Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово на торжественном акте по случаю 200-летия пребывания Московских духовных школ в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, 14. 10. 2014

СЛОВО НА ТОРЖЕСТВЕННОМ АКТЕ ПО СЛУЧАЮ
200-ЛЕТИЯ ПРЕБЫВАНИЯ МОСКОВСКИХ ДУХОВНЫХ
ШКОЛ В СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ

14. 10. 2014

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка ректор1! Уважаемый Александр Дмитриевич2! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братия и сестры!

Совершенно очевидно, что после переезда в Троице-Сергиеву Лавру Академия начала новый этап своей жизни — как высшее учебное заведение европейского образца. XIX век был веком расцвета школы. Приведу замечательные слова выпускника Санкт-Петербургской духовной академии, известного профессора догматического богословия Александра Львовича Катанского, который преподавал именно здесь, в Троице-Сергиевой Лавре: «Из многомятежного Петербурга суждено было мне переселиться в Сергиев Посад, в тихую обитель преподобного Сергия, в находившуюся под его покровом Московскую академию. В ней витали дух Филарета, митрополита Московского, громадная ученость. Охотно ехал я в Московскую академию. Она выдавалась тогда из ряда других наших духовных академий своей солидной ученостью. Московская академия обрисовывалась в нашем представлении как строго научное царство филаретовского закала, своего рода русский Оксфорд, как ее называли иностранцы, посещавшие Россию». Вот такое замечательное свидетельство о том прогрессе, который Академия сделала буквально за несколько десятилетий XIX века. А в 1864 году, когда Академия праздновала 50-летие своего пребывания в стенах Троице-Сергиевой Лавры, святитель Филарет написал: «Духовенство столицы, составляемое из получивших академическое образование, в значительной степени преимуществует перед прочим духовенством Московской епархии как просвещением, так и нравственным характером, и сопровождается соответственным тому влиянием на прихожан».

Таковы два очень важных свидетельства. Одно — профессионального богослова, профессора, который говорит об Академии, как о «русском

1 Архиеп. Верейский Евгений.

2 Беглов А. Д., полномочный представитель Президента РФ в Центральном ФО, председатель Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и МДА.

248

 

 

Оксфорде», подчеркивая научный характер этого заведения. А святитель Филарет как архипастырь и одновременно богослов характеризует Академию по ее духовным плодам, утверждая, что выпускники Академии — лучшие представители московского клира.

Вот из этих двух цитат и проистекает, наверное, самое главное, что я хотел бы пожелать Московской духовной академии. И прежде всего — постоянного научного, богословского развития. Нельзя стоять на месте, нельзя только повторять то, что было когда-то написано. Богословская школа должна быть источником актуальной богословской мысли. Если этого не будет, то мы повторим огромную ошибку нашего отечественного богословия, которое некогда оказалось в плену схоластики, притом не самых лучших ее образцов, так что живая богословская мысль в России по-настоящему стала развиваться только в XIX веке, что и отметил Александр Львович Катанский.

Вот и сегодня наши школы проходят через тот период своего исторического развития, который характеризуется переменами. Я не употребляю слово «реформы», не люблю этого слова, приобретшего негативные коннотации после богопротивных попыток обновленцев реформировать Церковь. Я предпочитаю говорить о переменах к лучшему. То, что сегодня происходит в рамках всей нашей богословской системы, должно сопровождаться переменами к лучшему. И система подготовки студентов, и характер работы педагогов — все требует новых усилий, нового импульса, для того чтобы результат был действительно положительным.

Конечно, нужно сказать и о воспитательной функции школы. Мне приходилось много об этом размышлять, когда я сам был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Вспоминаю и свои семинарские годы. Что более всего производило впечатление на молодой ум, на молодую душу? Не слова, которые произносили наши педагоги,— а многие из них были выпускниками дореволюционных духовных академий,— но в первую очередь пример их работы и пример их жизни.

Если педагог, воспитатель в духовной школе способен «заразить» студента, воспитанника неким жизненным энтузиазмом, желанием постоянного поиска, работы, развития — причем сделать это не только словами, но и примером своей личности,— то это будет самым правильным педагогическим приемом. А слова, которые никак не подкрепляются жизнью, у одних вызывают лишь грустную улыбку,

249

 

 

у других — сожаление, у третьих — раздражение, но в душе не оставляют никакого следа.

Поэтому я хотел бы подчеркнуть огромную нравственную, духовную ответственность всех тех, кто трудится в духовных школах, за воспитание нашего молодого поколения богословов и священнослужителей. И для того чтобы Патриарх мог уже и от себя лично повторить замечательные слова митрополита Филарета (Дроздова) о том, что лучшими представителями клира являются выпускники Московской духовной академии, я очень просил бы всех — и профессоров, и преподавателей, и воспитателей — сделать все для того, чтобы, произнося важные и правильные слова, обращаясь к молодому поколению будущих священнослужителей, вы подкрепляли сказанное своим личным примером, искренностью, сердечностью, энтузиазмом, постоянной работой мысли. Чтобы богословие не ассоциировалось с неким скучным занятием, а обучение в школе не связывалось с необходимостью волей-неволей пройти этот жизненный период, чтобы потом «пастись на тучном пастбище». Дай Бог, чтобы само пребывание в духовной школе всегда было связано с преодолением самих себя, с достижением непременных положительных результатов, с несомненным духовным, нравственным и интеллектуальным ростом.

Я хотел бы еще раз сердечно поприветствовать всех вас и выразить надежду на то, что в XXI веке Московская академия добьется значительно большего, чем удалось вашим славным предшественникам в веке XIX. К этому обязывает нас сложность современной жизни. К этому обязывают нас проблемы, которые адресуются Церкви и которые вырастают из повседневной жизни, проблемы, которые всем нам нужно решать, для того чтобы сохранить и укрепить веру православную в нашем народе, чтобы и те, кто придет нам на смену, могли сказать, что Духовная академия у Святой Троицы внесла свой большой, существенный вклад в возрождение Православия на Святой Руси.

Вот с этими пожеланиями я и хотел к вам сегодня обратиться. Да поможет Господь каждому нести свой крест и осуществлять свое служение на благо Церкви нашей и во спасение вверенного нам народа. Храни вас Господь!

250


Страница сгенерирована за 0.68 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.