13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово на торжественном акте, посвященном 175-летию Ленинградской духовной академии, 8. 10. 1984
СЛОВО НА ТОРЖЕСТВЕННОМ АКТЕ, ПОСВЯЩЕННОМ
175-ЛЕТИЮ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
8. 10. 1984
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, уважаемые гости, все высокое собрание!
Позвольте мне открыть торжественный акт, посвященный престольному празднику Ленинградских духовных школ — дню памяти
25
святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и 175-летию Духовной академии в нашем городе.
В первую очередь сегодня следует вспомнить прекрасный юбилей, который мы празднуем: Духовная школа в городе на Неве отсчитала 175 лет своей истории. Это тот промежуток времени, в течение которого совершенно ясно определились лицо школы, ее основные научно-богословские и церковно-общественные тенденции. И поэтому сегодня, пусть даже в самой краткой форме, не вдаваясь в описание исторических событий, следует сказать об этом лице и о том, что лежало и лежит в основе жизни нашей Духовной школы.
Духовная школа — это в первую очередь рассадник богословских знаний, готовящий людей к пастырскому служению в Церкви. Таково основное назначение богословской, церковной школы — как в древности, так и ныне. Во-вторых, духовная школа призвана развивать и совершенствовать богословскую мысль. И эти две задачи взаимосвязаны и взаимообусловлены. Подлинное воспитание будущих пастырей Церкви может быть эффективным и жизненным только тогда, когда основывается на живом и действенном богословии. С другой стороны, богословие зарождается в Церкви и питается церковным сознанием. Всякое иное изучение религии вне Церкви тем-то и отличается от богословия, что оно не питается церковным сознанием и осуществляется вне его. Поскольку же историческое лицо Церкви, общецерковное сознание в значительной степени определяется церковными пастырями, теми, кто руководит народом Божиим, то воспитание будущих пастырей является важнейшим фактором, определяющим развитие богословской мысли Церкви.
Каким же образом развивалось и должно развиваться богословие в этой школе? Перед тем, как кратко ответить на этот важный вопрос, хотелось бы уточнить само понятие «развитие богословия». Богословие содержит в себе вечные и неизменные истины, истины Божественного Откровения. Необходимо подчеркнуть, что эти истины являются вечными и неизменными, и всякие попытки их изменения по существу есть ложь, преступление против правды Божией, ересь. Потому первоочередной задачей, стоящей перед богословием, является ограждение вечных и неизменных Божественных истин от искажений со стороны человеческого разума. Многовековая история церковного учительства свидетельствует, что такое ограждение действительно являлось важной составной частью этого учительства.
26
Может быть, это утверждение у кого-то вызовет недоумение: стоит ли, мол, вообще заниматься богословием, если таковое должно, в основном, преследовать охранительные цели, далекие от подлинного творчества? Однако исторический опыт Церкви, особенно нашедший свое отражение в постановлениях Вселенских Соборов, убеждает, что сохранение Богооткровенной истины является великим стимулом к развитию творческого и жизненного богословия.
Причина заключается в том, что Божественное Откровение, имея определенное содержание, подлежащее усвоению разумом, усваивается не абстрактной личностью, а личностью конкретной, живущей в соответствующем историческом и культурном контексте. Множество факторов влияет на то, как человек воспринимает Божественное Откровение. Эти факторы, преломляясь в сознании человека, образуют некий психологический и историко-культурный фон, на котором происходит усвоение Богооткровенных истин. Богословие и призвано к тому, чтобы в конкретных исторических условиях способствовать усвоению вечного и неизменного Откровения каждым стремящимся к тому человеком. В силу этого богословие направлено к человеку и существует для человека ради познания им истин Откровения и достижения чрез это познание полноты жизни. А раз так, то естественно, что богословие должно быть открытым к тем историческим и культурным факторам, в условиях которых усвояется Божественное Откровение. Вся история святоотеческой мысли, а в каком-то смысле и история Церкви, определена двумя направляющими, одна из которых — верность Божественному Откровению, другая — верность миссии, требующей провозглашать это Откровение на языке, понятном каждому последующему поколению людей.
Существенная ошибка многих богословских школ заключалась в подмене цели или, лучше сказать, в подмене ценностей, когда богословие вместо того, чтобы охранять вечные и неизменные Богооткровенные истины, стремилось к охранению тех или иных исторических форм, усвоенных для успеха проповеди этих истин и ограждения их от возможных искажений. Когда происходит эта подмена, то богословие перестает быть жизненным, оно становится мертвым, и такое богословие не может лежать в основе подлинно церковного и творческого формирования будущих пастырей. Такое богословие становится бременем неудобоносимым (Лк. 11, 46), связывающим живое сознание Церкви, а нередко и искажающим ее Предание.
27
Здесь я хотел бы вернуться к виновнице нашего сегодняшнего праздника — к Духовной академии в городе на Неве. Открытая в 1809 году, эта школа с самого начала положила в основу своей деятельности тот принцип, о котором было сказано выше. Под руководством выдающегося богослова и церковного деятеля архимандрита Филарета (Дроздова) (впоследствии митрополита Московского), ректора Санкт-Петербургской духовной академии, здесь был заложен подлинно церковный фундамент для формирования богословской мысли, определено главное направление ее развития. Это направление выразилось в сочетании непреклонной верности апостольскому Преданию, хранимому и передаваемому Церковью, с подлинной открытостью к запросам и нуждам людей своего времени, с их радостью и болью, с надеждами и разочарованиями. И тот факт, что питомцами нашей Академии были незаурядные церковные руководители, начиная со Святейших Патриархов, что из этих стен вышла блестящая плеяда священнослужителей, богословов, ученых, церковных и общественных деятелей, свидетельствует о верности школы упомянутому принципу. Всегда оставаясь последовательной в осуществлении этой линии, Духовная школа в нашем городе, насколько позволяли ей собственные силы и исторические обстоятельства, осуществляла поставленные перед ней задачи. Находящаяся в центре академической традиции открытость, основанная на верности, не может не побуждать к духовной восприимчивости и глубокой отзывчивости тех, кто работает и учится здесь, к проблемам, стоящим перед современным человеком. Эти восприимчивость и отзывчивость и определяют готовность школы откликаться на основные проблемы современного общества и современного человека. И нет ничего удивительного в том, что сегодня, когда весь христианский мир взволнован проблемой своего единства и в поисках его идет пусть трудным и не всегда прямым, но удивительно самоотверженным путем, наша школа с полной ответственностью откликается на это духовное движение.
Когда современное человечество находится на грани страшной термоядерной войны, могущей положить конец жизни на всей планете, когда использование достижений науки и техники в наращивании и совершенствовании вооружения становится подлинным вызовом Творцу, наша школа не может не встать в ряды миротворцев, не может не внести в это прекрасное и великое движение современности,
28
охватывающее людей различных вер и убеждений, как верующих, так и неверующих, свой посильный вклад. И то, что школа откликается на эти проблемы, как и на многие иные, имеющие отношение к личной и общественной жизни наших современников, есть не что иное, как творческое развитие принципов, заложенных в основу Петербургской — Ленинградской духовной академии ее выдающимися основателями, и применение этих принципов в условиях современной действительности.
Празднуя 175-летие Духовной академии в городе на Неве, мы в первую очередь должны возблагодарить Господа за большой исторический опыт, за наших выдающихся предшественников — людей, обладавших удивительным творческим вдохновением, верностью Церкви, превосходными знаниями, готовностью к самопожертвованию. Возблагодарить также и за то, что возрожденная в 1946 году Ленинградская духовная академия в меру сил восприняла это наследие своей предшественницы и ныне продолжает пополнять его ко благу Святой Русской Церкви, ко благу Православия, всего христианского мира и возлюбленного нашего Отечества.
Позвольте сердечно приветствовать на сегодняшнем торжестве иерархов нашей Церкви, представителей Поместных Православных Церквей, ряда высших православных богословских школ и наших собратьев из Московских духовых академии и семинарии и из Одесской духовной семинарии. Я сердечно приветствую также представителей Учебного комитета, Отдела внешних церковных связей и Издательского отдела Московского Патриархата, представителей ученой общественности Ленинграда, многочисленных наших выпускников и, наконец, профессоров, преподавателей, студентов, воспитанников, воспитанниц и всех тружеников нашей Духовной школы, созидающих ее сегодняшний лик. Остается только сожалеть, что ограниченные размеры этого зала не могут вместить всех желающих. Наше торжество искренно, сердечно, глубоко духовно и назидательно. Пусть же этот день останется в памяти Школы и в памяти каждого из присутствующих здесь как великий день в истории нашего отечественного богословского образования.
29
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.