13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Судьба Отечества неотделима от судеб людей. Ответы в прямом эфире на вопросы корреспондента радиостанции «Говорит Москва», 5. 09. 2002
СУДЬБА ОТЕЧЕСТВА НЕОТДЕЛИМА ОТ СУДЕБ ЛЮДЕЙ
Ответы в прямом эфире на вопросы
корреспондента радиостанции «Говорит Москва»
5. 09. 2002
— Владыка, я хотела бы начать наш разговор с того, что 2 сентября — начало учебного года. В этот день миллионы детей пришли в школу. Хотелось бы услышать Ваше напутственное слово тем, кто будет учиться, и тем, кто учит их.
— С удовольствием скажу такое слово, тем более что накануне, 1 сентября, почти во всех храмах Русской Православной Церкви совершались специальные молебны в напутствие учащим и учащимся. В моей епархии, в смоленском кафедральном соборе под благословение подошли 1010 детей и более 150 преподавателей. Было очень радостно видеть эту картину.
Действительно, образование открывает человеку дорогу в жизнь. К сожалению, в предшествующие годы по отечественной системе образования был нанесен серьезный удар, — как один из результатов тех перестроечных процессов, которые активно происходили и доныне совершаются в стране. Тем не менее Россия была и остается страной замечательной традиции народного образования, и Советский Союз, надо отдать должное, эту драгоценную традицию поддержал
296
и приумножил. Мне представляется, что в XXI веке нам предстоит достичь новых высоких рубежей в народном образовании, ибо наступившее столетие в каком-то смысле станет веком образования. Иначе и быть не может, принимая во внимание, насколько возросла роль интеллектуального фактора в определении содержания и качества жизни общества и отдельного человека. Поэтому я от всего сердца хотел бы пожелать успехов всем тем, кто учат и учатся. И особенно, конечно, хотелось бы поддержать наших преподавателей, которые, быть может, далеко не в достаточной мере обеспечены, — отчего и преподавательская работа, к сожалению, не всегда и не везде является престижной в глазах подрастающего поколения. Хотел бы от всего сердца сказать этим людям, нашим учителям, что они делают поистине важнейшее дело, что в их руках находится судьба страны. Пусть благословение Божие пребывает с вами и вашими питомцами, потому что от вас и от них зависит будущее нашего Отечества.
— В последнее время, когда говорят о реформе или о модернизации российского образования, все чаще упоминают и о духовном просвещении, о том, что необходимо в школе ввести — если речь идет о православных школах — уроки Закона Божия, а если говорить о других школах, — уроки ислама или уроки буддизма. Но тем не менее, как бы к этому общество ни относилось, такие уроки еще не вводятся. С чем это связано?
— Где вводятся, а где не вводятся... С точки зрения Конституции, это возможно. С точки зрения действующего законодательства, это возможно. С точки зрения Министерства образования России, это также возможно. Но процесс иногда искусственно тормозится на местах. К счастью, осталась позади дискуссия о том, что Основы Православия якобы нельзя преподавать потому, что Россия многоконфессиональная и многонациональная страна, что нельзя допускать в школу православных священников, потому что тогда придется открыть ее двери представителям всех остальных конфессий и деноминаций. Сегодня подобных вопросов не возникает ни на уровне законодательства, ни даже на уровне принятия практических решений, ибо совершенно очевидно, что в мире накоплен богатый опыт успешного применения различных моделей преподавания религиозных дисциплин в общеобразовательной школе, и в этом смысле Россия не отличается от других стран. Она тоже может развивать свою собственную модель религиозного образования
297
без всякой опасности войти в конфликт с законом или с фундаментальными принципами прав человека, свободы совести, религиозной свободы и так далее. Итак, российская модель существует. Она достаточно отработана, законодательно поддержана, и поэтому сегодня речь идет только о ее реализации. И во многих местах она успешно осуществляется. Основы Православия преподаются в государственных муниципальных школах в форме факультатива, и очень часто так происходит в большинстве школ того или иного субъекта Федерации. Однако кое-где процесс тормозится. Наверное, недостаточную активность проявляют как представители Церкви, так и местные власти, которые могли бы активнее содействовать этому процессу.
— Владыка, каким образом можно обеспечить равные права для всех учащихся и их родителей? Ведь кто-то приходит в школу из католической семьи, кто-то из православной, кто-то из мусульманской, есть дети, воспитанные в атеистических семьях. Во всех случаях есть право семьи и право личности. Как в такой ситуации соблюсти равновесие прав?
— Я говорил о том, что в мировой практике существуют различные модели. Расскажу об одной такой модели, которая прекрасно функционирует в соседней Финляндии. Там государственными являются две религии — лютеранская и православная, причем лютеран там, помнится, более 90%, а православных — только 3%. Кроме того, есть католики, мусульмане, иудеи. Практика решения проблемы там следующая: если в классе больше 10% учащихся выбирают обучение той или иной конфессиональной дисциплине, то в таком случае государство на собственные средства обеспечивает ее преподавание в данной школе. Если же таких желающих оказывается меньше 10%, то тогда преподавание избранной дисциплины будет финансировать соответствующая местная религиозная организация. В случае, если кто-то вообще не хочет изучать какую бы то ни было религиозную дисциплину, государство предоставляет право выбора альтернативного предмета.
298
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.