13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Без духовно богатого и нравственно здорового молодого человека у нашего общества нет будущего, 18. 10. 2008
БЕЗ ДУХОВНО БОГАТОГО И НРАВСТВЕННО ЗДОРОВОГО
МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА У НАШЕГО ОБЩЕСТВА
НЕТ БУДУЩЕГО1
18. 10. 2008
— Мы все размышляли о демократии и желали ее скорейшего прихода. И вот она явилась со своими свободами, сделавшись неотъемлемой частью нашей жизни. Однако при этом неожиданно для всех нас выяснилось, что именно в демократическом обществе более, чем в любом ином, сознание определяется наличным бытием. И потому нынешняя ситуация невольно заставляет вспомнить о Древнем Риме, где в конечном счете стали доминировать телесное начало и прагматично-потребительское отношение к жизни, утверждаться культ гедонизма, вседозволенности и развращенности.
Казалось бы, перед лицом подобных обстоятельств и вызовов Церковь ожидает непочатый край работы. Однако благородное намерение Русской Православной Церкви хотя бы «факультативно» воздействовать на формирование духовности и моральных установок юных граждан вызывает агрессивное неприятие и сопротивление части общества. Смешно, чтобы не сказать трагикомично, звучат сегодня ссылки антицерковных сил на «угрозу клерикализации» современной российской школы. Как Вы прокомментировали бы эту ситуацию?
— Современная демократия опирается на либеральные ценности прав и свобод человека, которые в западном мире понимаются как некое универсальное начало, способное объединить человеческие общности с разнообразными культурными ценностями, традициями и мировоззрениями. В современной Европе, к сожалению, прочно укоренилось отношение к вопросам духовности, нравственности, поведенческим ориентирам как к личному выбору каждого отдельно взятого человека, выбору, который не должен иметь выражения в публичной сфере.
1Изинтервью Armenian Daily // AZG Armenian Daily. № 192 от 18. 10. 2008.
337
Современному обществу предлагают вбирать в себя самые разнообразные модели поведения и морали с одним лишь ограничением — они не должны противоречить закону и нарушать права и свободы людей. Этот этический плюрализм порождает и безразличие к проблеме греха, который разрушает человеческую жизнь. Действительно, если отношение к тому, что хорошо и что плохо, у всех различное,— значит, нет и такого универсального понятия, как грех.
В нашей стране с окончанием господства коммунистической идеологии государство и общество оказались ориентированными на либеральную систему ценностей. Многие наши современники своим поведением демонстрируют свободное отношение к институту брака, системе семейных отношений, нравственным и этическим принципам, которыми руководствовались в своей жизни многие поколения предков и которые позволили им создать великую страну. К тому же у нашего общества оказался ослабленным духовный иммунитет, который позволил бы противостоять стремительно врывавшимся в жизнь общества новым идеологиям.
Церковь, видя происходящее в общественной среде, обратила свои усилия на то, чтобы через приобщение к духовной и культурной традиции нашего народа, неотделимой от Православия, привить молодым людям, в первую очередь школьникам, способность отличать правду от лжи, грех от добродетели и делать выбор в пользу добра. С этой целью был разработан специальный учебный курс, посвященный истории, культуре и традициям Православия. Однако забота Церкви о молодежи, а в ее лице — о будущем нашего общества, была в штыки воспринята теми, кто опасался, что посредством учебного курса будет усиливаться влияние Церкви в общественной среде. Зазвучали необоснованные обвинения Церкви в «клерикализации» различных сфер жизни, в том числе и школьного образования. При этом никто из недовольных не смог предложить путей выхода из кризисной ситуации, сложившейся в системе воспитания школьников.
Убежден, что здравый смысл восторжествует и противники духовно-нравственного компонента в школьном образовании согласятся с тем, что без духовно богатого и нравственно здорового молодого поколения у нашего общества нет будущего.
338
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.