13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово к участникам семинара учителей Закона Божиего (Смоленск, 11-25 июня 1992 г.), 15. 06. 1992
РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА
СЛОВО К УЧАСТНИКАМ СЕМИНАРА
УЧИТЕЛЕЙ ЗАКОНА БОЖИЕГО1
(Смоленск, 11-25 июня 1992 г.)
15. 06. 1992
Встреча с учителями, которые будут преподавать Закон Божий в средних учебных заведениях, — большая радость для меня. Сегодня в нашей стране появилась возможность преподавать религию. Но возможность — это только полдела. Чрезвычайно важно то, как будут преподаваться основы веры людям.
Традиции православного воспитания складывались в России на протяжении многих веков, и сейчас очень важно использовать этот опыт, но не идеализировать его. Задумываясь об истории России и Церкви, задавая себе вопрос, почему с нашим народом произошла та кровавая катастрофа, которую мы называем революцией, я вижу и вину церковную. Если бы Церковь была способна воспитать народ, донести до него основы веры таким образом, чтобы эти основы преломлялись в реальной жизни, не оставались только на уровне знаний, но одухотворяли бы человеческую жизнь, то никаких революций у нас не было бы.
Церковь для этого имела все возможности: религия преподавалась во всех учебных заведениях как обязательный предмет, законоучители-священнослужители проходили специальный курс подготовки. Но, беседуя с людьми, которые изучали Закон Божий в дореволюционной школе, нередко, к удивлению и ужасу, приходилось слышать,
1 Журнал Московской Патриархии. 1992. № 10. С. 17-20.
265
что этот предмет был самым неинтересным. Немудрено, что дети, для которых Закон Божий был самым неинтересным предметом, не впитали в себя основ веры, не сумели сделать веру достоянием своей жизни, и души их поддались разрушительному влиянию идей марксизма и атеизма.
Как мы должны доносить до народа слово о вере, чтобы это слово возрастало и приносило плод? Это тот вопрос, на который мы должны ответить не рационально, на уровне каких-то формулировок, а своей жизнью, своим подвигом служения. Преподаватели Закона Божиего берут на себя огромную ответственность перед историей: от них будет зависеть, возродится наш народ или не возродится. Это не громкая фраза. Я глубоко убежден, что без духовного возрождения никакие перемены в области экономики и демократии, никакие эксперименты в области законодательства не принесут пользы.
Нравственность — это способность отличать добро от зла. Если у человека эта способность есть, то он живет по закону своей совести, а если нет и, как говорит апостол Павел, совесть сожжена (1 Тим. 4,2), то он и самые лучшие законы исполнять не будет.
Я сделал акцент на нравственности именно потому, что результатом вашей работы на уроках Закона Божиего должны быть духовно воспитанные люди. Большое заблуждение всей нашей системы образования состояло в том, что главной целью ставилось интеллектуальное развитие человека, сообщение ему суммы знаний. Но можно быть образованным, можно иметь хорошие знания — и быть преступником. При посещении колонии строгого режима меня поразило количество образованных и талантливых людей, людей острого ума и острого слова среди заключенных. Это свидетельствует о том, что интеллект автоматически не обусловливает высокого нравственного уровня.
Из семи десятилетий атеизма наше общество вышло ослабленным и духовно больным. Почему же советская система ценностей привела к таким пагубным последствиям? С точки зрения материализма все, что существует, не имеет начала и обусловлено движением и развитием материи. Материя вечна и обладает способностью к саморазвитию, самосовершенствованию: переходит из неживого в живое, из неразумного в разумное при определенных условиях.
Значит, нравственность тоже есть результат развития материи и обусловливается экономическими, общественными и политическими
266
факторами. Отсюда всего лишь один шаг к тому, чтобы сказать об относительности нравственности вообще. Его и сделали классики марксизма: «Хорошо то, что хорошо для рабочего класса». Это обернулось для нашей страны кровавым террором. А вот другой пример относительной нравственности: «Хорошо то, что хорошо для великой Германии». И фашисты шли на Восток, топтали нашу землю, расстреливали наших людей, и совесть их была спокойна, потому что они были воспитаны в этой относительной нравственности.
Идея нравственного релятивизма привела к тому, что наше общество потеряло всякую нравственность. И когда не от хорошей жизни марксист М. С. Горбачев впервые стал говорить не о классовых, а об общечеловеческих нравственных ценностях, это означало, что приближается конец коммунистической идеологии, так как общечеловеческие ценности суть ценности абсолютные. А абсолютные ценности должны иметь абсолютное начало, которое есть Бог.
Сказанное, конечно, не означает, что среди неверующих людей нет нравственных,— они были и есть. Эти люди живут по закону, который Бог вложил им в сердце, в человеческую природу. Ребенок рождается уже с определенными заложенными в него нравственными принципами. Задача заключается в воспитании его таким образом, чтобы они раскрывались, а не подавлялись. Опознается нравственное начало человеческой совестью. Она больно уязвляет человека, когда он делает что-то, не соответствующее нравственному началу. Но с голосом совести можно поступать по-разному: его можно заглушить — и это сделать очень легко, и оправдания сразу найдутся («Не было другого выхода», «Другие еще хуже поступают!»),— а можно выбрать более трудный путь — путь покаяния. Ничто в жизни мы так трепетно не ограждаем, как свое «я», и наступить на свое «я», сказать: «Я виноват» и раскаяться — это подвиг, к которому не все готовы. Одно из значений религии, одна из задач Церкви заключается в том, чтобы вести человека к подвигу победы над самим собой, и эта победа — самая великая в жизни.
Апостол Павел говорит, что есть разные состояния души человека, и предельно опасное состояние он именует сожженной совестью, которая уже не позволяет естеством законная творить (Рим. 2, 14). Для того чтобы человек даже в таком состоянии мог узнать, где правильный путь, а где ложный, где путь жизни, а где путь смерти, Господу было угодно передать людям Откровение. Евангельский закон, вложенный
267
нам в сердца, оставлен и в виде книги, чтобы о заповедях люди могли узнать в любой момент времени и в любом состоянии души. Вам, будущим законоучителям, важно пробудить у детей потребность в постоянном общении с этой книгой.
Религиозное чувство и потребность в вере есть у каждого. Почему же тогда есть люди верующие и неверующие? Это можно сравнить с развитием музыкального слуха. Он тоже дан каждому человеку, но у одного он развит сильно, а у другого лишь в зачаточном состоянии. Многое зависит от того, в каких условиях человек находится. Так, невозможно развить музыкальный слух, работая в кузнице: он там атрофируется, и из кузнеца уже никогда не получится скрипач. Но если человек с теми же задатками будет воспитываться в музыкальной семье и в музыкальной школе, его способности разовьются.
В правильных условиях религиозное чувство имеет правильное религиозное выражение, в условиях ненормальных — атрофируется, искажается и даже может быть очень опасным в своих проявлениях: фанатизме, идолопоклонстве, обожествлении сил природы, людей или образа жизни. Вы, конечно, замечали массовый психоз и опьянение людей на рок-концертах, которые нельзя объяснить рационально,— здоровые люди находятся в состоянии исступления. Это патология религиозного чувства. Вместо того чтобы обратиться к Богу, люди ищут ложных богов и на них изливают свое «благочестие».
Вера и нравственность сильнейшим образом связаны и взаимообусловлены. Ничто так ярко не свидетельствует об этом, как наша общественная жизнь, ставшая безнравственной тогда, когда люди потеряли веру: произошла деградация людей и общества в целом, исказилась система ценностей.
Когда обсуждался Закон о свободе совести, развернулась дискуссия по поводу преподавания религии в светских учебных заведениях. Мы, представители Русской Православной Церкви, спрашивали наших правительственных лидеров: «Почему вы считаете, что не надо преподавать Закон Божий в школах?» Нам отвечали: «Школа должна воспитывать научное мировоззрение, а вы будете воспитывать религиозное». Под «мировоззрением» наши оппоненты понимали «знания о том, как функционирует мир». В одном из таких споров мне пришлось процитировать слова знаменитого ученого Пастера: «Чем больше я изучаю небесные светила и астрологию, тем я больше приближаюсь к вере
268
простого бретонского крестьянина, а до веры простой бретонской крестьянки мне еще далеко».
Мировоззрение — это не только убеждения и знания, построенные на физической картине мира, но и совокупность нравственных понятий. Что же касается так называемого научного мировоззрения, то оно основывается на достижениях науки и никоим образом не входит в противоречие с верой в существование Бога.
В основе атеизма тоже лежит вера — вера в вечно существующую материю, обладающую фантастической способностью самоусовершенствования, которое предполагает развитие от песчинки до тончайших извилин человеческого мозга. Доказать это невозможно, как невозможно никакой формулой доказать и существование Бога.
Религиозный человек верит, что первопричина бытия — Бог. Предмет религиозной веры — вне науки, и он не может быть предметом научного анализа. С другой стороны, не следует в Библии искать ответы на вопросы физики, химии, биологии: это не учебник по естествознанию, это книга, которая учит нас взаимоотношению с Богом. Другими словами, научное мировоззрение может иметь как атеист, так и глубоко верующий человек. Вот почему преподавание религии в школах никоим образом не снизит научного уровня нашего среднего образования. У нас от этого не станет меньше учителей, руководителей нашей экономики и политики. Факт преподавания религии в школе не входит в противоречие с общей системой образования.
Вы будете учить детей вере, рассказывать об истории нашей Церкви. Очень важно, чтобы при этом соблюдались условия, без которых преподавательская работа не будет успешной. Во-первых, нельзя подходить к преподаванию Закона Божиего, как любого другого предмета. Вы должны забыть о «двойках», жестких требованиях к ученикам на уроке. Ваша главная задача — воспитать ребенка. Он запомнит все, что ему необходимо запомнить, и вы будете поражены, какие глубокие знания дети будут приобретать. Я это знаю по опыту приема экзаменов в воскресной школе.
Урок этот должен быть уроком любви, дети должны почувствовать доброту вашего сердца и понять, что вера им жизненно необходима и приносит радость. Никакой методики, хотя бы отдаленно напоминающей советскую школьную методику преподавания, быть не должно. Принцип добровольности — главный принцип в преподавании Закона
269
Божиего. Беда наших школ в том, что человеческий контакт сердца учителя и сердец учеников формализован или вообще отсутствует. Очень опасно формальное, схоластическое преподавание в школе, которое иссушает души детей. И это беда не только советской системы воспитания, но и дореволюционной: муштра, зубрежка, наказания, даже в преподавании слова Божия, и в школах, и в семинариях, приводили к тому, что люди отдалялись от Бога. Мы должны нести свет истины, не повторяя тех ошибок прошлого, которые привели к нашей национальной катастрофе.
Преподавая Закон Божий, не забывайте, что у детей должен быть живой религиозный опыт. Знания необходимы, но они являются только частью религиозной жизни. Вера — это глубокое и сильное сердечное движение. Первый религиозный опыт приходит через молитву, поэтому детей обязательно нужно учить молитве. Нужно не только уметь ее читать, но и общаться в ней с Господом. У нас с вами часто не бывает времени остаться в тишине наедине с Богом, проанализировать прошедший день, найти в нем добрые и злые поступки и помышления, а без этого невозможен духовный рост человека. Религиозный опыт должен включать размышления о самом себе, то есть испытание совестью. Если у вас трудности, неудачи, болезни — попросите молитвенно у Господа помощи, и вы увидите, как Он помогает. Две тысячи лет Церковь учит людей молитве, и если бы две тысячи лет эта молитва обращалась к Небесам, которые были бы глухи, то неужели люди продолжали бы молиться? Нет ничего невозможного для верующего (Мф. 17, 20). Бог, отвечая на наши молитвы, совершает чудеса. Но для того, чтобы научить детей, вы сами должны иметь навык молитвы.
Апостол Павел говорит: Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2, 8). Нет такого богатыря, который был бы способен победить в себе грех, потому что в основе греха — диавол, сила, превышающая человеческую силу. Но силой Божией мы можем победить диавола. Божественную помощь, благодать мы получаем в Церкви во время таинства Евхаристии. Причащение — это самое главное таинство Церкви, и если человек не причащается, он не может считаться членом Церкви. Очень важно, чтобы у детей была возможность посещать храм и причащаться, только так происходит реальное воцерковление.
Необходимо вводить в практику и внеклассные формы работы: создавать молодежные православные кружки, организации, летние лагеря.
270
Жизнь молодежи на приходах не должна быть замкнутой, молодые люди должны общаться друг с другом и встречаться не на улице или танцах — такие случайные встречи часто чуждых по духу людей нередко приводят к созданию несчастных и непрочных семей, — а в кругу единомышленников. Во многих заграничных православных храмах, где хорошо развита работа с молодежью, 90% браков заключаются через знакомство в православных организациях. Кроме того, это будет ограждать детей от пагубного влияния улицы. Вне школы наибольшее влияние на детей должны оказывать мы, а не уличные лидеры-сверстники.
Церковь выжила в годы тяжелейших испытаний и получила сегодня в обществе желанную свободу. Возрождаются православное воспитание, благотворительность, открываются новые приходы, и это свидетельствует о ее огромной духовной силе и авторитете в народе. Сейчас в Русской Православной Церкви около 15 тысяч приходов (за последние четыре года их число увеличилось вдвое), 150 монастырей, три духовные академии, восемь семинарий и 20 училищ. В нашей стране нет статистики о количестве православных верующих, но по самым скромным подсчетам их более 50 миллионов. Все это отрадно, но предоставленной свободой пользуются и силы, враждебные Православию. На нашу страну в последнее время хлынули полчища иноверных проповедников. Едут, как будто здесь нет Церкви, нет христиан, как будто здесь духовная пустыня. Приезжая к нам с миллионами, они покупают эфирное время, заманивают на проповеди, суля гуманитарную помощь.
У всей этой инославной агрессии есть определенная цель. В Евангелии сказано, что неустоит то царство, которое разделится (Мф. 12,25). Россия — великая страна, и народ наш — великий народ. И даже сейчас, проходя через трудности, поношения, мы остаемся великим народом с огромной национальной культурной традицией, и пока мы имеем внутреннюю скрепу, страна наша не распадется. Такой внутренней скрепой сейчас является только Церковь. И Церковь может сказать народу, где правда, а где ложь. Инославная же агрессия направлена на раскол православного народа. Нужно разумно противостоять этому, и особенно вам — преподавателям Закона Божиего.
У нас нет никакой вражды с христианами других конфессий, они наши братья во Христе, и со многими из них мы состоим в диалоге. Но, не имея в сердце зла, мы должны быть достаточно мудры,
271
чтобы противодействовать прозелитизму, отрывающему наших людей от православной веры, идущей от святых апостолов. Мы готовы встречаться с представителями всех конфессий, но никогда не согласимся, чтобы они вели пропаганду среди нашего православного народа.
Прослушав в течение двух недель курс семинарских занятий, вы перед отъездом домой получите и программу преподавания, разработанную специалистами Смоленска. Нам важно, чтобы связь нашего методического центра с вами не оборвалась, чтобы мы были в курсе ваших успехов и неудач и в случае необходимости могли оказать помощь. Только тогда мы сможем возрастать в этом процессе. Я буду с удовольствием встречаться и беседовать с вами, вникать в ваши проблемы и по возможности помогать, потому что глубоко убежден, что вы сейчас совершаете в Церкви самое важное — дело духовного образования и воспитания.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.