13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово пастыря о христианстве, 2002
СЛОВО ПАСТЫРЯ О ХРИСТИАНСТВЕ2
2002
Христианская история началась около 2000 лет назад в небольшом палестинском городе Вифлееме, близ Иерусалима. Необыкновенное явление потрясло вифлеемских пастухов: небосклон внезапно озарился неземным светом, и в нем показались фигуры Ангелов, один из которых сказал: Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2,10-11). В тот же миг с небес донесся торжествующий ангельский гимн: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2,14). Так произошло величайшее в истории событие, предсказанное пророками, жившими за тысячи лет до Христа: Вот, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1, 23). Сам Бог, создавший Вселенную, премудрость Которого не способен постичь разум человека, вникающего в удивительное разнообразие природы и ее законов, снисшел с высоты и стал близок ко всем людям — и к праведникам, и к грешникам, и к отверженным, и к обездоленным. Он стал человеком,
1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. X. 6.
2 Предисловие к учебному пособию «История православной культуры земли Смоленской» для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Смоленск, 2002.
307
чтобы всех уверовавших в Него спасти: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3,16).
Жизнь и учение Христа имели столь сильное воздействие на умы современников и последующих поколений, что вдохновляемые Им люди создавали величайшие произведения литературы, живописи, музыки и архитектуры. Многие ученые делали свои открытия во имя Христа, следуя Его примеру сострадания и помощи всякому, кто в ней нуждается. Научные изыскания вели ученых к познанию Бога, открывшемуся нам во Христе, преклонению перед Его величием и премудростью. «Чем больше я занимаюсь наукой,— писал Луи Пастер,— тем более становлюсь верующим». Огромное число людей в мире и в нашей стране признают во Христе самый совершенный нравственный идеал и исповедуют свою веру во Христа как Бога, Спасителя, Избавителя от власти зла, насилия и порока, видят в Нем единственную надежду мира.
Значение христианства столь велико, что вся история человечества может быть разделена на две части: до воплощения Сына Божия и после него; ведь даже современное летоисчисление ведет свое начало от Рождества Христова. В XIX и XX веках делались попытки доказать, что Христос на самом деле не существовал и что Его жизнеописание было составлено с целью отвлечь «народные массы» от борьбы с правящими классами. Однако современные ученые уже не подвергают сомнению достоверность существования Иисуса, свидетельства о жизни и учении Которого записаны в четырех Евангелиях. Новейшие археологические открытия и научные исследования позволяют нам подойти к пониманию исторической обстановки периода земной жизни Христа гораздо ближе, чем это удавалось нашим предшественникам 100 или 200 лет назад.
По Своему образу жизни Иисус Христос был странствующим проповедником. Он переходил из города в город, из селения в селение, говоря людям о приближении Царствия Небесного и уча их исполнять волю Небесного Отца. Его окружали многотысячные толпы, ибо даже одно прикосновение к Его одежде приносило исцеление от неизлечимых болезней. Он исцелял прокаженных, возвращал зрение слепым, поднимал на ноги хромых и парализованных. Даже смерть теряла свою власть перед Ним, ибо Он был способен воскрешать мертвых. Я есмь
308
воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11, 25),— говорил Христос.
Сердцевиной нравственного учения Христа является Нагорная проповедь, произнесенная Им на возвышенности близ Галилейского озера. В этой проповеди Христос восполнил и довел до совершенства ветхозаветные нравственные установления: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вамлюбйте врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? ... Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5,43-46,48).
Проповедь Иисуса Христа продолжалась, как думают, около трех лет. В самом начале Своего проповеднического пути Христос избрал двенадцать учеников, на которых возложил миссию распространения Своего учения в Палестине и за ее пределами. Впоследствии учеников Иисуса Христа стали называть апостолами, или «посланниками». Они и были теми, из кого сформировалась первая христианская община — Церковь, которой Христос обещал, что она будет существовать вечно: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16,18). Двенадцать апостолов, как и другие семьдесят, избранные Христом позднее, были призваны благовествовать Царство Божие, пришедшее на землю, обращать к Богу грешников, исцелять больных, изгонять демонов и учить последователей Христа сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4,3).
Многие ожидали от Иисуса Христа, что Он станет политическим вождем израильского народа и освободит Палестину от Римской оккупации. Но Христос не ставил перед Собой задачу захватить земную власть, ибо обладал абсолютной и безграничной духовной властью, так что Ему повиновались силы природы и Он мог словом усмирить разбушевавшееся море. Он говорил о том, что Его задача — вернуть людей к источнику их жизни, к Богу. Ради этого Он готов был пожертвовать Собой. Он заранее предсказывал Свою смерть, которая должна была стать искупительной жертвой за грехи всего человечества. По зависти первосвященников и книжников Христос был предан на распятие, но Его смерть на Кресте не была концом истории христианства. Наоборот, именно с нее началось распространение христианства
309
по всему миру. Смерть Спасителя явилась не поражением, а величайшей победой, когда-либо одержанной на земле, ибо в третий день после распятия Иисус Христос воскрес, тем самым победив смерть и даровав людям жизнь вечную. После воскресения Он явился Своим ученикам, обещав им всегда пребывать в Церкви: И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28,18-20).
Дело Христа было продолжено апостолами после Его воскресения и вознесения на небо. В пятидесятый день после воскресения Христова, когда Святой Дух сошел на апостолов в виде языков пламени, они получили сверхъестественные дары для обращения народов к Богу. Благодаря их проповеди Церковь начала быстро расти и, несмотря на жестокие гонения, которым подвергались христиане со стороны императоров-язычников, к началу IV века христианство стало доминирующей религией во всей Римской империи — как в восточной, так и в западной ее части.
Развитие христианского богословия, философии, литературы и искусства способствовало дальнейшему распространению христианства. К VIII веку окончательно оформилось православное богословие, достигшее совершенства в богословских спорах на семи Вселенских Соборах. Через столетие начались активные контакты между первыми русскими князьями и Византией, закончившиеся Крещением Руси в 988 году. С этого дня православное христианство начало оказывать определяющее влияние на развитие русского народа. Православная Церковь взяла на себя заботу по нравственному воспитанию и просвещению народа, с большим трудом освободившегося из-под ига идолопоклонства и языческих предрассудков. Монастыри стали центрами культуры и письменности, проповедниками научных знаний и философии. Можно с уверенностью сказать, что именно христианству, выразительницей которого является Православная Церковь, русский народ обязан своими лучшими нравственными качествами, благодаря которым он не только выжил в тяжелейших исторических условиях, но и стал поистине великим народом.
Православное христианство оказало мощное влияние на развитие русской культуры. Христианским духом пронизано творчество русских
310
философов И. А. Ильина и Н. А. Бердяева, писателей Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского, поэтов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, композиторов М. И. Глинки и П. И. Чайковского. На протяжении веков русская культура была носительницей христианского благовестил, так что даже после революции 1917 года, когда религия в России оказалась гонимой, тысячи людей приобщались к христианским духовным и нравственным ценностям не непосредственно — через Библию, Евангелие, церковную литературу,— а опосредованно — через произведения русских писателей и поэтов, художников и композиторов.
Богоборцы XX века приложили огромные усилия для того, чтобы превратить Россию в атеистическое государство. В 1920-е и 30-е годы были уничтожены большинство русских епископов и священников, закрыты практически все монастыри и духовные школы, разрушено множество храмов. В последующие годы гонения на Церковь стали менее жестокими, но оставались не менее целенаправленными; задачей ставилось полное уничтожение религии. Но Бог поругаем не бывает (Гал. 6,7). Никакими репрессивными мерами невозможно искоренить веру из сердец людей, ибо, как сказал древний христианский философ Тертуллиан, «душа человека по природе своей христианка»1.
По словам того же мыслителя, «кровь мучеников есть семя христианства»2. Благодаря подвигу новомучеников и исповедников Российских, отдавших жизнь за Христа и Его Церковь, вера христианская ныне возрождается, после десятилетий гонений восстанавливаются храмы и монастыри, воссоздаются духовные школы, развивается церковная жизнь. И самое главное — в Церковь вновь приходят тысячи и тысячи людей, в том числе дети и подростки, юноши и девушки — те, чья сознательная жизнь пройдет в XXI веке. Возрождение Русской Православной Церкви на рубеже двух столетий является убедительным доказательством жизненности христианского вероучения, силы проповеди Христа, способной и ныне, как и двадцать веков назад, зажигать сердца людей, вдохновлять их на подвиги, преображать их жизнь. Проповедь Христа звучит и сегодня, и никакие человеческие усилия не способны остановить победного шествия христианства, начавшегося в день Воскресения Христова и продолжающегося в наши дни.
1 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Апологетик. XVII.
2 Там же. L.
311
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.