Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Начало занятий — 1 сентября, 05. 1989

НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ 1 СЕНТЯБРЯ 1

05. 1989

«... благословить открытие в Минской и Смоленской епархиях межъепархиалъных училищ по подготовке церковнослужителей. Поручить Преосвященному архиепископу Кириллу по согласованию с Учебным комитетом в ближайшее время представить положение о таковом училище, а также программу обучения и учебный план для последующего утверждения Священным Синодом»

(Определение Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 ноября 1988 года)

Владыка, какие причины побудили Священноначалие нашей Церкви к организации духовных училищ в Смоленске и Минске?

Прежде всего, недостаток подготовленных священнослужителей, который стал особенно остро чувствоваться с увеличением числа действующих приходов. Только в Смоленской епархии — далеко не самой большой в Русской Православной Церкви — за последнее время открылось 13 новых приходов. Ежегодно из Московских и Ленинградских духовных школ к нам приходит один, в лучшем случае два выпускника, так что замещения уже существующих вакансий выпускниками действующих духовных школ нам пришлось бы ждать более пяти лет. Аналогичное положение и в других епархиях. Напомню, что в прошедшем году в Русской Православной Церкви зарегистрировано более 800 новых общин, и мы надеемся, что в будущем этот процесс будет развиваться еще более быстрыми темпами.

И другая сторона вопроса: из 48 ныне действующих храмов Смоленской епархии в 35 нет регентов-псаломщиков, а значит, нет и возможности организовать хоровое пение, которое является важнейшей составной частью православного богослужения если не в богословском, то в эстетическом плане. Создаваемые ныне училища помогут решить и этот, на мой взгляд, не менее острый вопрос, чем подготовка священников.

Какова программа обучения?

Курс, рассчитанный на два года, будет включать в себя основные богословские и практические дисциплины, преподаваемые ныне в духовных семинариях. Наши слушатели за это время должны будут получить теоретические знания и практические навыки, необходимые

1 Журнал Московской Патриархии. 1989. № 5. С. 22-23.

83

 

 

для самостоятельного церковноприходского служения, а желающие смогут поступить в третий класс духовных семинарий.

Какие требования будут предъявляться к абитуриентам?

Такие же, как и к поступающим в духовные семинарии, за исключением ограничений в возрасте. Кроме того, у нас будут учиться и женщины.

Какое количество учащихся Вы планируете принять в этом году?

1 сентября к занятиям приступят 20 человек. В следующем году столько же.

Какова материальная база будущего училища?

В ответ на ходатайство епархиального управления Смоленский облисполком передал для нужд открывающегося училища ранее закрытый Покровский храм с примыкающим к нему комплексом зданий. Эти помещения, находящиеся в центральной части города, полностью удовлетворят потребности школы. Здесь можно будет разместить аудиторию, библиотеку, административные помещения и общежитие. Для снабжения учащихся продуктами питания на одном из пригородных приходов мы организуем животноводческую ферму.

Подготовительная работа, как и организация учебного процесса, жизни и быта учащихся потребует значительных затрат. Хватит ли у епархиального управления средств?

Мы подсчитали свои возможности и думаем, что первое время сможем обойтись без дотаций. Но в будущем предполагаем, что правящие архиереи, направляющие нам своих абитуриентов, будут финансировать их обучение.

Значит, «география» ваших будущих учеников не ограничивается Смоленской епархией?

Конечно, нет. Мы рады будем принять учащихся из любых епархий нашей Церкви, поэтому наше училище и называется межъепархиальным.

Не столкнетесь ли Вы с проблемой преподавательских кадров?

Мысль о создании епархиального училища возникла у меня практически сразу после перевода на Смоленскую кафедру в 1984 году. Поэтому, подбирая клириков и сотрудников епархиального управления,

84

 

 

я имел в виду их возможное участие в работе такого училища. В Смоленске есть достаточное число хорошо подготовленных священников и мирян, которые смогут вести преподавание.

Какова роль Учебного комитета в организации и деятельности епархиальных училищ?

Как сказано в Уставе, синодальные учреждения координируют деятельность соответствующих учреждений на епархиальном уровне. Мне думается, что в нашем случае это должно выражаться прежде всего в участии Учебного комитета в разработке программ и в контроле за их выполнением. Ведь помимо училищ в Смоленске и Минске, о которых сказано в определении Священного Синода, аналогичные учебные заведения будут открываться и в других епархиях. Отсутствие координации их деятельности отрицательно скажется на уровне подготовки учащихся. Кроме того, Учебный комитет мог бы взять на себя распределение выпускников, если в этом будет необходимость, и оказание содействия в размножении учебных пособий.

Какими Вы видите перспективы развития духовных училищ? Не перерастут ли они со временем в духовные семинарии?

Видите ли, здесь дело не в названии. Собственно, что мы сейчас понимаем под семинарией? Достаточно крупное учебное заведение с большим количеством учащихся со всех концов страны... Такое положение сложилось в результате резкого сокращения учебных заведений Русской Православной Церкви. А ведь во всем православном и неправославном мире под семинарией чаще всего подразумевается учебное заведение при епархиальном центре для удовлетворения нужд конкретной епархии. Если подобное ви́дение семинарии закрепится в нашем сознании, то наши училища со временем станут именно такими семинариями. Но на сегодня, повторяю, это не самый актуальный вопрос. Сегодня главное — посредством создаваемых училищ в возможно более краткие сроки решить нашу кадровую проблему.

Владыка, не могли бы Вы назвать те существенные недостатки семинарского образования, которых Вы хотели бы избежать при организации училищ?

Вопрос очень серьезный. Как человек, 10 лет проработавший ректором Ленинградских духовных школ, скажу, что недостатков много.

85

 

 

Это тема отдельного большого разговора, а может быть, и серьезного обсуждения на страницах церковной печати. Сейчас я хотел бы назвать только два недостатка — чрезмерную растянутость курса и параллелизм в преподавании предметов. Когда я был ректором, у меня всегда было желание, образно говоря, положить этот курс под пресс, чтобы выжать из него всю «воду», оставив только суть. Ведь все наши ученики имеют среднее образование, а многие окончили техникумы и институты. При правильной организации учебного процесса для получения минимума знаний, необходимого для пастырского служения, времени потребуется гораздо меньше, чем тратится сейчас. Содержание курсов изучаемых предметов должно дополнять, а не дублировать друг друга. Это общая концепция, которой мы руководствуемся при составлении учебной программы нашего училища.

Спасибо, владыка. Позвольте мне от имени читателей нашего журнала пожелать Вам помощи Божией в Вашем начинании.


Страница сгенерирована за 0.66 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.