13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании утрени в субботу пятой седмицы Великого поста в храме во имя святого апостола Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ, 3. 04. 2009
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ УТРЕНИ В СУББОТУ ПЯТОЙ
СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА В ХРАМЕ ВО ИМЯ
СВЯТОГО АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ ДУХОВНЫХ ШКОЛ
3. 04. 2009
Ваше Высокопреосвященство1! Ваше Преосвященство владыка ректор2! Дорогие владыки3, отцы, братья и сестры!
Я, конечно, с особым чувством переступил порог Санкт-Петербургской духовной академии, с которой у меня связана
1 Митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (ныне на покое).
2 Еп. Гатчинский (ныне архиеп. Петергофский) Амвросий.
3 Еп. Смоленский и Вяземский (ныне архиеп. Пятигорский и Черкесский) Феофилакт, еп. Петергофский (ныне Царскосельский) Маркелл.
114
значительная часть жизни — вначале в качестве студента, а потом и в качестве ректора.
Годы, проведенные мною в этих стенах, были непростыми: Церковь находилась тогда в трудном положении, которое просто невозможно сравнить с тем, что мы имеем сегодня. Каждый мой день на посту ректора был в первую очередь направлен на то, чтобы защитить родную школу от попыток ее закрытия, перевода в Псков, ограничения приема студентов и многих других действий, которые в то время целенаправленно предпринимались для того, чтобы лишить Церковь возможности воспитывать пастырей, способных нести Христовы слова нашему народу. В политическом лексиконе 1970-1980-е годы называются годами застоя. Но те, кто сегодня находятся в храме и помнят наши совместные труды в те трудные годы, знают, что в этих стенах застоя не было. И я хотел бы от всего сердца поблагодарить тех моих коллег, сослужителей, собратьев, которые, к счастью, еще живы и которые вместе со мной разделяли то ответственное и важное служение. Я хотел бы особенно приветствовать сотрудников нашей Академии, мирян, которые до сих пор еще трудятся, кто-то уже на пенсии, — поверьте, я всегда сохраняю память о тех совместных трудах, которые мы здесь осуществляли.
Сегодня с особым чувством молясь у образа Пресвятой Богородицы «Знамение», я вспомнил те акафистные молебные пения, которые в пору моего ректорства каждую среду я совершал перед этим образом вместе с монашеской академической братией. Не скрою, что некоторая грусть посетила меня сегодня, когда из всей той монашеской братии, которая во множестве окружала меня перед образом «Знамение», ныне со мной молились только два человека — отец Ианнуарий и отец Софроний1. Но я думаю, что в будущем в этих стенах снова возродится активная монастырская монашеская община, потому что подвижничество ученых монахов имеет огромное значение для воспитания молодежи и для продолжения богословской науки, потому что люди в монашеском звании, отдающие себя школе, призваны полностью посвящать себя этому великому труду. Ученым монашеством всегда была крепка Духовная академия, будь то Петербургская, Московская, Киевская или Казанская; всегда оплотом духовной школы были иноки, посвятившие свою жизнь отечественной богословской науке и воспитанию юношества.
1 Архимандриты Ианнуарий (Ивлиев) и Софроний (Смук).
115
Я очень надеюсь, владыка Амвросий, что в этих стенах вновь появится сильная, энергичная, хорошо образованная, преданная делу Божиему монашеская община, чтобы снова люди во множестве приходили в академический храм, как это и было в те годы, которые сохранились у меня в памяти, как годы поистине замечательные.
Образование пастырей — это великий труд. Воспитывать юношество всегда было непросто, но в наше время делать это особенно сложно, потому что мы живем в так называемом открытом информационном обществе, где никакими средствами невозможно оградить молодой ум и молодое сердце от влияния информации, которая очень часто несет в себе чуждые христианству мысли и жизненные стереотипы. Сила этого информационного воздействия усугубляется еще и тем, что оно направлено не столько на сознание, сколько на чувства, призывая людей жить по закону инстинкта.
Если не поставить мощного духовного заслона этому пагубному воздействию современной цивилизации на человеческое сознание, то очень скоро она превратится в цивилизацию инстинкта, а такая человеческая общность нежизнеспособна, потому что люди, живущие по закону инстинкта, по голосу страсти, очень быстро теряют человеческий облик, разрушая свое нравственное начало, превращаясь в зверей, а общество таких людей — в волчью стаю. И когда мы ужасаемся телевизионным новостям о жестоких убийствах и прочих страшных и гнусных преступлениях в молодежной среде, то не следует лицемерно подвергать сокрушительной критике только молодое поколение: нужно помнить, что оно является наиболее незащищенным объектом воздействия этой разрушающей дух информационной машины. И те, кто вступил на путь служения Господу,— не исключение: молодые люди из той же плоти и крови подвержены соблазнам не меньше, чем их сверстники, обучающиеся в светских школах.
Что можно противопоставить всему этому? Как можно воспитать человека, способного отдать свою жизнь Богу вопреки призывам жить по плоти, бесконечно увеличивая свой материальный достаток и бесконечно поднимая планку потребления? Какой притягательной картиной можно отвлечь внимание юношества, какими усилиями можно сформировать чистое сердце и чистый разум? Нам иногда кажется, что достаточно усилить дисциплину, подкрутить гайки, побольше отводить времени на богослужения, — и все встанет на свои места. Ничего
116
не получится: можно и в храме часами стоять, а думать о своем; можно внешне выполнять предписания дисциплины, а внутренне жить своей собственной жизнью. Но когда перед человеком открывается свобода выбора, то он начинает жить по законам того самого внутреннего мира, который он в себе создал.
Есть только один способ, очень простой и одновременно трудный, который и должен лежать в основе воспитания юношества в духовных школах. Самая главная задача заключается в том, чтобы сформировать у молодого человека религиозный образ жизни, чтобы уже здесь, в этих стенах, он обрел свой собственный богатый внутренний опыт общения с Богом, чтобы в ответ на обращения ко Господу он получал реальную помощь свыше, чтобы эта обратная связь закрепилась в его сознании и памяти, чтобы он понял, что быть верующим человеком и жить по законам веры — это значит быть счастливым человеком с духовно богатой внутренней жизнью, с которой не могут сравниться никакие обернутые в ложную привлекательную упаковку жизненные стандарты. Для этого необходимо постоянно воспитывать свой разум, много читать, самостоятельно думать и обязательно писать. Наверное, самая большая ошибка нашей школы состоит в том, что наши учащиеся мало пишут, мало самостоятельно излагают на бумаге свои мысли. Сейчас, в век компьютеров, очень часто написание сочинений сводится к простому переписыванию информации из интернета. Но нужно научиться самостоятельно мыслить, анализировать прочитанное, уметь излагать свои мысли и устно, и письменно. Такая работа над самим собой требует много времени, и если заниматься этой работой всерьез, то не останется времени на пустоту, на праздное и опасное для души времяпрепровождение. А если эту творческую созидательную работу соединить с молитвой, с реальным религиозным опытом, то тогда духовная школа станет поистине школой мысли и школой духа.
Я не представляю себе, каким другим способом можно воспитать сегодня достойного пастыря, способного говорить с современным обществом, нести ему евангельское послание, защищать свои убеждения, делать их понятными для других, жить глубокой религиозной жизнью, если не провести его через эту школу благочестия в наших духовных учебных заведениях. Я хотел бы от всего сердца пожелать всем вам приобщиться к этому опыту. Поверьте, это прекрасный опыт, и если человек не приобретает его в этих стенах, он просто теряет время зря. А если
117
студент, воспитанник или воспитанница возьмут на себя обязательство овладеть этими основами интеллектуальной духовной жизни, тогда можно отменять службу дежурных помощников инспектора и не смотреть на часы, проверяя, когда учащиеся пришли из города. Все будет правильно устроено, потому что внутри каждого будет свой собственный инспектор, подсказывающий, можно ли тратить время попусту или этого делать нельзя. В век, в который мы живем, нет другого способа воспитывать юношество.
Но есть еще одно непременное условие. Молодежь, особенно современная молодежь, не очень верит в красивые слова, но она очень подвержена влиянию примера. Собственно говоря, то, что сегодня происходит в сфере так называемой массовой культуры, зримо свидетельствует о том, какое огромное воздействие оказывают на массовое сознание людей, в первую очередь молодых людей, конкретные примеры. Пример всегда слишком притягателен. К сожалению, сегодня кумирами молодежи являются не мыслители, не писатели, а популярные певцы, музыканты, спортсмены, — именно они становятся героями в сознании подрастающего поколения. Но если мы хотим воспитать современное православное юношество, то такими героями, такими примерами должны стать для учащихся их пастыри, преподаватели, профессора. Если совершается богослужение, а студенты не видят за богослужением своих профессоров, то им не с кого брать пример. Духовная школа — это школа и студентов, и преподавателей, это единая семья, и ведь именно так было в те десять лет, когда я имел счастье здесь служить.
Нам с вами многое нужно сделать, многое «отремонтировать» и правильно устроить. Я обращаюсь сейчас в первую очередь к владыке Амвросию, к профессорам и преподавателям славной Санкт-Петербургской школы, к вам, мои дорогие студенты. Никто, кроме нас, эту задачу не решит — только мы можем, а потому и должны ее решить.
Годы студенчества, учебы — это прекрасные годы роста, и дай Бог, чтобы этот рост был интенсивным, зримым прежде всего для самих возрастающих, чтобы каждый день приносил пользу, чтобы каждый день менял что-то в сознании и в сердце. И тогда мы будем сильнее потока массовой культуры, тогда наши убеждения будут сильнее всех этих искусственных стереотипов, иначе и быть не может, потому что вера — это и есть духовная сила.
118
Я радуюсь, что Господь привел меня в стены Санкт-Петербургской, родной для меня духовной академии именно в день моего пострига. Я буду молиться, чтобы все то, о чем мы сейчас с вами говорим, постепенно воплощалось в жизнь. Я прошу всех вас об этом молиться. Прошу и мирян посещать храм Санкт-Петербургской духовной академии, чтобы он не превращался в домовый храм школы, но чтобы здесь была подлинная живая община, чтобы молодежь видела верующих людей и получала опыт пастырской жизни прежде всего под сводами этого храма. Дай Бог, чтобы лучшие традиции Санкт-Петербургской духовной школы претворялись сегодня в конкретные деяния тех, кто здесь начальствует, учит и учится.
Я хотел бы от всего сердца еще раз приветствовать всех вас, мои дорогие, поблагодарить владыку за его замечательные слова, за подарки. У меня тоже есть подарок: я хотел бы преподнести вам семь комплектов литургических облачений, по десять облачений в каждом комплекте, чтобы обновить ризницу столь близкого и дорогого мне академического храма. Ну а каждому из здесь присутствующих я попросил бы передать иконочку с изображением святого преподобного Серафима Вырицкого, практически нашего современника, человека глубокой веры и духовной жизни, который просиял здесь, на Петербургской земле, став святым Русской Православной Церкви.
Пусть Божие благословение пребывает со всеми нами, пусть Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной осеняет Санкт-Петербургские духовные школы, и молитвами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова да укрепляется наше юношество на замечательном пути духовного возрождения и восхождения. Аминь.
119
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.