, посвящает ему молитвы и воздыхание ко Господу.
Я рад свидетельствовать о том, что возрождение Православия в Беларуси, по которой некогда жестоко прошелся каток атеизма, сегодня имеет огромное значение для возрождения страны, ее духа, традиций, для нравственного самоопределения людей. Почему я говорю об этом? Потому что прошло время, когда кто-то с высоты светской или церковной власти мог требовать от граждан непременного и жесткого исполнения указаний, особенно в такой интимной сфере, как духовная жизнь. Каждый человек создан Богом свободным, и эта свобода обеспечивает ему способность отличать добро от зла. Кто же его грозный судия? Совесть! Поэтому мы говорим только о том нравственном самоопределении личности, общества и даже государства, которое согласуется с моральной ответственностью.
Церковь призвана оберегать этот тонкий инструмент — человеческую совесть. Она должна вдохновлять людей на то, чтобы ни при каких обстоятельствах они этот голос в себе не заглушали. Традиция единой Святой Руси является мощным фактором, определяющим систему ценностей. В современном мире легко заблудиться, часто правда мешается с ложью. Нередко человеку трудно понять, куда идти. То, что мы сегодня называем глобализацией — это мощные инокультурные влияния, которые входят в жизнь этносов, Церквей, религий. Та система ценностей, с которой мы живем, является самым важным фактором, определяющим нашу религиозную и национальную принадлежность.
Я благодарю Бога за то, что Белорусская Православная Церковь, несмотря на тягчайшие обстоятельства исторического бытия, сохранила духовное воздействие на свой народ. Никакого диктата, никакой власти, никакой внешней силы в этом воздействии нет. Оно не напоминает раскаты грома, скорее в нем — тонкое дуновение ветра (3 Цар. 19,12). Когда люди чувствуют теплый благодатный ветер, они сами обращаются лицом к этому движению воздуха. Воздействие Церкви на умы и сердца людей заключается не во власти, не в диктате, не в употреблении силы, а в этом легком дыхании ветра, в способности передавать людям Слово Божие, которое является носителем окончательной Истины, столь необходимой для полноты жизни. Тогда поворот в сторону этого дыхания является сознательным, свободным, разумным,
477
а потому и непререкаемым для самого человека. Его никто не разворачивал в ту сторону, никто не дергал за руку, он сам отозвался.
Как важно, чтобы Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не отождествляла себя с властью, силой, могуществом, но имела возможность смиренно и спокойно свидетельствовать о правде Божией, которая разворачивает личность в сторону вечных ценностей. Если люди пойдут навстречу Божиему дыханию, веянию Божественной любви, не страшны будут никакая глобализация, никакое влияние извне.
Беларусь расположена между Россией и западным миром и является частью православной цивилизации. Это не мост и не шлюз, а православная страна, в которой живут люди разных религий, других конфессий, она несет на себе печать самой западной части Святой Руси, пограничной зоны. Она соприкасается с другими мирами и цивилизациями. Не всегда в истории это соприкосновение было легким, иногда оно становилось трагическим. Именно здесь в 1941 году наши братья и сестры первыми встретили удары немецких штыков и встали на защиту своего Отечества. А если вспомнить всю историю — с переменами границ, изменениями властных структур, — народ часто был объектом приложения разных политических сил.
Один батюшка, которого я очень уважал, — не буду сейчас называть его имени, но его многие хорошо помнят, особенно священнослужители старшего поколения, — рассказывал мне, что происходило во время войны, когда он должен был защищать свой народ, своих прихожан. К нему приходили немцы и требовали, угрожая оружием, выдать партизан, сдать защитников Отечества. Ему нужно было найти правильные слова, чтобы не спалили деревню, не поставили людей к стенке. Это была не простая дипломатия, отстаивающая принципы с открытым забралом, — нужно было набраться мудрости и смирения перед лицом столь опасного выбора. Тот батюшка сумел защитить свой народ. Также он рассказывал мне о том, как пришли партизаны и стали просить его, чтобы он непременно завтра же утром поднял людей против немцев, которые якобы должны были прийти в это село. Каким-то внутренним чувством священник вдруг понял, что здесь что-то не так. Он рассказывал мне: «Прошу: Господи, как бы мне на улицу выйти хоть на мгновение». Выпустили его из хаты, отошел он на несколько метров и увидел, что партизаны пулеметы ставят не в сторону дороги, а в сторону леса. Он понял, что это не партизаны, а изменники, которые провоцируют
478
его на конфликт, а в результате может погибнуть вся деревня. У этого батюшки хватило воли, смелости, сил пойти на конфликт. А если бы это были настоящие партизаны? «Пришили» бы ему коллаборационизм. Своей пастырской совестью, духовным чутьем он почувствовал опасность и защитил своих прихожан.
Позвольте процитировать замечательные слова белорусского поэта Максима Богдановича1: «Трудолюбивая пчела умеет собрать мед и с горьких цветов». Такова судьба Беларуси. С горьких цветов, с горьких трав — межгосударственных, межцивилизационных конфликтов — народ, вдохновляемый своей Церковью, ориентируемый на подлинную систему ценностей, умел собирать мед.
Я пастырь, и в первую очередь для меня важны духовные достижения. Ваши успехи заключаются в росте религиозного сознания, в увеличении количества храмов, в обращении интеллигенции к Церкви, в способности Церкви вести диалог с современным обществом. Но мне хотелось бы сказать и о других важных шагах вашей страны.
Беларусь не имеет богатых минеральных ресурсов, здесь не существует никакой тотальной системы налогообложения населения, страна созидает свой общественный и экономический вклад, основываясь на трудолюбии, культуре труда и свободном волеизъявлении белорусов — тружеников этой земли. При этом, несмотря на внешнюю критику, с которой вы все знакомы, в стране существует высокая степень общественного согласия. Ощутимую стабильность белорусскому обществу придает созидательная роль Православной Церкви и ее добрые отношения с другими конфессиями. В стране нет межконфессионального напряжения, а есть уважительные диалоги между разными религиозными группами. Я считаю это большим достижением нашей Церкви, лично владыки митрополита Филарета, а также руководителей тех религиозных групп, с которыми мы состоим в добрых и партнерских взаимоотношениях.
Созидание государственности и национального характера невозможно без глубокой связи с историческими корнями народа, с его церковной и светской культурой. На органическом единстве высокой духовности и самобытности характера белорусского народа зиждется здание государственности Беларуси. Та же реальность всегда
1 Богданович М. А. (1891-1917), классик белорусской литературы, один из создателей белорусской литературы и современного литературного белорусского языка.
479
присутствовала в национальном строительстве в России, на Украине, в Молдове. Мы братья не только по вере, но и по мироощущению, национальному самосознанию, традициям, в том числе и общинного строительства. Историческая взаимосвязь народов, которые вышли из Киевской купели Крещения, отражена и в наших общих истоках, и во всех сферах культуры, просвещения, науки, искусства.
В Беларуси находится один из трех Софийских соборов Древней Руси, монументальный памятник архитектуры, построенный в середине XI века в Полоцке при князе Всеславе1. Он является символом единой духовной реальности Святой Руси. София Киевская, София Новгородская, София Полоцкая — это маяки, с одной стороны, освещающие наше общее пространство, а с другой — крепостные стены, свидетельствующие о единстве этого духовного пространства, о его силе и способности защищать свою самобытность. Сегодня сквозь толщу веков эти храмы напоминают нам завет предков о братстве, единстве, взаимопомощи, несмотря на политическую конъюнктуру. Все вторично, первична наша общность. Именно из нее должна вырастать политика, которая не должна корректировать базисные ценности народа, впитанные с молоком матери и укоренившиеся в нашем сознании. Только такой курс, учитывающий духовные, нравственные, культурные сокровища единого народа Святой Руси, будет востребован и поддержан.
Говоря об общем социокультурном пространстве, мы вспоминаем, что многие известные деятели литературы, искусства и науки были по своему рождению белорусами. Белорусские ремесленники и архитекторы создали уникальные памятники и здесь, в Беларуси, и за ее пределами. Белорусские писатели занимают значительное место в развитии нашей единой художественной литературы, вне зависимости от того, на каком языке она создавалась. У нас сформировался цельный образ положительного героя, который впитал в себя нравственные и духовные ценности народа. Он вырос из замечательной житийной литературы, из книг, из повествований о святых, вошел в плоть и кровь классической литературы и даже сохранился в советской литературе, вычеркивавшей слово «Бог» или писавшей его с маленькой буквы. Замечателен вклад в сферу народного образования белорусского первопечатника
1 Всеслав (ум. 1101), князь полоцкий, единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на Киевском великокняжеском престоле.
480
и просветителя Франциска Скорины1. Благодаря его стараниям, белорусы одними из первых в Европе, еще в 1517-1519 годах, получили свою печатную Библию. Другие его издания также оказали влияние на духовную культуру Беларуси и Украины, способствовали возникновению книгопечатания в Москве.
Различные конфликты, попытки разделить нас и посеять вражду, крушение политических режимов прошлых столетий — все это не смогло сломить волю братских народов к единению. История взаимоотношений народов России, Беларуси и Украины похожа на жизнь трех взрослых братьев, у каждого из которых есть свой дом, своя семья, свое хозяйство, свои интересы. Но каждый из них сознает, что только вместе они смогут противостоять невзгодам и идти вперед.
Православная Церковь, как добрая мать, хранит в народах-братьях дух верности однажды избранному историческому пути. Народы, когда меняют направление, сбиваются с дороги и уходят со сцены.
Начиная со времен Киевской Руси каждый из этих народов прошел долгий и сложный путь становления, часто терпя лихолетья войн и природных катаклизмов. И белорусы, один из самых миролюбивых народов Европы, с мягким сердцем, доброй улыбкой, со способностью не отвечать злом на зло, проявили несокрушимую стойкость во время страшных испытаний, выпавших на их долю. XX век ознаменовался немецкой оккупацией во время Первой и Второй мировых войн, политическими репрессиями сталинской эпохи, полонизацией Западной Беларуси. В середине прошлого столетия всему миру стали известны названия, дотоле незаметные на карте многострадальной белорусской земли. Я имею в виду урочище Куропаты под Минском, где богоборческими властями были безвинно расстреляны десятки тысяч людей, и Хатынь, символизирующую 136 белорусских деревень, сожженных нацистами и их приспешниками вместе с жителями.
Но нацистский террор не смог сломить дух народа. К 1944 году партизанское движение в Беларуси стало самым массовым и мощным в Европе. Ни в одной стране не было столь сильного партизанского сопротивления. Несгибаемый патриотизм белорусов воспет в творчестве многих сынов своего Отечества. Я хотел бы процитировать писателя
1 Скорина Ф. (ок. 1490-1551) — восточнославянский первопечатник, философ-гуманист, писатель, общественный деятель; переводчик и издатель Библии.
481
Якуба Коласа1, который говорит: «Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины. Человек без родины — нищий человек». Но ведь «родина» — не географическое понятие. Как важно сегодня осознавать, что Отечество — это не пограничные столбики с изображением государственного герба, а система ценностей, вера, язык, то, что нас объединяет в один народ. Именно душа народа, укорененная в добродетелях любви к Отчизне и сострадании к ближнему, воспитанная веками на христианских духовных ценностях, и смогла выстоять в те страшные годы.
В XX веке жителям Беларуси пришлось перенести не только последствия военных конфликтов и интервенций. Чернобыльская авария стала причиной радиационного загрязнения свыше 20 % белорусской территории. Народ явственно ощутил страшную опасность, которая исходит от безответственного обращения со сложной техникой. Но благодаря своему героическому терпению и твердой воле белорусы вышли победителями и из этого несчастья.
В слове «Беларусь» заключено название цвета, который всегда был символом чистоты, мира, духовности. Однако именно на белом цвете отчетливей всего видны пятна. Маленькое пятнышко на белом клобуке очень заметно. Вот почему белый клобук венчает главу высших иерархов Церкви, — чтобы они помнили, что даже небольшое пятно темного цвета, самая маленькая грязь будут видны людям. Беларусь — особое место Святой Руси, которое, пройдя через страдания, сохранило свою подлинность, свою веру, и во многом незапятнанность этой страны может быть примером для других мест. Но мы должны постоянно помнить о том, какими непомерными трудами, кровью и страданиями сохранялся белый цвет Руси, здесь пребывающий.
Трагическую историю XX века дополнили катастрофические реалии начала 1990-х годов. Распад СССР не только дестабилизировал социально-экономическую и политическую жизнь входивших в него республик, но и едва не стал причиной возникновения вражды между братскими славянскими народами. Однако руководителям Российской Федерации и Республики Беларусь удалось выправить ситуацию и принять судьбоносное решение о создании Союза двух государств, к которому определенно подталкивала воля обоих народов.
Современное развитие наших братских государств показывает, что потенциал Союза России и Беларуси представляет собой ощутимую
1 Колас Я. (1882-1956), белорусский советский писатель, поэт, переводчик.
482
силу. Наши страны играют самостоятельную, уникальную роль на Евразийском континенте, без которой немыслимы европейские и азиатские экономические и социально-политические системы. У идеи союза двух государств огромное консолидирующее значение, поскольку ее поддерживает большинство населения во всех социально-демографических, территориальных и электоральных группах. Не нужно делать никаких специальных социологических исследований, это лежит на поверхности и каждый из нас об этом знает.
Сегодня мне хотелось бы призвать всех политиков, все элиты в России и в Беларуси: дорожите этим союзом, который создан в согласии с народной волей, который благословляет Православная Церковь! Помните о том, что никакие соображения мелкой политической и экономической выгоды не могут быть поставлены рядом с нашей вековой историей и нашим общим будущим. При всем этом мы должны ясно понимать, что существуют суверенитеты государств, что надо уважать независимость каждой из республик бывшего Союза, поддерживать национальное государственное достоинство и одновременно сохранять то единство, которое способно обеспечить наше совместное процветающее будущее.
Единство духовной традиции обязывает нации, скрепленные одной судьбой, к добрым взаимоотношениям. К нашему братству принадлежат и Украина, и Молдова, и многие народы общей славянской цивилизации. Только образуя единую систему духовных, культурных, политических, экономических связей, мы сможем в третьем тысячелетии быть полноценными партнерами других государств и их союзов, как на европейском, так и на евразийском пространстве. Уже сейчас мы видим развитие многих болезней, с которыми сталкивается современное общество. В этом контексте задача наших народов — не только отстоять свою идентичность, но и стимулировать процесс выздоровления всего европейского континента, помочь решить те экономические, нравственные, духовные проблемы, которые переживает Европа.
Я сегодня вспоминал Чернобыльскую катастрофу. Но может случиться и духовный Чернобыль. Полное безразличие к жизни души, погоня исключительно за материальными благами, увлечение псевдодуховными учениями, основанными на человеческих страстях, — вот очаги множественного поражения в современном мире. Это источники стагнации, загнивания, начинающейся гангрены. Представьте, какой
483
страшный вред себе и своим близким может нанести попавший в эти путы человек, если он не защищен сильными, неизменными, нравственными, Божественными ценностями.
История России и Беларуси помнит полемические трактаты Симеона Полоцкого1, направленные против упадка нравов и пережитков язычества в народе. Его призывы сегодня напоминают нам о важности исторического преемства во взаимодействии Церкви, государства и общества.
В современной Беларуси гармоничному развитию общества помогает система церковно-государственных соглашений. Партнерство Церкви и государства ради блага народа — это нормальное и естественное явление для Европы. Надеемся, что такое партнерство будет неизменно сохраняться и развиваться во всех странах нашего единого цивилизационного пространства исторической Руси.
Важная область этого партнерства — забота о духовном здоровье людей, о нравственной силе народа. Необходимо помнить, что стабильным и перспективным может быть только то общество, в котором болезнь называется недугом и подлежит лечению, а цветущий здоровый вид должен вызывать у людей желание вести правильный образ жизни. В социуме, где белое называется черным, а больного изображают на рекламных щитах как образец для подражания, будущее личности и народа оказывается под угрозой.
Мы видим, что укорененность в наших подлинных, духовных, евангельских, нравственных ценностях способна созидать здоровое общество, но самое главное — может помочь каждому человеку отличать болезнь от здоровья, избавляться от недугов, ограждать свой организм от заразы.
Примером такого понимания жизни может служить святая Евфросиния Полоцкая2. Она занималась не только внешним благоукрашением своей земли, не только храмоздательством, но покровительствовала развитию живописи, прослыла первой белорусской благотворительницей. Она старалась содействовать духовному, нравственному и физическому развитию нации.
Нынешние тенденции национального строительства страны также дают основание надеяться, что Республика Беларусь не изменила заветам своих предков и готова твердо идти их путем.
1 Симеон Полоцкий (1629-1680), монах, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик.
2 Евфросиния Полоцкая (между 1101 и 1105-1167), монахиня, просветительница периода Полоцкого княжества.
484
Но мы не можем не замечать предпринимаемых повсюду в мире попыток изменить человеческое сознание. Понятие успешности, популярное в молодежной среде, используется недобросовестными людьми для прикрытия своих экономических и политических интересов. Если бы предыдущие поколения белорусов были успешными в современном, искаженном понимании этого слова, кто знает, нашлись бы силы у белорусского народа сдюжить все исторические испытания, сохранилась бы Беларусь?
Рост материальной обеспеченности, научно-технический прогресс не приводят автоматически к выживанию и процветанию народа. История наших братских стран свидетельствует, что истинный успех неотделим от понятий совести, солидарности, братства и жертвенности. Не может быть успешным человек, достигающий чего-то за счет изломанных судеб других людей. Нельзя идти к достижению цели по трупам или жестоко расталкивая локтями конкурентов. Не может обеспечиваться благополучие личности за счет оскудения и обнищания своей страны.
В этом смысле коррупция является не просто уголовным, но и нравственным преступлением, потому что она поглощает ресурсы государства, отнимает средства у тех, кто в них нуждается, чтобы умножить и без того высокие доходы отдельных людей. Не может быть успешным человек, который идет по этому пути. Успех — это самореализация, плодотворная и творческая, осуществляемая в обществе свободных людей. Вот что писал Якуб Колас: «Счастье может быть полным только тогда, когда все вокруг тебя ощущают себя счастливыми». С духовной точки зрения состоявшийся человек — это личность, живущая в гармонии с Божественным замыслом о себе и о других.
И последнее, о чем я хотел бы вам сегодня сказать. Здоровье и успешная жизнь неотделимы от другого важного понятия — от способности воздержания. Только принимая на себя подвиг самодисциплины, эмоциональных и телесных ограничений, человек созидает форму своей личности и наполняет ее духовным содержанием.
Общество жизнеспособно только тогда, когда мы умеем разделять с другими свои ресурсы, когда мы способны сами на себя накладывать ограничения для того, чтобы весь общественный организм успешно функционировал. Без такого самоограничения с учетом интересов ближнего немыслимо развитие добрых отношений между людьми.
485
Самый яркий пример — семья. Что происходит, если муж перестает себя сдерживать и дисциплинировать во имя жены и детей? Или если вдруг жена теряет желание жить во имя семьи? Семья рушится. Так же разрушаются общество и государство. Мы можем пойти дальше и перенести этот принцип на международные отношения. Я убежден, что согласие должно лежать в основе диалога и сотрудничества братских государств. Не может процветать одна страна, если страдает другая. Система солидарности должна быть не только дипломатическим сленгом, но реальностью, включенной в политику.
В семидесятые годы XX века Василь Быков1 подчеркивал: «И теперь нам нужны принципиальность, верность идеалам, самоотверженность, — это и сейчас определяет нашу нравственность, как в годы войны питало героизм». Сегодня, на заре третьего тысячелетия, нам нужно остаться верными духу дружбы и взаимной любви, честно трудиться и хранить готовность в любой момент пойти на подвиг. Верю, что такие устремления помогут народу Беларуси и всем братским народам в новом веке решительно и свободно идти своим путем.
Благодарю вас за внимание.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.