13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Начало занятий — 1 сентября, 05. 1989
НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ 1 СЕНТЯБРЯ 1
05. 1989
«... благословить открытие в Минской и Смоленской епархиях межъепархиалъных училищ по подготовке церковнослужителей. Поручить Преосвященному архиепископу Кириллу по согласованию с Учебным комитетом в ближайшее время представить положение о таковом училище, а также программу обучения и учебный план для последующего утверждения Священным Синодом»
(Определение Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 ноября 1988 года)
— Владыка, какие причины побудили Священноначалие нашей Церкви к организации духовных училищ в Смоленске и Минске?
— Прежде всего, недостаток подготовленных священнослужителей, который стал особенно остро чувствоваться с увеличением числа действующих приходов. Только в Смоленской епархии — далеко не самой большой в Русской Православной Церкви — за последнее время открылось 13 новых приходов. Ежегодно из Московских и Ленинградских духовных школ к нам приходит один, в лучшем случае два выпускника, так что замещения уже существующих вакансий выпускниками действующих духовных школ нам пришлось бы ждать более пяти лет. Аналогичное положение и в других епархиях. Напомню, что в прошедшем году в Русской Православной Церкви зарегистрировано более 800 новых общин, и мы надеемся, что в будущем этот процесс будет развиваться еще более быстрыми темпами.
И другая сторона вопроса: из 48 ныне действующих храмов Смоленской епархии в 35 нет регентов-псаломщиков, а значит, нет и возможности организовать хоровое пение, которое является важнейшей составной частью православного богослужения если не в богословском, то в эстетическом плане. Создаваемые ныне училища помогут решить и этот, на мой взгляд, не менее острый вопрос, чем подготовка священников.
— Какова программа обучения?
— Курс, рассчитанный на два года, будет включать в себя основные богословские и практические дисциплины, преподаваемые ныне в духовных семинариях. Наши слушатели за это время должны будут получить теоретические знания и практические навыки, необходимые
1 Журнал Московской Патриархии. 1989. № 5. С. 22-23.
83
для самостоятельного церковноприходского служения, а желающие смогут поступить в третий класс духовных семинарий.
— Какие требования будут предъявляться к абитуриентам?
— Такие же, как и к поступающим в духовные семинарии, за исключением ограничений в возрасте. Кроме того, у нас будут учиться и женщины.
— Какое количество учащихся Вы планируете принять в этом году?
1 сентября к занятиям приступят 20 человек. В следующем году столько же.
— Какова материальная база будущего училища?
— В ответ на ходатайство епархиального управления Смоленский облисполком передал для нужд открывающегося училища ранее закрытый Покровский храм с примыкающим к нему комплексом зданий. Эти помещения, находящиеся в центральной части города, полностью удовлетворят потребности школы. Здесь можно будет разместить аудиторию, библиотеку, административные помещения и общежитие. Для снабжения учащихся продуктами питания на одном из пригородных приходов мы организуем животноводческую ферму.
— Подготовительная работа, как и организация учебного процесса, жизни и быта учащихся потребует значительных затрат. Хватит ли у епархиального управления средств?
— Мы подсчитали свои возможности и думаем, что первое время сможем обойтись без дотаций. Но в будущем предполагаем, что правящие архиереи, направляющие нам своих абитуриентов, будут финансировать их обучение.
— Значит, «география» ваших будущих учеников не ограничивается Смоленской епархией?
— Конечно, нет. Мы рады будем принять учащихся из любых епархий нашей Церкви, поэтому наше училище и называется межъепархиальным.
— Не столкнетесь ли Вы с проблемой преподавательских кадров?
— Мысль о создании епархиального училища возникла у меня практически сразу после перевода на Смоленскую кафедру в 1984 году. Поэтому, подбирая клириков и сотрудников епархиального управления,
84
я имел в виду их возможное участие в работе такого училища. В Смоленске есть достаточное число хорошо подготовленных священников и мирян, которые смогут вести преподавание.
— Какова роль Учебного комитета в организации и деятельности епархиальных училищ?
Как сказано в Уставе, синодальные учреждения координируют деятельность соответствующих учреждений на епархиальном уровне. Мне думается, что в нашем случае это должно выражаться прежде всего в участии Учебного комитета в разработке программ и в контроле за их выполнением. Ведь помимо училищ в Смоленске и Минске, о которых сказано в определении Священного Синода, аналогичные учебные заведения будут открываться и в других епархиях. Отсутствие координации их деятельности отрицательно скажется на уровне подготовки учащихся. Кроме того, Учебный комитет мог бы взять на себя распределение выпускников, если в этом будет необходимость, и оказание содействия в размножении учебных пособий.
— Какими Вы видите перспективы развития духовных училищ? Не перерастут ли они со временем в духовные семинарии?
— Видите ли, здесь дело не в названии. Собственно, что мы сейчас понимаем под семинарией? Достаточно крупное учебное заведение с большим количеством учащихся со всех концов страны... Такое положение сложилось в результате резкого сокращения учебных заведений Русской Православной Церкви. А ведь во всем православном и неправославном мире под семинарией чаще всего подразумевается учебное заведение при епархиальном центре для удовлетворения нужд конкретной епархии. Если подобное ви́дение семинарии закрепится в нашем сознании, то наши училища со временем станут именно такими семинариями. Но на сегодня, повторяю, это не самый актуальный вопрос. Сегодня главное — посредством создаваемых училищ в возможно более краткие сроки решить нашу кадровую проблему.
— Владыка, не могли бы Вы назвать те существенные недостатки семинарского образования, которых Вы хотели бы избежать при организации училищ?
— Вопрос очень серьезный. Как человек, 10 лет проработавший ректором Ленинградских духовных школ, скажу, что недостатков много.
85
Это тема отдельного большого разговора, а может быть, и серьезного обсуждения на страницах церковной печати. Сейчас я хотел бы назвать только два недостатка — чрезмерную растянутость курса и параллелизм в преподавании предметов. Когда я был ректором, у меня всегда было желание, образно говоря, положить этот курс под пресс, чтобы выжать из него всю «воду», оставив только суть. Ведь все наши ученики имеют среднее образование, а многие окончили техникумы и институты. При правильной организации учебного процесса для получения минимума знаний, необходимого для пастырского служения, времени потребуется гораздо меньше, чем тратится сейчас. Содержание курсов изучаемых предметов должно дополнять, а не дублировать друг друга. Это общая концепция, которой мы руководствуемся при составлении учебной программы нашего училища.
— Спасибо, владыка. Позвольте мне от имени читателей нашего журнала пожелать Вам помощи Божией в Вашем начинании.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.