Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира в Успенской Киево-Печерской лавре, 28. 07. 2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В ДЕНЬ
ПАМЯТИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО
КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В УСПЕНСКОЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ

ЛАВРЕ

28. 07. 2009

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал вам, не есть человеческое... я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1, 11-12)... Мы только что слышали эти замечательные слова апостола Павла, он адресовал их древним Галатам, но через них — всему миру, утверждая великую истину, что Евангелие не есть плод человеческой мудрости, но что Евангелие есть Божественное Откровение, то есть слово Самого Бога.

Мы празднуем сегодня день памяти святого Крестителя Руси равноапостольного князя Владимира. Не случайно эти апостольские слова Церковь предлагает нам в дни памяти святых равноапостольных мужей и жен. Святой князь Владимир жизнью своей явил правоту этих слов. Кем был Владимир до принятия Крещения? — Сластолюбивым, жестоким правителем. Он был причиной гибели многих невинных людей. Жажда власти, денег и наслаждений была главной целью его жизни, как она была целью жизни и других тогдашних правителей. Потому и войны велись, и земли захватывались, — чтобы было больше власти, чтобы было больше возможностей повелевать другими.

А что произошло после того, как князь Владимир погрузился в крещальные воды? — Его жизнь изменилась. Он не стал более жестким, злым, сластолюбивым правителем — он стал правителем, которого народ в умилении и радости сердечной называл Красным Солнышком.

Что же произошло с этим человеком? Почему он те ясные и понятные цели и ценности, которые исповедовал ранее как правитель государства, изменил на другие цели и жизненные ценности? Потому что с Крещением он в свой разум и в свое сердце принял Христа; вместе с Крещением он принял новую систему ценностей, столь радикально отличающуюся от того, чем жил, во что верил и ради чего боролся раньше.

353

 

 

Что же лежит в основе этой системы ценностей, которой святой Владимир отдал разум, душу и жизнь, ибо желал, чтобы вслед за ним весь народ приобщился к этой системе? Это евангельское слово, в центре которого — то, что людям до сих пор трудно понять, что не перестает удивлять каждое последующее поколение людей своей новизной и притягательной силой. В центре евангельского послания — одно и самое главное: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной.

Эти слова остаются непонятными для многих людей — гораздо понятнее власть, деньги и могущество. Под эти цели можно сверстать любую политическую программу, можно вдохновить людей на борьбу, даже на войну, потому что в каждом сидит этот бес — стремление быть богатым, сильным, могущественным.

Что же такое любовь, которую проповедует Христос? Как можно возлюбить ближнего (Мф. 22, 39), как можно возлюбить даже врага (Мф. 5, 44)? Этот вопрос, уже будучи верующими людьми, мы задаем себе, сознавая, что в сердце нашем нет любви к другому человеку, а тем более к врагу. Что же означают эти слова Господа? Ведь это не человеческие слова, не мудрость поколений, не мудрость народов или всего человечества, — это Божественная мудрость. Понятна она людям или непонятна, способны люди следовать этой мудрости или не способны, — от этого слово Божие не перестает оставаться Божиим словом и Божественной истиной, вечной и неизменной. И сила верующего человека в том, что, даже не осознавая в полной мере Божественной истины умом своим и опытом жизни, он преклоняет перед нею колена ума и сердца своего в послушании слову Божию.

Божественная истина становится понятной через внутренний, религиозный опыт человека. Этот опыт помогает нам понять то, что Бог во Христе, Сыне Своем, совершил ради нашего спасения. Господь пришел и пострадал для того, чтобы люди имели жизнь, и жизнь с избытком (Ин. 10,10) (как мы слышали только что из Евангелия от Иоанна), чтобы эта полнота человеческого бытия не прекратилась со смертью, но перешла в вечность. Господь ради этого пришел и отдал Свою жизнь, Себя на поругание человеческой злобе, зависти, гневу и нечистоте. Он сделал это, движимый любовью к людям, к Своему творению. Пример Самого Господа помогает нам понять, что есть любовь: это есть прежде

354

 

 

всего способность отдавать себя другим. Готовность отдать себя, часть своей жизни, времени, заботы, человеческого тепла и участия другому и есть проявление любви. Любовь — это не красивые слова, а способность разделять с другим свою жизнь.

Богу было угодно, чтобы именно эта способность разделять свою жизнь с другими легла в основу человеческого бытия, в основу самого главного закона, по которому только и должна устраиваться личная, семейная и общественная жизнь. Каждый из нас на своем опыте это знает. Когда семья крепка? Тогда, когда муж отдает себя жене, семье, а жена отдает себя мужу и детям. Попробуйте перестать отдавать себя другому — семья сразу ощутит «холодное дуновение ветра». Исчезает доверие, появляется подозрительность: а почему он или она поступили так? что за этим скрывается? может быть, он или она меня больше не любит?.. Мы знаем, как разваливаются семьи только потому, что супруги перестали отдавать себя друг другу, заботиться друг о друге, жизнь другого воспринимать как свою собственную жизнь. А разве не в этом кроется проблема отцов и детей, проблема поколений? Ведь она вырастает из недосказанности, из того, что родительская любовь не была выражена до конца, из того, что и родители недополучили любви своих детей. И разрывается преемственность, разрывается историческая связь поколений.

А что происходит в обществах, когда исчезает закон любви, когда начинается борьба за свои частные интересы — политические, экономические, национальные, классовые или социальные, когда эти интересы и ценности становятся самыми главными? Идет борьба не на жизнь, а на смерть, разрушается ткань человеческого общения, и там, где должны были быть взаимная поддержка, любовь, солидарность, гармония, появляются человеческий хаос и беспорядок под лозунгами построения счастливой жизни.

Беды и разделения народа всегда проистекают от лозунгов, которые призывают нас к счастливой жизни. Не умылся ли кровью наш народ, когда в страшные годы революции соблазнился этими лозунгами и поверил, что можно построить счастливую, процветающую, мирную жизнь без Бога и без любви? Миллионы людей погибли, а эта мечта не была осуществлена.

Церковь призвана быть тем местом, где люди обретают опыт любви и опыт единства. Там, где есть разделение, нет любви. И как лицемерно

355

 

 

и ужасно, когда в Церкви происходит разделение во имя неких «высших» целей! Это разделение являет собой самое страшное, что может быть в жизни христианина, — отсутствие любви. Какая же тогда может быть проповедь любви, где же Христос, если ради частных интересов, так или иначе понимаемых целей и задач устроения мира, разрушается основа человеческого бытия, разрушается и попирается человеческой злобой любовь? Это — извращение христианского послания, это отказ от Евангелия, которое есть не человеческое, но Божественное откровение. Это — отказ от Евангелия с его вечной системой ценностей, далеких от наших суетных устремлений.

Церковь провозглашает и ближним, и дальним — всему миру: нет другого пути для развития мира и человеческой цивилизации, для развития любого человеческого общества, кроме закона любви и проистекающих из любви солидарности, взаимной поддержки, гармонии и мира.

Всему этому мы научены от Киевской купели, от святого князя Владимира. Здесь, на берегу Днепра, в древних стенах Киево-Печерской лавры, особенно ярко и сильно представляется нашему сознанию образ великого князя. Он не только телесную1, но и душевную слепоту стряхнул, выйдя из купели крещения. Он прозрел тайну человеческого бытия и счастья, он отказался от жестокости и властолюбия, от всего того, что еще недавно грело его душу и вдохновляло на поступки. В тот момент князь Владимир переосмыслил всю свою жизнь и дал нам великий завет любви и единства. Именно в этих стенах мы особенно глубоко переживаем значение этой заповеди святого князя Владимира — заповеди церковного единства и жизни по закону любви.

Мы будем молиться святому равноапостольному князю Владимиру о даровании нам силы любить ближних — мужа, жену, брата, сестру, детей, коллег по работе. Пусть он предстательствует пред Господом о даровании нам силы любить и врагов наших, осознавая, что не искаженное злобой лицо человека, проповедующего ту или иную человеческую истину, но кроткий лик вышедшего из купели крещения Киевского князя Владимира является идеалом Святой Руси. И этот идеал непобедим и непреодолим, ибо он предначертан словом Божиим, а не человеческим. Аминь.

1 По преданию, перед крещением князя внезапно поразила слепота.

356


Страница сгенерирована за 0.66 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.