Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Интервью телеканалу «Вести», 2. 06. 2008

ИНТЕРВЬЮ ТЕЛЕКАНАЛУ «ВЕСТИ»

2. 06. 2008

Здравствуйте. Это программа «Диалог». Я Иван Семенов, мы обсуждаем ключевые проблемы. И сегодня о возможности преподавания основ религии в средней школе мы говорим с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Добрый день, владыка.

Здравствуйте.

Буквально накануне нашей записи вышел в свет очередной номер журнала «Нескучный сад», который, как мне кажется, является одним из лучших журналов о православной жизни в нашей стране, и теме, о которой мы с вами говорим, посвящен целый номер этого журнала. Здесь много всяких интересных мыслей, но главная, мне кажется, такая: дискуссию нужно продолжать. Скажите, отчего такое острое у нас разграничение позиций? Очень много каких-то, я даже сказал бы, партийных тезисов высказывается разными людьми — как церковными, так и нецерковными, вплоть до того, что некоторые объявляют сомневающихся в том, что нужно преподавать в средней школе по учебникам Бородиной1, врагами Церкви, врагами всего человеческого в нашей стране. Откуда такая резкость позиции?

Вообще мне самому непонятно, что происходит... Есть такая фантазия, что Церковь предлагает преподавать Православие всем в обязательном порядке во всех учебных заведениях России. Здесь просто нужно ясно сказать, что никогда Церковь этого не предлагала. Но именно вокруг этого тезиса весь «благородный гнев».

Ине только. А есть, понимаете, владыка, определенный здравый скепсис в рядах церковных людей относительно того, по каким методикам, например, должен преподаваться этот предмет, — согласитесь.

Я дойду и до церковной дискуссии, и до методики преподавания. Первое, что нужно постулировать, это то, что Церковь не предлагает,

1 Бородина А. В., канд. культурологии, педагог, филолог, публицист, автор и разработчик учебных курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры»; автор первого учебника «Основы православной культуры» и более тридцати других учебно-методических пособий. Учебник по ОПК вышел в 2002 г. и вызвал значительный резонанс в обществе.

332

 

 

чтобы преподавание религии, основ Православия было обязательным предметом для всех школьников России. Церковь, ссылаясь на существующий закон и на Конституцию, утверждает, что в светских учебных заведениях факультативно, на выбор, могут преподаваться основы Православия, то есть богословский предмет — не культурологический, а религиозный, — но на основе факультатива. Кроме того, Церковь предлагает: поскольку в России православная культура является, если хотите, государствообразующей, так как более 80% людей принадлежат к этой культуре,— чтобы в школах преподавался также культурологический предмет «Основы православной культуры». Не богословие, не Закон Божий, не религиозная доктрина, а культурологический предмет.

Для чего это нужно? Человек, живущий в России, вне зависимости от его отношения к религии, должен знать основы религиозной культуры. Без этих знаний он, простите, мало что сможет понять в Русском музее, в Третьяковской галерее или в Эрмитаже. Предлагается, чтобы этот предмет преподавался не в качестве факультатива, а на основе альтернативы. Факультатив — это то, что вы можете выбрать или не выбрать; кроме того, факультативы чаще всего преподаются вне сетки часов. В форме таких факультативов может и должен преподаваться религиозный предмет «Основы Православия», и во многих школах сегодня так и происходит. Но сыр-бор разгорелся не вокруг факультативов, а вокруг культурологического предмета «Основы православной культуры», который Церковь предлагает изучать вариативно, но в рамках расписания. Что такое вариативно? Вообще-то, конечно, каждый гражданин России должен знать основы православной культуры, будь он мусульманин, или еврей, или буддист, как, наверное, основы исламской культуры должен знать человек, живущий там, где большинство мусульман.

То есть вы предлагаете в Казани православным посещать основы исламской культуры?

Я посещал бы, если бы учился в Казани. Я ничего не предлагаю, но я бы посещал. Представьте: проходишь мимо минарета, что-то кричит муэдзин, а ты не знаешь, что это за крики. Надо знать, что вокруг тебя происходит. Церковь предлагает, чтобы «Основы православной культуры» преподавались в рамках программы, но на основе выбора. Если человек не хочет знать ничего, что касается Православия, это,

333

 

 

конечно, странный какой-то «культуркампф»1. Ну ладно, Бог с ним. Если нашелся такой чудак, который говорит: «Не хочу!», — Бог с тобой, не изучай. Тебе дается альтернативный курс — например, как мы предлагаем, «Основы светской этики». А кроме того, может быть, в таких городах, как Москва, где есть много мусульман, иудеев, есть и буддисты, есть и католики (кстати, и протестанты), тем, кто желают изучать основы своей религиозной культуры, нужно тоже дать такую возможность. В таких странах, как Германия, Финляндия, эта задача прекрасно решается без всякого конфликта и с законодательством, и с обществом.

Это вызвано путаницей внутри самого целеполагания. Возьмем, например, учебник Бородиной для 1-го класса, который называется «Мы и наша культура». Он вроде бы культурологический, но я читаю в нем фразу. «Моя мама училась любить меня и заботиться обо мне у Пресвятой Богородицы». Это культурологическое утверждение, владыка? А учебник называется «Учебник культуры»...

Вот здесь мы и подходим к той теме, которую Вы обозначили в самом начале нашего разговора,— об учебниках, о методологии, о том, кто должен преподавать этот предмет. Опыт работы во многих епархиях — я готов также сослаться на свою собственную епархию, где мы уже больше 10 лет работаем в этом направлении,— свидетельствует о том, что такое преподавание не вызывает, к счастью, никаких конфликтов и напряжения. Этот опыт предлагает уже совершенно конкретные вещи: преподавателем должен быть светский человек из числа тех, кто работает в школе и у кого есть желание преподавать этот предмет. Он должен пройти специальную подготовку на базе института повышения квалификации учителей. Что касается учебников, нужно закрыть эту тему, организовать рабочую группу с участием ученых, представителей Церкви, историков и создать хороший курс по «Основам православной культуры», как, наверное, нужно сделать то же самое в отношении исламской культуры и в отношении других наших национальных культур.

1 Культуркампф (нем. Kulturkampf — «борьба за культуру») — так называют политику правительства Германской империи во главе с канцлером Бисмарком в 1870-х гг., после объединения Германии, за установление государственного контроля над Римско-Католической Церковью, поддерживавшей сепаратистские антипрусские тенденции.

334

 

 

Мировой опыт показывает, что религиозная культура практически нигде не преподается. А если и преподается, то в первом смысле, о котором Вы сказали вначале. Преподаются все-таки основы религии для тех, кто желает знать эти основы. Может быть, неразличением культурологического курса и религиозного и вызвано все происходящее сейчас у нас?

Я полагаю, что просто запутались. Кстати, и в Церкви многие не понимают, о чем речь идет. Даже иногда друг с другом спорят и ссорятся. На самом деле, изначально Церковь предлагала именно то, что я сегодня ясно или не ясно, но пытался сформулировать.

Владыка, как Вам кажется, в школе необходимо преподавание культуры или религии?

Вы знаете, я хотел бы не рассуждать о том, что преподается, а что не преподается, а подчеркнуть то, что детям нравится и чего дети хотят. Даже если это и религиозно окрашенный курс, но если его выбирают учащиеся и их родители, то, значит, это и есть тот самый факультатив, который имеет право на существование на основе закона и Конституции.

Владыка, а у Вас не вызывает опасения такая вещь: в дореволюционной России изучение Закона Божиего было почти поголовным, по крайней мере среди тех, кто не принадлежал к другим религиям. Тем не менее люди, изучавшие Закон Божий, потом, как мы знаем, рушили храмы, убивали священников, рубили иконы. Вот такое «внешнее» изучение не кажется вам опасным?

Опыт России действительно заставляет задуматься. Но меня сегодня больше заставляет задуматься другое. Когда я смотрю на молодежь, гуляющую по улицам наших городов с бутылками пива, пьяную, обколотую наркотиками, с обезумевшими лицами, мне от этого становится страшно. Ни одна политическая партия не избегает этой темы, все говорят о необходимости нравственного возрождения. Ну так давайте наваливаться всем миром на решение этой проблемы! У религиозной мотивации есть своя ниша, она может воздействовать на сознание людей, в том числе и в плане нравственного воспитания. Давайте использовать религиозную мотивацию. Давайте использовать другую мотивацию — культурную, гуманистическую. А там, где, как в белгородской школе, все дети хотят изучать Православие, пусть с Богом изучают.

335

 

 

Владыка, им повезло с педагогом — верующая женщина, которая с любовью преподает предмет...

Совершенно верно.

Но сказать, что это всеобщее правило, невозможно, потому что невозможно педагога родить, нельзя его, как морковку, вытащить из земли за хвостик. Он должен проявиться...

Знаете, я могу с чувством внутреннего удовлетворения и тихой радости сказать, что у нас в Смоленской епархии нет плохих педагогов, преподающих Основы православной культуры. Это наши замечательные преподаватели, которые прошли специализацию, которые сделали уже очень много доброго для воспитания нашего молодого поколения. Уверен, что так и в других епархиях.

А как исправить чувашскую ситуацию, которая явно не столь благополучна?

С другой стороны, это нормальный процесс. Где-то хорошо, а где-то не очень. Но то, что в Чувашии в одной школе не очень хорошо, вовсе не означает, что нужно весь проект отменять.

Владыка, есть еще проблема педагогов. У нас 60 тысяч школ; где взять 60 тысяч хороших педагогов? У вас в епархии? Охотно верю, что у вас хорошие педагоги. В Белгородской области конкретно эта женщина — хороший педагог. Но они же не могут возникнуть из воздуха...

Для этого нужно работать. Местная епархия совместно с местными департаментами образования должны там, где этого еще не сделано, просто сесть и четко выработать алгоритм действий. Это технические вопросы. Среди преподавателей у нас достаточно людей религиозных, вообще культурно продвинутых людей, способных преподавать этот предмет. Нужно просто договориться о том, как эти люди будут получать образование, как они будут совершенствоваться в знаниях.

С другой стороны, согласитесь Вы или, может быть, не согласитесь, — без хороших, продуманных учебников, без грамотных и любящих свой предмет педагогов можно нанести и вред детям.

Совершенно верно. И я именно за то, чтобы были хорошие учебники, чтобы эти учебники создавались специалистами и чтобы педагоги были достаточно подготовленными. Но, как я уже сказал, это проблемы

336

 

 

технические. У нас в России есть интеллектуальный потенциал, чтобы решить их. Была бы добрая воля и была бы, что называется, «отмашка» сверху. Вот тогда мы все эти проблемы и решим.


Страница сгенерирована за 0.39 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.