Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святого преподобного Иосифа Волоцкого в Иосифо-Волоцком мужском монастыре, 31. 10. 2009

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЕПАРХИЯ

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В ДЕНЬ
ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА ВОЛОЦКОГО
В ИОСИФО-ВОЛОЦКОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ

31. 10. 2009

Ваше Высокопреподобие отец игумен1! Дорогие владыки2! Отцы, братия и сестры!

Сегодня великий день: мы празднуем память святого преподобного Иосифа Волоцкого и одновременно отмечаем 530-летие основания на этом святом месте обители и 20-летие ее возрождения.

Преподобный Иосиф Волоцкий — это человек огромной силы духа, большого мужества, крепкой веры, несгибаемой воли. Он жил в очень непростое время — в XV и начале XVI века. Это было время собирания Руси, образования единого Русского государства из разрозненных феодальных княжеств; время несомненного возвышения страны, а вместе с ней и Церкви, ее значения в жизни народа; время безусловного укрепления роли России в Европе и в мире. Преподобный Иосиф прекрасно понимал значение тех событий, которые происходили в стране. Но понимал он также и то, что всякое возвышение страны и Церкви непременно вызывает сопротивление и врага рода человеческого, и внешних противников, ибо, как гласит древняя восточная пословица, «камнями бросают по тому дереву, на котором плоды». И когда «плоды» Русской Церкви стали очевидными, когда ее влияние на народ, на жизнь Европы того времени стало очевидным, тогда и возвысили свой голос хулители, еретики, которые пытались поколебать духовный авторитет Церкви.

Преподобный Иосиф мужественно вступил в борьбу с теми, кто своим лжеучением пытался разрушить внутреннее единство Церкви и поколебать высокий духовный авторитет наследия Христова в народе нашем. До сих пор не смолкают споры в отношении роли преподобного Иосифа. Одни считают, что его борьба с ересью была неправильной,

1 Игумен Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого монастыря.

2 Архиеп. Орехово-Зуевский (впоследствии Костромской и Галичский) Алексий (Фролов; † 2013); еп. Подольский Тихон.

305

 

 

другие — что неверным было его стремление укрепить материальную основу церковной жизни, третьи — и в то время, и доныне — обвиняют преподобного Иосифа в стяжательстве только потому, что он был глубоко убежден в необходимости для Церкви привлекать в числе прочего и материальные ресурсы, чтобы передавать их народу.

Преподобный видел в Церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным (как сказали бы сегодня экономисты, инструмент перераспределения материальных благ) и считал, что именно Церковь может взять эти блага у богатых и передать их бедным. А потому всякие обвинения преподобного Иосифа в стяжательстве — это надуманные обвинения.

В этом храме мы видим его вериги, этот человек носил на себе многокилограммовые железные цепи и кресты. Устав Успенской обители, в которой мы находимся, был почти самым строгим на Руси. Многие не выдерживали строгости этого устава. Достаточно сказать, что преподобный Иосиф завел обычай, который ограничивал иноков даже в том, чтобы иметь какие-то вещи в своих келиях. Разрешалось только самое необходимое — иконы и книги; больше там ничего не должно было находиться. Питались иноки общежительно в трапезной один раз в сутки. Современному человеку даже трудно представить себе, что преподобный Иосиф настаивал на том, чтобы каждый инок 1500 раз в день произносил Иисусову молитву и 300 раз обращался к Богоматери. Помимо уставных богослужений, каждый инок читал в своей келии по четыре кафизмы в день.

Это устроение монастыря, в котором так энергично развивалась духовная жизнь, свидетельствовало о подлинных целеустремлениях преподобного Иосифа и его братии. А куда же шли материальные средства обители? В этом монастыре, где мы находимся, была учреждена одна из первых на Руси духовных школ. Здесь был приют для сирот. Бывали дни, когда обитель кормила до 700 бедных людей бесплатно. Здесь же могло быть совершено погребение человека, у которого не было ничего за душой. Преподобный Иосиф особенно требовал, чтобы бедных людей погребали монахи, отдавая им часть своего сердца и свою молитву, согревая их и, может быть, их родных и близких, таких же несчастных, своей молитвой, своей заботой и своей любовью. Образ жизни преподобного, его мысли, его слова, но особенно дела были ярким свидетельством того, что все нападки на него, все обвинения были направлены на то, чтобы поколебать духовный авторитет

306

 

 

не только преподобного, но и Церкви Божией, который с такой силой отстаивал святой Иосиф, Волоцкий чудотворец.

Много было сказано неправедных слов, но они не смогли поколебать веру нашего народа в святость жизни преподобного, не смогли потому, что многие чудеса были совершены здесь, у его гробницы, по молитвам людей, которые приходили в эту обитель.

Преподобный Иосиф вошел в историю нашего народа как великий церковный муж, прозревавший многие опасности общественной жизни, сознававший важность церковного служения и употреблявший все силы на то, чтобы дело Божие множилось и расширялось. И потому память о нем так бережно сохраняет Церковь, вознося ему сегодня молитвы, памятуя о подвигах не только его личной монашеской жизни, но и его церковно-общественного служения.

Я хотел бы особенно сердечно приветствовать отца наместника — игумена Сергия и братию святой обители. Двадцать лет назад усилиями покойного владыки митрополита Питирима1 обитель эта была открыта и в ней началась монашеская жизнь. По стечению разных обстоятельств восстановление обители не было осуществлено так скоро, как того хотелось бы, и потому особая ответственность сегодня лежит на всех нас — чтобы содействовать скорейшему завершению восстановительных работ в этой твердыне русского Православия, в этом монастыре, отмеченном подвигами святого преподобного Иосифа и его собратий.

Я хотел бы от всего сердца пожелать Вам, отец Сергий, братии, членам Попечительского совета, всем жертвователям, всем, кто трудится над восстановлением обители, помощи Божией, дабы Господь приклонил Свою милость к тем, кто своими трудами и жертвами старается восстановить первозданный облик этого святого монастыря.

В память о посещении обители я хотел бы преподнести вам образ Спасителя с памятной надписью. Да поможет Сам Господь Вседержитель братии монастыря нести свое монашеское служение! Большая часть вашего внимания и ваших сил уходит сегодня на восстановление этой обители, и это правильно. Но нужно помнить, что духовное дело тоже никогда нельзя начинать «со следующей недели, или после праздника, или со следующего года», или после того, как последний гвоздь будет вбит в стену восстанавливаемого здания. Духовная жизнь должна идти параллельно, и, может быть, чем больше усилий требует восстановление обители, тем больше молитв и подвигов должна принимать на себя

1 Митр. Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; † 2003).

307

 

 

монашеская братия, потому что успех того, что совершается в Церкви, — это не успех плоти и крови, это успех Духа. Потому что именно Дух Божий, как говорит апостол Павел во Втором Послании к Коринфянам, которое мы все сегодня слышали во время Божественной литургии, и делает человека свободным (2 Кор. 3,17).

Эти удивительные слова особым образом звучат в обители. Казалось бы, монах приходит в обитель, чтобы подчинить себя многим законам, правилам и постановлениям; он ограничивает свою жизнь жизнью монастыря. Многие люди, не имеющие духовного опыта, не могут понять, как человек добровольно ограничивает свою свободу. На самом же деле именно в монашеском подвиге и раскрывается подлинная суть свободы. Дух Божий делает человека свободным. Человек свободен тогда, когда он живет в Божием Духе и когда он не зависит от внешних обстоятельств. Можно находиться в заключении, в изгнании — и быть свободным. И мы хорошо знаем, как человек теряет свободу, когда отдает свою жизнь страсти, когда эта страсть застит глаза, когда человек начинает жить по закону греха, порабощая себя этому закону. Обычно эти люди, потерявшие подлинную свободу, более всего говорят о ее необходимости, не прозревая и не понимая сути того, что есть свобода человека. Преподобный Иосиф Волоцкий, его собратия, сонм монахов и подвижников дают нам удивительный пример человеческой свободы в Божественном Духе.

Вот я и желаю всем, в первую очередь инокам этой святой обители, совершать с усердием свое иноческое служение, не ослабевать в молитве и добрых делах, в борьбе со своими слабостями и пороками, обретая чувство духовной свободы и радости бытия в общении с Господом. И верю, что молитвами святого преподобного Иосифа Господь всех вас укрепит на этом богоугодном пути иноческого служения.

Я хотел бы еще раз приветствовать всех, в первую очередь братьев-архипастырей, духовенство, которое прибыло сегодня в ИосифоВолоцкую обитель, представителей государственной власти, общественности и всех вас, мои дорогие братья и сестры.

Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Иосифа, Волоцкого чудотворца, да хранит Господь землю Русскую, Церковь нашу, обитель сию и всех, кто с верой прибегает к имени святого чудотворца земли нашей! Аминь.

308


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.