Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Интервью корреспонденту телеканала РТР «Вести», 29. 07. 2009

ИНТЕРВЬЮ КОРРЕСПОНДЕНТУ ТЕЛЕКАНАЛА РТР
«ВЕСТИ»

29. 07. 2009

Ваше Святейшество, Вы начали пастырскую поездку по Украине с Киева, матери городов русских. Каковы Ваши главные впечатления? Как Вас принимали киевляне? Как бы Вы оценили воцерковленность

396

 

 

жителей Киева? Украинские верующие всегда говорили, что даже в жестокие гонения, в большевистское время им удавалось сохранить особенную веру и благочестие.

Самое яркое впечатление — встреча с верующими людьми. Я не могу подсчитать, сколько тысяч человек присутствовали за богослужением в Киево-Печерской лавре. Совершая богослужение, всегда чувствуешь, выражаясь светским языком, аудиторию. Ведь служба и молитва совершаются на таком уровне, в который включается духовное измерение человеческой жизни. Иногда даже просто присутствие в храме неверующих или враждебных людей разрушает целостность духовного делания. В советское время мы это ощущали: совершаешь Литургию, вдруг в храм приходят экскурсанты. И разрушается тайна общинной молитвы, общего воздыхания ко Господу.

Я очень глубоко пережил совместную горячую молитву с людьми в Киево-Печерской лавре. Это живая вера, которая настолько сильна, что способна переставлять горы (Мф. 17, 20). Я не могу в данном случае социологически оценивать степень религиозности украинского общества, но я чувствую, насколько сильна и горяча вера православных украинцев. Благодаря этому в советское время гонения не достигали цели. И сегодня, несмотря на многие проблемы в общественной жизни Украины, у людей сохраняется вера, надежда и оптимистический взгляд в будущее.

То есть миссионерская проповедь здесь может вестись более традиционным для Церкви языком?

Молодежь на Украине такая же, как и в России. Язык должен быть для нее понятным, так же как для молодых людей, живущих в Москве или Санкт-Петербурге. Но верующие понимают слово Церкви сердцем, апелляция к разуму человека здесь не так важна, как в том случае, когда мы обращаемся к светскому секулярному обществу, к обезбоженному сознанию. Но Церковь должна и традиционных верующих поддерживать — жизнью, примером нашего духовенства, благочестивой проповедью, горячей молитвой — и не забывать при этом о необходимости обращать свое слово к современному обществу.

Собираясь в эту поездку, Вы говорили, что о судьбах Православия на Украине сможете поразмышлять после того, как пообщаетесь с украинскими братьями и сестрами.

397

 

 

Никакие частные политические, исторические, политико-философские воззрения не могут сегодня послужить благу Украины и украинскому народу, если они не разделяются большинством людей. Пытаться перетягивать канат, тянуть одеяло на себя, строить политику «все или ничего» — это значит совершать нечто очень опасное для целостности украинского народа и для будущего страны. Церковь призвана работать поверх границ, в том числе и политических, поверх исторических симпатий и антипатий, всего того, что разделяет людей. Потому что Церковь — это уникальная общность. Она объединяет тех, кто имеет веру в сердце. Солидарность верующих людей является закваской для всего общества!

Церковная деятельность способна гармонизировать национальную жизнь. Думаю, что этим потенциалом объединения в полной мере обладает Украинская Православная Церковь Московского Патриархата — истинная, каноническая, историческая Поместная Церковь этого народа. Я от всего сердца желаю Блаженнейшему владыке митрополиту Владимиру, иерархии, духовенству, верующему народу найти в себе силы не вовлекаться в распри века сего, чтобы не потерять самого главного. Потому что любая политизация Церкви, ее монополия на единственно правильную точку зрения опасна для пастырского служения. Я радуюсь тому, что наша Церковь на Украине сегодня идет тем путем, которым должна идти, объединяя весь народ.

Сегодня Вы сказали, что в любом конфликте виноваты обе стороны. Если рассматривать ситуацию церковного раскола, есть ли какая-то недоработка, недочет, вина Московского Патриархата?

Я думаю, что есть, и вот в каком смысле: мы все привыкли жить в одном государстве и никто не думал, что произойдет разделение. Сформировался общенациональный стереотип мысли, который сохраняет некую инерцию даже сейчас. Например, здесь молятся о сохранении страны нашей Российской. Российская страна с точки зрения истории — это Русь, но с точки зрения нынешних политических реальностей — это уже Российская Федерация.

Люди воспринимают это как молитву только о России в ее политических границах?

Конечно — как проявление «московского империализма». Люди, знающие историю понимают, что это не так. Но мы должны быть чуткими, возьмем, к примеру, некоторые богослужебные тексты. Мы

398

 

 

привыкли называть митрополита Петра и митрополита Алексия только Московскими святителями, а титул у них был — Киевский и всея Руси. Это свидетельство о единстве того огромного пространства, которое было образовано в том числе и усилиями Русской Церкви, получившей Крещение в Киевской купели. Такие моменты могли спровоцировать недовольство людей. Может быть, нужно что-то поправить1.

Но главное — пора понять: никакие церковно-политические проекты не могут быть эффективными и жизнеспособными, если они направлены на разрыв. Сегодня идея автокефалии Православной Церкви на Украине разделяет людей, этот проект не может быть положен в основу объединения. Но при этом Церковь должна с любовью принимать всех, даже тех, кому эта идея близка и кто хотел бы видеть ее воплощение. Внутри церковного организма должны преодолеваться противоречия и конфликты, которые сейчас существуют.

Расколоучители любят приводить такой исторический аргумент: Русская Церковь сама сто сорок лет добивалась автокефалии от Константинополя, а теперь она жадничает, не хочет отпускать от себя Украину. Что можно на это ответить?

Это очень плоское понимание истории. Автокефалию тогда получила единая Церковь. В 1448 году Русская Церковь, в которую входила и Украинская, получает автокефалию. А через десять лет создается новая Киевская митрополия под Константинопольским Патриархом. Интересно, что Константинопольский Патриархат очень бережно сохранял единство Русской Церкви, когда она входила в его состав, хотя были и некоторые исключения — назначались Киевские митрополиты, но они не были митрополитами всея Руси. А вот когда наша Церковь получила автокефалию, тогда появилась новая практика. Возникла независимая от единой Церкви Киевская митрополия. Поэтому нас нельзя упрекать, мол, вы получили автокефалию, почему теперь мешаете получить нам? Мы получили автокефалию вместе, на огромном духовном пространстве, которое именуется исторической Русью.

Возведение Предстоятеля автокефальной Церкви в Патриархи тоже имело огромное значение, потому что Патриарх — это не только глава Церкви в пределах конкретного государства. Все пять первых исторических Патриархов, так называемая Пентархия, — это куда более широкие

1 Такая поправка была сделана в 2013 г., когда Архиерейский Собор переименовал Собор новомучеников и исповедников Российских в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

399

 

 

образования, в состав которых входили и входят многие независимые государства. Поэтому нельзя примитивно относиться к этой истории. Взгляд на нее должен быть широким и правильным. А для Церкви очень важно, чтобы исторический подход сопровождался чувством пастырской ответственности за людей.

Ваше Святейшество, Ваша поездка только началась. Вас ждут еще Донецкая область, Крым, Западная Украина, Почаевская лавра. Чем обусловлен такой выбор маршрута?

Тем, что паства и в центре, и на юге, и на западе, и на востоке. Нужно посетить места, связанные с историей Православия здесь, на Украине. Кроме того, есть хорошие поводы. Я не могу не побывать в Донецке, потому что еще Патриарх Алексий II собирался поехать и в этот город, и на Донбасс, но по состоянию здоровья не смог этого сделать. Я не могу не посетить Крым, где был крещен князь Владимир, мой небесный покровитель. Надо нанести визит в Почаевскую лавру, потому что в этом году мы празднуем 450-летие принесения Почаевской иконы. Такие важные события мне хотелось отпраздновать именно в тех местах, которые связаны с нашей церковной историей.

На Западной Украине существует церковная структура, которая находится в расколе с Православной Церковью уже четыреста лет. Это греко-католики. Какой Вам видится перспектива сосуществования с ними?

Нужно ясно понимать, что Греко-Католическая Церковь является неразрывной частью Католической Церкви, которая полностью принимает католическую догматику, католическое каноническое право. Поэтому, когда некоторые политики заявляют о том, что они хотят видеть единую Поместную Украинскую Церковь, в которой будет присутствовать и Церковь Греко-Католическая, то это никак не стыкуется с богословием. Потому что греко-католики, чтобы стать в будущем частью единой Украинской Церкви, должны выйти из Церкви Католической. А это не просматривается в их намерениях.

Вопрос об отношениях с греко-католиками следует рассматривать в контексте взаимоотношений Православной Церкви и Католической. Как Вы знаете, сейчас осуществляется богословский диалог. Мы надеемся, что многие вопросы удастся прояснить. Но когда это приведет к реальным положительным сдвигам, знает только Господь.

400

 

 

Поэтому эту тему нужно отнести на очень далекую перспективу, связав ее с тенденцией развития диалога между Православной и Католической Церквами. А что касается практических дел — конечно, надо жить в мире. Разве нормально то, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата не имеет своего кафедрального собора во Львове? Или то, что невозможно возвести ни одного храма, — не выделяются участки земли под строительство? Это только подогревает чувство неприязни. Все эти вопросы надо регулировать. Огромная ответственность лежит на местных властях, — все общины, живущие в этих местах, должны чувствовать себя комфортно. Только тогда появится возможность развивать человеческие отношения.

Вам удалось поднять с Президентом Украины вопросы имущественных отношений Церквей?

Да, мы говорили на эту тему.

Будут ли исполняться решения Верховного суда о возвращении церковного имущества?

Президент рассказал мне о тех трудностях, которые связаны с исполнением этих решений. Но я очень надеюсь, что в перспективе все вопросы получат положительное разрешение.

401


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.