Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день празднования 450-летияпринесения на Украинскую землю чудотворного Почаевского образа Пресвятой Богородицы в Успенской Почаевской лавре, 5. 08. 2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В ДЕНЬ
ПРАЗДНОВАНИЯ 450-ЛЕТИЯ ПРИНЕСЕНИЯ
НА УКРАИНСКУЮ ЗЕМЛЮ ЧУДОТВОРНОГО

ПОЧАЕВСКОГО ОБРАЗА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В УСПЕНСКОЙ ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЕ
5. 08. 2009

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий праздник: мы празднуем 450-ю годовщину со дня принесения на сию святую землю чудотворного образа, который стал щитом и великим символом надежды для тысяч и миллионов людей. Мы прославляем силу Царицы Небесной, явленную всем нам, роду человеческому, через этот чудотворный образ. Потому и притекаем мы сюда в таком множестве, что знаем историю этих чудес, знаем не понаслышке, потому что и сегодня многие люди, делясь друг с другом, говорят о том, что совершила Божия Матерь в их жизни после молитвы на этом святом месте, у чудотворного образа, у отпечатка стопы Царицы Небесной. Мы прославляем Божию Матерь, Которая слышит наши молитвы и отвечает на них. Именно в этом ответе и содержится основание нашей веры в то, что Она, Матерь наша, предстательствует за нас пред Престолом Сына Своего и молится за род человеческий.

Когда мы литургически, церковно празднуем дни, связанные с памятью Богоматери, то читаем всем хорошо известное Евангелие от Луки, повествующее о том, как Господь посетил дом Своих друзей, где были две сестры — Марфа и Мария. Марфа заботилась об угощении, как всегда бывает, когда дорогой гость приходит в дом, а Мария слушала то, что говорит Спаситель. Вознегодовала Марфа на младшую сестру свою Марию и сказала Господу: Скажи ей, чтобы помогла мне. Он же ответил: ты заботишься и суетишься о многом... Мария же избрала благую часть, которая не отниметсяунее (Лк. 10,40-42).

Почему в день, когда мы вспоминаем Божию Матерь, читается Евангелие об этих двух женщинах? (В конце этого евангельского чтения есть небольшое добавление из другой части Евангелия от Луки, повествующее о том, как некая женщина воскликнула громким голосом: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие (Лк. 11, 27), но основная часть сегодняшнего евангельского чтения посвящена

451

 

 

Марфе и Марии). И ответ вот в чем: Господь не осудил Марфу, Он не сказал: «Марфа, ты неправильно поступаешь, ты не должна была готовить этого угощения; права Мария, которая Меня слушает». Он не осудил Марфу, потому что осудить не мог — ведь женщина от чистого сердца готовила эту трапезу, вкладывая в свой труд всю душу. Он только сказал — и Марфе, и Марии, а через них и всем нам, — что главное и единое на потребу перед лицом вечности, в масштабах всей человеческой жизни, — это Слово Божие.

А читаем мы о Марфе и Марии в день, когда прославляем Божию Матерь, потому, что Дева Мария в Самой Себе соединила и Марфу, и Марию, но соединила так, что Мария всегда первенствовала, но и Марфа шла своим путем в Ее жизни, ибо Божия Матерь была призвана к тому, чтобы заботиться и о старце-обручнике Иосифе, и о Своем возлюбленном Сыне, и эта забота была связана с трудами. Она была Матерью, Она созидала семью, Она заботилась, Она трудилась, но эти труды никогда не заслоняли единого на потребу, и мы знаем, что в самый страшный момент Своей жизни, когда Она стояла у Креста, то услышала слово Своего Сына, Который вручил Ей в лице Иоанна, возлюбленного ученика Своего, всех Своих учеников и всю Свою Церковь; вручил для того, чтобы Церковь Божия повторяла в своих трудах, в своем служении то, что совершала Богоматерь, соединяя молитву, веру и труд.

В этом соединении — весь смысл нашего земного существования, высочайшая ценность человеческого бытия. В этом соединении — осуществление Божией заповеди, и когда люди эту заповедь осуществляют, они обретают радость при самых тяжких внешних обстоятельствах, обретают духовную силу, обретают спасение.

В этом году мы празднуем не только 450-летие со дня принесения иконы, но также и 350-летие со дня обретения мощей святого преподобного Иова Почаевского, игумена сей святой обители. Он также соединил — и в своей личности, и в учениках своих — то, что мы слышим из Слова Божия: молитву, созерцание и труд. И в лавре сей всегда была горячая молитва, которая устремлялась к Богу как высшее проявление человеческого бытия. И вера пламенела, и сила веры останавливала даже врагов. Но и труд шел рука об руку с молитвой и с верой. Святой преподобный Иов создал здесь школу, и возникла типография, и множество людей приходили в обитель и получали не только духовное

452

 

 

утешение, но и хлеб насущный, и защиту. Так в монашеской жизни осуществлялся идеал жизни христианской.

А что же бывает, когда люди разделяют два этих идеала — веру и труд? Что бывает, когда люди возлагают надежду на свой труд, на свое умение и образование, на науку, на деньги, на организацию, на силу; когда они считают, что вера — это частное дело человека? «Ты там у себя дома можешь делать все, что хочешь. Хочешь — молись, хочешь — не молись; хочешь — живи по Божиим законам, а хочешь — греши. Ты свободен, наслаждайся своей свободой; но трудись, потому что без труда денег у тебя не будет, а не будет денег — не будет наслаждения, не будет радостей жизни, и ты загубишь свою жизнь».

Мы знаем, к чему приводят попытки строить обеспеченную, счастливую и даже справедливую жизнь без Бога. Мы все с вами вышли из советского прошлого, по крайней мере люди среднего и старшего поколения. Мы помним, как великая страна, напрягая все свои силы, перемалывая человеческие ресурсы и ресурсы, данные Богом, пыталась построить общество богатое, справедливое, процветающее, но без Бога. И ничего не получилось: никакие ресурсы и никакая сила человеческая оказались не способны создать то счастье, о котором люди мечтали и во имя достижения которого сложили головы миллионы людей. Этот страшный исторический опыт является свидетельством того, как любые усилия построить Вавилонскую башню без Бога обрушивают и башню, и человеческие жизни.

Сочетание веры и труда, сочетание неба и земли, сочетание духовного, вертикального измерения жизни и горизонтального измерения нашей повседневности, образуя крест, указывает человеку, обществу, народам, государствам, всему миру путь, по которому нужно идти.

И отсюда, с этой святой Почаевской горы, я хотел бы обратить к Украине — стране, где крепка вера, где так много людей призывают имя Божие, — увещание хранить верность Господу, сочетать веру и труд для построения мирной и справедливой жизни. Чтобы было так, молитва должна быть крепкой, воздыхание ко Господу должно быть сердечным; а для этого нужно, чтобы было восстановлено единство Церкви Христовой — то самое единство, без которого не может быть спасения народа. И потому человеческие амбиции, политические проекты и прочие идеи, которые сегодня разделяют Церковь, должны быть отодвинуты в сторону, потому что ни один человеческий проект не обеспечит

453

 

 

счастья и благополучия, если путь к его достижению лежит через разделение народа, Церкви, через разрыв между небом и землей.

Но этот же самый призыв я хотел бы обратить и к России, и к Беларуси, и к Молдове — ко всем странам, которые образуют духовное пространство Святой Руси. Не нужно поддаваться на искушения и соблазны нового идолопоклонства, не нужно своими руками разрушать то, что только и способно обеспечить человеческое счастье. Нужно сочетать веру и труд, молитву и человеческие усилия, и тогда все станет возможно верующему человеку, тогда, сопрягая во едином человеческом усилии Божественное и человеческое начала, мы можем свернуть горы.

Но с этой святой горы я хотел бы обратиться и к Европе. Здесь она совсем рядом. Почаев — один из великих духовных центров русского Православия; и с этой горы я хотел бы обратиться к нашим братьям-христианам в Европе и сказать: мы прошли через страшный опыт построения общества без Бога. Не повторяйте этот наш страшный урок. Мы через кровь и страдания свои осознали, как важно жить с Богом. И когда сегодня в Европе люди отказываются от своих христианских корней, предают забвению христианские ценности, выталкивают религиозную жизнь в сферу частной жизни, то делают величайшую ошибку. Не построить счастливого общества с опорой на деньги, на технологии, на науку, на способность к администрированию. И нынешний кризис, который поразил в первую очередь самые богатые страны, яснее ясного говорит нам об этом. Не может быть счастья, когда попирается Богом данная мораль, когда разрушаются нравственные основы жизни.

Если же мир пойдет по тому пути, который сегодня нам Господь указывает на примере двух женщин — Марфы и Марии, то у нас будет надежда на то, что будет остановлена апостасия, остановлено будет пришествие зла, и Господь приклонит Свою любовь и благословение ко всему роду человеческому. И тогда отпадут все проблемы военных блоков, противостояний, в том числе идеологических, потому что люди, сопрягающие Божественное и человеческое, Небесное и земное, способны к правильному устроению своих межличностных и международных отношений.

Я хотел бы от всего сердца приветствовать владыку митрополита Киевского и всея Украины Владимира, священноархимандрита сей Успенской Почаевской лавры; всех вас, мои дорогие братья и сестры,

454

 

 

Высокопреосвященных и Преосвященных владык, всечестных отцов и множество паломников, народ наш благочестивый, народ-исповедник и мученик, выдержавший страшные гонения XX века и сегодня с любовью, в покорности Господу, склоняющий сердца свои и главы свои перед Божественным величием, перед силой Божией благодати, которая только и способна обратить наши слабости — в силу, наши болезни — в здоровье.

И верим, что Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, охраняя Русь Святую, поможет всем нам идти только таким путем к славе Божией. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.