Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Вступительное слово на пресс-конференции в конференц-зале кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда, 22. 03. 2009

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

В КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛЕ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. КАЛИНИНГРАДА

22. 03. 2009

Позвольте мне в начале пресс-конференции сказать вступительное слово. Это мой первый визит в Калининградскую область после избрания Патриархом Московским и всея Руси. Я начал поездки по стране со своей епархии. Был в Смоленске, в Калининграде. Между ними был визит в Тулу, связанный с проведением Госсовета. Дальше я предполагаю посетить Санкт-Петербург, стремлюсь в первую очередь побывать в тех городах, которые близки мне, с которыми связана часть моих трудов и моего служения.

Большая радость видеть переполненный собор, огромное количество детей, много молодежи. Вспоминаю, с чего все начиналось.

51

 

 

Мысленно я всегда возвращаюсь к тому, что здесь было, и радуюсь тому, что мы видим перед собой теперь. Но взгляд на красоту нынешней церковной жизни не должен искажать перспективы и создавать видимость абсолютного благополучия. Мы сделали только самые первые шаги: построили, открыли, организовали, чему-то кого-то научили. Впереди еще непочатый край работы, в том числе и на Калининградской земле.

Этот край особенно близок моему сердцу еще и потому, что здесь специфические условия пастырской работы. Я должен сказать, что это сложное место для пастырского служения, оно находится на стыке культур, в окружении иных государств, при значительном присутствии инославного фактора. В каком-то смысле глобализация, становящаяся сегодня реальностью, в Калининградской области ощущается больше, чем в любом другом регионе России. Поэтому и вызовы, которые жизнь бросает здесь священнику, очень непростые. Если мы решим важные вопросы, связанные с церковным служением в Калининграде, то, возможно, создадим правильную модель того, как Церковь должна взаимодействовать с окружающим миром в XXI веке.

Я был очень рад сегодня видеть наше духовенство. Для меня большое удовольствие быть в эти дни с Георгием Валентиновичем. Мы продолжаем разговор, который у нас начался уже давно, обсуждаем различные темы. Я рад тому, что экономика развивается положительно, конечно, с поправками на кризис, но условия жизни людей меняются к лучшему. Я очень надеюсь на материальное процветание Калининградской области.

Завершая свое краткое вступительное слово, я хотел бы всем пожелать успеха: Вам, Георгий Валентинович, в Вашем служении, владыке Серафиму, представителям законодательной и исполнительной власти, институтам гражданского общества, нашей интеллигенции, журналистскому сообществу и, конечно, всему нашему народу. Благодарю вас за внимание. Пожалуйста, задавайте вопросы.

Калининградская ГТРК, «Вести-Калининград»:

Ваше Святейшество, насколько серьезно экономический кризис влияет на планы Русской Православной Церкви по строительству новых храмов, в том числе на западе России, на Калининградской земле? Как помочь молодым людям в это непростое время найти свой путь к храму?

52

 

 

На Церкви кризис отражается примерно в тех же пропорциях, что и на государстве. А иначе и быть не может, ведь Церковь — это не элитарная, а органическая часть общества. Поэтому сокращение различных программ касается сегодня и нас. Как в государстве мы еще не чувствуем всей силы кризиса, так и Церковь пока еще всей его боли не ощущает. Мы просто прозреваем возможную перспективу, прогнозируем, и считаем, что должны готовиться к тому времени, когда, может быть, существенно сократится финансирование церковных программ. Но Церкви не привыкать. То, что мы сегодня называем кризисом, ни в какое сравнение не идет с тем, что мы испытали в течение XX века. Мы сжились с трудностями во много крат превышающими то, с чем сейчас сталкивается наше общество.

Что же касается выводов, которые следует делать из кризиса, то я считаю, что это не только проклятие, но и благословение. Он дает возможность пересмотреть ценности, заставляет людей задуматься. Знаете, когда все хорошо, когда все идет по накатанному, то как-то и думать не о чем: ты привык к своему бутерброду с маслом. А когда у тебя этот бутерброд отнимают, это вызов, толчок, ты начинаешь мыслить.

Полагаю, что в каком-то смысле кризис может помочь нашим людям выработать правильное отношение к труду. Ведь когда в 1990-х годах мы говорили о безработице, речь шла о виртуальной безработице. Реальной безработицы у нас не было. Реальная безработица сразу отрезвляет, она заставляет людей мобилизоваться, собрать все свои силы, трудиться хорошо, чтобы не потерять работу. У нас не было этого никогда. Я сам часто выступал в роли работодателя и удивлялся, как люди не дорожат работой, как могут по пустяку рассориться и уйти, как трудно делать замечания, усиливать дисциплину. Хотя нам говорили, что мы живем в условиях свободного рынка и у нас существует конкуренция, я не видел никакого особенного соперничества на рынке труда. Поэтому сейчас мы должны научиться хорошо работать (жесткие слова, но их нужно кому-то сказать, Церковь имеет право так говорить, потому что это касается духовной жизни людей). И не только, чтобы быть конкурентоспособными, но в первую очередь, чтобы строить свое собственное благополучие. Вот почему в кризисе есть положительные моменты.

Кризис, я надеюсь, проткнет наконец тонкую искусственную оболочку мыльного пузыря под названием «виртуальная экономика».

53

 

 

Деньги — это всегда эквивалент затраченного труда — умственного, физического, духовного. Если деньги перестают быть эквивалентом труда и ценностей, то они прекращают быть деньгами. А если они становятся равнозначны финансовой интриге, спекулятивной схеме, то теряют свою ценность или исчезают, с чем мы сегодня и сталкиваемся. Поэтому из этого кризиса надо выйти не ослабленными, а сильными.

Мы должны перестраивать свою экономику, отказываться от того виртуального измерения, на котором в одночасье обогащались очень многие. Я имел однажды возможность быть в кругу богатых людей, которые хвалились тем, что за неделю, не прикладывая никаких усилий, заработали 20 миллионов долларов, играя на бирже. Но 20 миллионов кто-то должен обеспечить ценностями, а это невозможно. Поэтому, я думаю, должны быть какие-то поправки к нашему экономическому состоянию.

Меня очень радуют высказывания высших руководителей нашего государства и зарубежных стран. Я хотел бы особенно отметить очень мудрое выступление премьер-министра Великобритании, который вдруг заговорил тем голосом, которым сегодня говорит Русская Православная Церковь. Если мы все будем говорить одним голосом, оценивая то, что происходит в сфере экономики, то есть надежда, что мы действительно справимся с экономическими проблемами.

Очень важно, чтобы мы вышли из кризиса умудренными и с пониманием личного вклада в созидание нашего Отечества. Каждый должен себя спросить, отвечает ли его зарплата реальному вкладу в экономику. Иногда этот вклад больше, чем зарплата, и тогда мы говорим о необходимости ее повышения. Ну, а если оплата труда намного превышает реальное вложение сил? Разве это не способствует развитию кризисных отношений?

Нам Бог сейчас дает шанс. Мы терпеливые люди, мы намного терпеливее, чем многие другие. Мы способны преодолевать трудности, только нельзя впадать в истерику. Есть такое искушение — искать виновных среди представителей власти, надо оградить себя от этого. Мы станем сильными, когда вместе сделаем правильные выводы из кризисной ситуации, — и власть, и Церковь, и народ.

Когда вы спрашиваете о том, что может помочь сегодня людям возрастать в их религиозности, я думаю, это сама жизнь. То, о чем мы говорим, должно помогать делать не только экономические и политические,

54

 

 

но и нравственные, религиозные выводы. Испытания даются нам для того, чтобы мы вышли из них очищенными, сильными.

Возьмите, к примеру, творчество Достоевского, сквозь которое проходит поразительная идея: человек всегда выходит победителем, преодолевая все трудности и страдания, если полагается не только на свои собственные силы, а с верой и надеждой уповает на Бога.

Мы живем в очень интересное время. Прошло ожесточение 1990-х годов, когда вообще трудно было о чем-либо говорить и думать, когда была какая-то пещерная борьба за существование. Сегодня есть определенная респектабельность нашей жизни, есть запас прочности, в том числе и благодаря правильной экономической политике государства, и трудности, которые сегодня встречаются на пути, мы должны обратить на наше общее благо.

РИА «Новости»:

Ваше Святейшество, расскажите, пожалуйста, о своих дальнейших планах. В частности, какие города Вы планируете посетить, какие епархии? Если это возможно, назовите примерные сроки визитов.

Говорить об этом пока довольно сложно, потому что некоторые поездки связаны с согласованием сроков, например моя поездка на Украину. Следующим городом, который я посещу после Петербурга, должен быть Киев — мать городов русских.

Украина — очень важная часть исторической Руси, которая сегодня проходит через огромные испытания. Для Церкви это один народ, наш народ. И поэтому Патриарх должен быть вместе со своим народом, в том числе в испытаниях и скорбях. Я очень хотел бы поехать в Киев, помолиться у Киево-Печерских святынь вместе с Блаженнейшим владыкой митрополитом Владимиром1, вместе с епископатом Украинской Православной Церкви, который дружно, консолидированно поддержал меня на Поместном Соборе. А это означает, что с моим служением они связывали какие-то надежды. Я хотел бы быть в это время вместе с украинским благочестивым народом.

Потом я предполагаю посетить Минск, Беларусь, потому что это тоже важная часть исторической Руси: Беларусь — Белая Русь, светлое пятно на нашей исторической карте. Мне хотелось бы быть

1 Митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан; † 2014).

55

 

 

среди белорусского народа, вместе с ним помолиться, подумать о нашем совместном будущем.

Я получаю сейчас много приглашений посещать епархии. Мне предстоят поездки по Поместным Православным Церквам, которые я начну в этом году. Согласно существующей традиции эти визиты осуществляются по диптиху. Я предполагаю посетить Константинополь, а затем древние восточные Патриархаты, Православные Церкви на Балканах, другие Православные Церкви.

Вот такие ближайшие планы, а сколько потребуется времени для их осуществления, пока не знаю. Во многом это будет зависеть от моей повестки дня, связанной со служением в Москве.

ТРК «Каскад»:

Ваше Святейшество, скажите, пожалуйста, как Вы распорядитесь миллионом рублей, который Вам положен как Почетному гражданину Калининградской области?

Во-первых, хотел бы еще раз поблагодарить Георгия Валентиновича, а в его лице всех, кто избрал меня Почетным гражданином Калининградской области. Я вчера на эту тему много говорил, сегодня еще раз хочу сказать, что я тронут до глубины души.

Это знак нового времени, что иерарх, правящий архиерей избирается первым Почетным гражданином региона. Это знак признания не столько моих заслуг, сколько вклада Православной Церкви в жизнь нашего янтарного края.

Что касается денежной составляющей этого почетного звания, то я уже принял решение и дал соответствующее распоряжение: эти деньги будут направлены на строительство второй очереди православной гимназии. Рядом с собором Христа Спасителя в центре города Калининграда будет построен замечательный, уникальный образовательный комплекс, духовно-культурный центр, который уже спроектирован, согласован с архитектурными инстанциями и городскими властями.

Учитывая тот факт, что мы сейчас из-за кризиса не имеем такой финансовой поддержки, как прежде, строительство этого центра может быть сопряжено с определенными трудностями. Поэтому средства, которые мне вручаются, очень кстати. Еще раз хотел бы сердечно за это поблагодарить.

56

 

 

Газета «Калининградская правда»:

Ваше Святейшество, Вы связаны с Калининградом почти четверть века. Назовите Ваше самое яркое впечатление за время Вашего калининградского служения.

Самый яркий эпизод был, когда я двадцать три года назад приехал в Калининград, вышел из поезда, ко мне подошел какой-то слегка подвыпивший господин и, так серьезно-серьезно на меня посмотрев (а я был, конечно, в рясе), спросил: «У тебя что, и борода настоящая?» С этого мы начали.

А второй яркий эпизод — это освящение храма Христа Спасителя. Я, кстати, в тот момент, когда, обернувшись из алтаря и благословляя народ, взглянул на это великолепие, на эти тысячи людей, на эти прекрасные хоры, на молодое духовенство, вспомнил того дяденьку.

Вот эти два эпизода являются самыми яркими. Между этими эпизодами — целая жизнь.

Газета «Персона»:

Вчера в разговоре игумения Елисавета сказала, что поставила бы у себя в монастыре телевизор, если бы был православный канал. Ваше Святейшество, каково Ваше мнение по поводу организации такого телеканала! И предложение в связи с этим: может быть, в порядке эксперимента в Калининградской области открыть православный канал!

Сейчас у нас два православных телеканала. Один здесь имеет свою телекамеру, это круглосуточный канал «Союз». Второй православный канал — «Спас». Они, к сожалению, работают только через спутник и кабельную систему. Но их развитие — это вопрос техники. С появлением цифровых возможностей передачи сигнала, я думаю, эти каналы займут равное положение в ряду других.

Мы будем обращать внимание на телевидение. Причем православные каналы могут быть отличны друг от друга. Специфика телеканала «Союз» — это освещение внутрицерковной жизни. Зрителями этого канала являются в основном люди воцерковленные, которым интересно знать, где был Патриарх, где он служит, с кем встречается, какие события происходят в Церкви. На канале вечером читается молитвенное правило. У некоторых людей нет времени помолиться, а тут включил телевизор, и вдруг молитва. Сам себя ловил на мысли, что

57

 

 

сидя слушать неудобно, надо встать. И так молишься вместе с каналом «Союз». А канал «Спас» более общественный.

Думаю, что и то и другое направление мы будем развивать. Я не исключаю, что в городе Калининграде, если появятся такие технические возможности, может быть организовано широкомасштабное вещание наших православных каналов.

Благодарю всех за внимание.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.