13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Интервью телеканалу «Вести», 2. 06. 2008
ИНТЕРВЬЮ ТЕЛЕКАНАЛУ «ВЕСТИ»
2. 06. 2008
— Здравствуйте. Это программа «Диалог». Я Иван Семенов, мы обсуждаем ключевые проблемы. И сегодня о возможности преподавания основ религии в средней школе мы говорим с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Добрый день, владыка.
— Здравствуйте.
— Буквально накануне нашей записи вышел в свет очередной номер журнала «Нескучный сад», который, как мне кажется, является одним из лучших журналов о православной жизни в нашей стране, и теме, о которой мы с вами говорим, посвящен целый номер этого журнала. Здесь много всяких интересных мыслей, но главная, мне кажется, такая: дискуссию нужно продолжать. Скажите, отчего такое острое у нас разграничение позиций? Очень много каких-то, я даже сказал бы, партийных тезисов высказывается разными людьми — как церковными, так и нецерковными, вплоть до того, что некоторые объявляют сомневающихся в том, что нужно преподавать в средней школе по учебникам Бородиной1, врагами Церкви, врагами всего человеческого в нашей стране. Откуда такая резкость позиции?
— Вообще мне самому непонятно, что происходит... Есть такая фантазия, что Церковь предлагает преподавать Православие всем в обязательном порядке во всех учебных заведениях России. Здесь просто нужно ясно сказать, что никогда Церковь этого не предлагала. Но именно вокруг этого тезиса весь «благородный гнев».
— Ине только. А есть, понимаете, владыка, определенный здравый скепсис в рядах церковных людей относительно того, по каким методикам, например, должен преподаваться этот предмет, — согласитесь.
— Я дойду и до церковной дискуссии, и до методики преподавания. Первое, что нужно постулировать, это то, что Церковь не предлагает,
1 Бородина А. В., канд. культурологии, педагог, филолог, публицист, автор и разработчик учебных курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры»; автор первого учебника «Основы православной культуры» и более тридцати других учебно-методических пособий. Учебник по ОПК вышел в 2002 г. и вызвал значительный резонанс в обществе.
332
чтобы преподавание религии, основ Православия было обязательным предметом для всех школьников России. Церковь, ссылаясь на существующий закон и на Конституцию, утверждает, что в светских учебных заведениях факультативно, на выбор, могут преподаваться основы Православия, то есть богословский предмет — не культурологический, а религиозный, — но на основе факультатива. Кроме того, Церковь предлагает: поскольку в России православная культура является, если хотите, государствообразующей, так как более 80% людей принадлежат к этой культуре,— чтобы в школах преподавался также культурологический предмет «Основы православной культуры». Не богословие, не Закон Божий, не религиозная доктрина, а культурологический предмет.
Для чего это нужно? Человек, живущий в России, вне зависимости от его отношения к религии, должен знать основы религиозной культуры. Без этих знаний он, простите, мало что сможет понять в Русском музее, в Третьяковской галерее или в Эрмитаже. Предлагается, чтобы этот предмет преподавался не в качестве факультатива, а на основе альтернативы. Факультатив — это то, что вы можете выбрать или не выбрать; кроме того, факультативы чаще всего преподаются вне сетки часов. В форме таких факультативов может и должен преподаваться религиозный предмет «Основы Православия», и во многих школах сегодня так и происходит. Но сыр-бор разгорелся не вокруг факультативов, а вокруг культурологического предмета «Основы православной культуры», который Церковь предлагает изучать вариативно, но в рамках расписания. Что такое вариативно? Вообще-то, конечно, каждый гражданин России должен знать основы православной культуры, будь он мусульманин, или еврей, или буддист, как, наверное, основы исламской культуры должен знать человек, живущий там, где большинство мусульман.
— То есть вы предлагаете в Казани православным посещать основы исламской культуры?
— Я посещал бы, если бы учился в Казани. Я ничего не предлагаю, но я бы посещал. Представьте: проходишь мимо минарета, что-то кричит муэдзин, а ты не знаешь, что это за крики. Надо знать, что вокруг тебя происходит. Церковь предлагает, чтобы «Основы православной культуры» преподавались в рамках программы, но на основе выбора. Если человек не хочет знать ничего, что касается Православия, это,
333
конечно, странный какой-то «культуркампф»1. Ну ладно, Бог с ним. Если нашелся такой чудак, который говорит: «Не хочу!», — Бог с тобой, не изучай. Тебе дается альтернативный курс — например, как мы предлагаем, «Основы светской этики». А кроме того, может быть, в таких городах, как Москва, где есть много мусульман, иудеев, есть и буддисты, есть и католики (кстати, и протестанты), тем, кто желают изучать основы своей религиозной культуры, нужно тоже дать такую возможность. В таких странах, как Германия, Финляндия, эта задача прекрасно решается без всякого конфликта и с законодательством, и с обществом.
— Это вызвано путаницей внутри самого целеполагания. Возьмем, например, учебник Бородиной для 1-го класса, который называется «Мы и наша культура». Он вроде бы культурологический, но я читаю в нем фразу. «Моя мама училась любить меня и заботиться обо мне у Пресвятой Богородицы». Это культурологическое утверждение, владыка? А учебник называется «Учебник культуры»...
— Вот здесь мы и подходим к той теме, которую Вы обозначили в самом начале нашего разговора,— об учебниках, о методологии, о том, кто должен преподавать этот предмет. Опыт работы во многих епархиях — я готов также сослаться на свою собственную епархию, где мы уже больше 10 лет работаем в этом направлении,— свидетельствует о том, что такое преподавание не вызывает, к счастью, никаких конфликтов и напряжения. Этот опыт предлагает уже совершенно конкретные вещи: преподавателем должен быть светский человек из числа тех, кто работает в школе и у кого есть желание преподавать этот предмет. Он должен пройти специальную подготовку на базе института повышения квалификации учителей. Что касается учебников, нужно закрыть эту тему, организовать рабочую группу с участием ученых, представителей Церкви, историков и создать хороший курс по «Основам православной культуры», как, наверное, нужно сделать то же самое в отношении исламской культуры и в отношении других наших национальных культур.
1 Культуркампф (нем. Kulturkampf — «борьба за культуру») — так называют политику правительства Германской империи во главе с канцлером Бисмарком в 1870-х гг., после объединения Германии, за установление государственного контроля над Римско-Католической Церковью, поддерживавшей сепаратистские антипрусские тенденции.
334
— Мировой опыт показывает, что религиозная культура практически нигде не преподается. А если и преподается, то в первом смысле, о котором Вы сказали вначале. Преподаются все-таки основы религии для тех, кто желает знать эти основы. Может быть, неразличением культурологического курса и религиозного и вызвано все происходящее сейчас у нас?
— Я полагаю, что просто запутались. Кстати, и в Церкви многие не понимают, о чем речь идет. Даже иногда друг с другом спорят и ссорятся. На самом деле, изначально Церковь предлагала именно то, что я сегодня ясно или не ясно, но пытался сформулировать.
— Владыка, как Вам кажется, в школе необходимо преподавание культуры или религии?
Вы знаете, я хотел бы не рассуждать о том, что преподается, а что не преподается, а подчеркнуть то, что детям нравится и чего дети хотят. Даже если это и религиозно окрашенный курс, но если его выбирают учащиеся и их родители, то, значит, это и есть тот самый факультатив, который имеет право на существование на основе закона и Конституции.
— Владыка, а у Вас не вызывает опасения такая вещь: в дореволюционной России изучение Закона Божиего было почти поголовным, по крайней мере среди тех, кто не принадлежал к другим религиям. Тем не менее люди, изучавшие Закон Божий, потом, как мы знаем, рушили храмы, убивали священников, рубили иконы. Вот такое «внешнее» изучение не кажется вам опасным?
— Опыт России действительно заставляет задуматься. Но меня сегодня больше заставляет задуматься другое. Когда я смотрю на молодежь, гуляющую по улицам наших городов с бутылками пива, пьяную, обколотую наркотиками, с обезумевшими лицами, мне от этого становится страшно. Ни одна политическая партия не избегает этой темы, все говорят о необходимости нравственного возрождения. Ну так давайте наваливаться всем миром на решение этой проблемы! У религиозной мотивации есть своя ниша, она может воздействовать на сознание людей, в том числе и в плане нравственного воспитания. Давайте использовать религиозную мотивацию. Давайте использовать другую мотивацию — культурную, гуманистическую. А там, где, как в белгородской школе, все дети хотят изучать Православие, пусть с Богом изучают.
335
— Владыка, им повезло с педагогом — верующая женщина, которая с любовью преподает предмет...
— Совершенно верно.
— Но сказать, что это всеобщее правило, невозможно, потому что невозможно педагога родить, нельзя его, как морковку, вытащить из земли за хвостик. Он должен проявиться...
— Знаете, я могу с чувством внутреннего удовлетворения и тихой радости сказать, что у нас в Смоленской епархии нет плохих педагогов, преподающих Основы православной культуры. Это наши замечательные преподаватели, которые прошли специализацию, которые сделали уже очень много доброго для воспитания нашего молодого поколения. Уверен, что так и в других епархиях.
— А как исправить чувашскую ситуацию, которая явно не столь благополучна?
— С другой стороны, это нормальный процесс. Где-то хорошо, а где-то не очень. Но то, что в Чувашии в одной школе не очень хорошо, вовсе не означает, что нужно весь проект отменять.
— Владыка, есть еще проблема педагогов. У нас 60 тысяч школ; где взять 60 тысяч хороших педагогов? У вас в епархии? Охотно верю, что у вас хорошие педагоги. В Белгородской области конкретно эта женщина — хороший педагог. Но они же не могут возникнуть из воздуха...
— Для этого нужно работать. Местная епархия совместно с местными департаментами образования должны там, где этого еще не сделано, просто сесть и четко выработать алгоритм действий. Это технические вопросы. Среди преподавателей у нас достаточно людей религиозных, вообще культурно продвинутых людей, способных преподавать этот предмет. Нужно просто договориться о том, как эти люди будут получать образование, как они будут совершенствоваться в знаниях.
— С другой стороны, согласитесь Вы или, может быть, не согласитесь, — без хороших, продуманных учебников, без грамотных и любящих свой предмет педагогов можно нанести и вред детям.
— Совершенно верно. И я именно за то, чтобы были хорошие учебники, чтобы эти учебники создавались специалистами и чтобы педагоги были достаточно подготовленными. Но, как я уже сказал, это проблемы
336
технические. У нас в России есть интеллектуальный потенциал, чтобы решить их. Была бы добрая воля и была бы, что называется, «отмашка» сверху. Вот тогда мы все эти проблемы и решим.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.