13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Свет Христов и Церковь. Выступление на III Европейской межхристианской ассамблее «Свет Христов просвещает всех. Надежда на обновление и единство в Европе» (Сибиу, Румыния,4-9 сентября 2007 г.), 5.09.2007
СВЕТ ХРИСТОВ И ЦЕРКОВЬ
Выступление на III Европейской межхристианской ассамблее
«Свет Христов просвещает всех. Надежда на обновление и единство
в Европе» (Сибиу, Румыния, 4-9 сентября 2007 г.)4
5.09.2007
Ваши Блаженства, Высокопреосвященства и Преосвященства! Честные отцы, дорогие братья и сестры!
ЯВЛЕНИЕ СВЕТА
Тема сегодняшнего пленарного заседания ассамблеи — «Свет Христов и Церковь» — очень близка нам, православным. Само пришествие Господа Иисуса Христа осмысляется христианами прежде всего как явление Света. Кульминация этого явления произошла на горе Фавор, когда Господь преобразился перед Своими учениками:
1 Ассумпционисты, Августинцы Успения Пресвятой Богородицы (лат. CongregatioAugustinianorumabAssumptione, AA) — католическая монашеская конгрегация, близкая к августинцам, основана французским священником Эммануэлем д’Альзоном в 1845 году.
2 Храм Успения Богородицы был возведен в 1906 г. германским обществом Святой Земли (орден бенедиктинцев) на участке, полученном в подарок от турецкого султана Абд (Абдул) Альхамида II.
3 Архим. Антонин (Капустин) (1817-1894), ученый-византинист, начальник Русской Духовной Миссии на Святой Земле (1865-1894), где он приобрел множество православных святынь и земель в собственность Российской империи.
4 Церковь и время. 2007. № 4 (41). С. 5-13.
481
И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17, 2).
В православном богословии тема Фаворского Света получила развитие в учении о несотворенных Божественных энергиях или действиях, в которых проявляется Бог. По учению святого Григория Паламы и его сподвижников, Божественный Свет, который апостолы видели на Фаворе, — это Сам Бог, сообщающий Себя Своему творению и прежде всего тем, чьи очи сердца чисты и открыты к восприятию Света.
Этот Свет видим и телесными глазами, и внутренним зрением, присущим человеческому сердцу. Он есть видимое явление Божественной благодати, Божественной энергии: Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1,9). Человек, будучи образом и подобием Божиим (Быт. 1, 26-27), способен воспринимать и быть носителем Божественного Света в своей жизни.
ОСНОВА ПРЕДАНИЯ ЦЕРКВИ
Приобщение к Свету Христову означает также научение в заповедях Господних, принятие Христова учения. Христос есть Свет, и Он же есть Логос. Поэтому Истинный Свет тоже есть Слово, обращенное к разуму и представляющее интеллектуальный вызов. Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе, — говорит апостол Иоанн в своем Первом послании (1 Ин. 5, 20).
Слово Божие, хранящееся в Церкви, является основой Предания — важнейшей категории православного богословия и православной жизни. Предание — это не просто сумма текстов и практик, выработанных на протяжении веков, но Свет, просвещающий умы и сердца мужчин и женщин. Это не только образ мысли, но и образ жизни. Предание — это не архаика, но сама жизнь Церкви, и его источником является Свет Христов.
ОДИН СВЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Хотя православная традиция делает различие между двумя аспектами Света — Светом как благодатью, через которую Сам Бог сообщает
482
Себя миру и воздействует на мир, и Светом как словом истины, — это не два разных Света, но один Свет, имеющий различные действия. Познание истины невозможно без приобщения к Божественной жизни, которую принес Христос и о которой в Евангелии от Иоанна сказано: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1, 4).
Просвещение ума невозможно без осияния Светом Христовым всего человеческого естества. В этом заключается истинный смысл просвещения. Такое просвещение, в котором соединяются познание истины и приобщение к вечной жизни, достигается в Церкви. Именно в Церкви Свет как благодать и Свет как истина соединяются и существуют нераздельно как одно целое.
ДУХ ДЫШИТ, ГДЕ ХОЧЕТ
Церковь есть вместилище Света, однако этот Свет светит и далеко за ее пределами, просвещая всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9). Именно это свойство Света, который есть благодать Святого Духа, имел в виду апостол и евангелист Иоанн, когда говорил, что Дух дышит, где хочет (Ин. 3, 8). Мы не ограничиваем сияние Света Христова церковной оградой, но при этом твердо верим, что источник этого Света находится в Церкви, которая есть Тело Христово (Кол. 1, 24).
Благодаря такому пониманию Света мы с уважением относимся к другим религиозным опытам и традициям, хотя при этом и не забываем слов Евангелия: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). В этом духе мы проводим межрелигиозные диалоги, которые считаем очень важными не только для лучшего понимания других религиозных традиций, но и для более полного понимания собственной традиции.
Учение Христово есть свет, потому что оно делает ясным и видимым то, что без него представляется смутным и темным. Оно помогает людям составить правильное знание о Боге, человеке и мире. Конечно, человек приобретает значительные знания через собственные исследования своей природы и мира, но эти знания не способны открыть перспективу, которая выше человека. Если мы допускаем, что есть нечто гораздо выше по организации жизни, чем человеческая природа, то оно не может быть познано, если само не откроется людям.
483
Человек никогда не мог бы увидеть свою внешность, если бы не было источника света, который исходит не от него самого, а имеет самостоятельное происхождение. Современная мысль о взаимодополняемости научного и религиозного знания, родившаяся в научных кругах, лишает сегодня любой спор между наукой и религией какой-либо почвы. Это означает, что для созидания личной и общественной жизни человеку нужны как религия, так и наука. Как никогда в истории, христианство сегодня заинтересовано в поддержке научного знания и во внедрении его в жизнь.
СОХРАНЕНИЕ ПОСЛАНИЯ ИЛИ ПЕРЕСМОТР?
Но прежде всего христианские Церкви заинтересованы в сохранении своего особого послания, которое было открыто людям Господом Иисусом Христом, и в его введении в жизнь современного человека. Мы знаем из истории, что эта задача никогда не была легкой. Человеческие немощи приводили к расколам, столкновениям и даже братоубийственным войнам. В первое тысячелетие христианской эры верующие стремились наиболее четко выразить человеческим языком те истины о Боге, которые были открыты им в благовестии Христовом. Сегодня мы имеем их краткое изложение в Никео-Цареградском символе веры.
Правда, до сих пор в христианском сообществе существуют разделения по поводу понимания основных догматов веры. Однако с уверенностью можно сказать, что до недавнего времени все христиане придерживались по крайней мере единых взглядов на человека и правила его жизни, выраженные в моральных нормах. Сегодня же это единство также нарушено. Некоторые христианские общины в одностороннем порядке пересмотрели или пересматривают нормы жизни, содержащиеся в Слове Божием.
ВЫЗОВЫ ПОСТМОДЕРНА
Почему же это происходит именно сегодня, в начале XXI века? Почему сегодня в некоторых христианских кругах стала популярна идея эволюции моральных норм? С одной стороны, для этого есть предпосылки в том направлении богословия, которое толкует принцип
484
спасения только верой в ущерб моральному состоянию человека. Но более всего, на мой взгляд, в этой позиции ощущается влияние безрелигиозного духа мира сего. Есть подозрительное совпадение в новом подходе к морали в христианских кругах с распространением парадигмы постмодерна в секулярном обществе.
В широком смысле постмодерн означает совместимость несовместимых между собой взглядов и позиций. Может быть, такой подход оправдан в каких-то сферах общества, но он не может быть оправдан для христиан в области морали. Верующие люди не могут одновременно признавать ценность жизни и право на смерть, ценность семьи и допустимость однополых отношений, защиту прав ребенка и намеренное уничтожение человеческих эмбрионов в медицинских целях.
Однако такой подход не просто существует в мировоззрении некоторых людей, то есть в частной сфере, но постепенно становится обязательным для всех граждан через принятие соответствующих правовых норм в некоторых европейских странах, а также в международных организациях. Православные христиане Восточной Европы, имеющие опыт жизни в тоталитарном государстве, сегодня улавливают опасные тенденции развития политической власти.
Христианам с древних времен знаком принцип: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь». Только получается, что сегодня у христиан и светских людей образуется пропасть в понимании того, что главное, а что второстепенное. Этот последний момент представляется наиболее пугающим для христиан, отстаивающих для себя возможность только одной морали. Если христиане будут принуждаться властью быть соучастниками исполнения противоречащих их вере норм морали или содействия им, то для них такая власть станет враждебной и неприемлемой.
ВЕРНОСТЬ ИСТИНЕ
В чем же причина такой несговорчивости христианства с нравственным релятивизмом? Эта несговорчивость есть результат веры в то, что во Христе открыта Божественная истина о человеке и о человеческой жизни и что отказ от этого представления означает гибель человека и мира. Церковь проповедует о Боге и человеке не свое «партийное» мнение, выгодное ей по тем или иным причинам, а истину,
485
переданную Божественным Откровением. Если какой-то ученый, открывший новый земной закон, имеет право отстаивать найденную истину, Церковь тем более имеет право на отстаивание вечной истины.
По крайней мере для нас, христиан, должно быть очевидно, что Христос явил миру истинное Божество и истинное человечество. Во Христе явлена полнота человеческой природы. Даже Пилат, язычник, признает это, восклицая: Се, Человек! (Ин. 19, 5). Человеческой природе, явленной во Христе, не надо больше развиваться и эволюционировать, она может только усваиваться людьми.
Дискуссия о том, что есть человек, закончилась 2000 лет назад. Поэтому популярная среди некоторых христиан идея об эволюции моральных норм является увлечением духом мира сего, который формирует сегодня эту идею в виде парадигмы постмодернизма. Действительно, в церковной жизни есть изменяемые обычаи, поскольку меняются культурные, географические и исторические условия, но стержневые понятия о человеческой природе неизменны.
ВЕРНУТЬ ДУШУ ЕВРОПЕ...
Борьба за единую общественную мораль и христианские ценности в современной Европе невозможна без объединения усилий прежде всего христиан основных конфессий, несмотря на их вероучительные расхождения. Однако старое слово «экуменизм» мало подходит для выполнения этой задачи. Сегодня построение системы христианской солидарности в Европе на основе единой и неделимой евангельской морали и проистекающего из этой солидарности общего свидетельства миру о христианских ценностях, на наш взгляд, является, может быть, последней возможностью для христиан совместными усилиями вернуть душу Европе. Именно поэтому христианские общины должны оказывать друг другу поддержку, сохранять дружеские отношения, осуществлять обмен мнениями, совместно выступать перед лицом внешнего мира, проводить совместные общественные проекты.
Русская Церковь на своем опыте жизни в условиях тоталитаризма хорошо знает, что такое христианская солидарность в Европе. Эта солидарность проявляется и сегодня. По случаю объединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви мы
486
получили от многих христианских Церквей теплые братские поздравления. Кроме того, мы ощущаем солидарность с другими христианами перед лицом многих современных вызовов секуляризма, бездуховности, бедности, радикализма.
Имея общее христианское наследие, нам легче искать общее понимание этих вызовов, чем с людьми других вер или другого мировоззрения. Уверен, что солидарность перед лицом общих вызовов придаст новый динамизм межхристианским отношениям в Европе, вызовет утраченный ныне во многих общинах интерес к богословскому диалогу и поискам Богом заповеданного единства.
НЕОБХОДИМ ДИАЛОГ
Отстаивая единые этические нормы, христиане должны искать союзных отношений с представителями других религий, которые занимают сходные с христианами моральные позиции. С этой целью необходимо развивать межрелигиозные отношения в Европе и мире. При всем различии традиционные мировые религии имеют общее понимание приоритета вечных ценностей над земными. Это помогает совместно выступать против угроз нравственному устроению человеческой жизни.
Саммит религиозных лидеров, проходивший в Москве в июле 2006 года и ставший крупнейшим межрелигиозным мероприятием в Европе, показал, что представители основных религиозных традиций мира имеют близкие воззрения на мораль. Все они высказывали обеспокоенность нравственным релятивизмом, который сегодня нередко берет вверх.
Христиане могут находить некоторую поддержку по поводу вопросов морали и у светских людей, придерживающихся нерелигиозного мировоззрения, но отстаивающих моральные нормы, близкие к христианским. В подобной ситуации нет ничего удивительного, так как еще святой апостол Павел писал в Послании к Римлянам о том, что если язычники слушают голос совести, то они могут естеством исполнять закон Божий (Рим. 2, 14-15).
Другими словами, христиане должны взаимодействовать со всеми людьми доброй воли во имя нахождения и сохранения в обществе согласия по поводу моральных норм. Для достижения этой цели
487
христианские общины должны работать с общественным мнением, а также поддерживать диалог с государственными и международными структурами.
ЖИЗНЬ ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ
Требуя единой морали для публичной сферы, христиане должны оставить на совесть каждого устраивать жизнь в частной сфере согласно своим ценностям. В этом они могут следовать другому рассуждению святого апостола Павла: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14, 4). Пусть другие взгляды, альтернативные общей морали, остаются в частной жизни. Они не должны подвергаться преследованию, но и не должны поддерживаться и пропагандироваться как нормы в публичной сфере.
Сегодня многие в Европе, в том числе неверующие люди, осознают, что мощным источником поддержки европейской цивилизации является христианство. Это осознание стало приходить в Европу после того, как она столкнулась в глобальном мире с вызовами других цивилизаций. Чтобы выжить в современном мире, Европа должна остаться христианским континентом. Это не значит, что на нем нет места для людей других религий и других мировоззренческих взглядов. Это лишь означает признание высокой роли христианской веры в прошлом, настоящем и будущем нашего континента. Такое признание во многом обусловлено тем, насколько сами христиане останутся способными сохранить в быстро меняющемся многокультурном мире свою христианскую идентичность, насколько способны будут хранить верность Христу.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Мир способен увидеть, принять и прославить Отца Небесного тогда, когда свет, исходящий от верующих в Него, есть свет Его Сына.
488
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.