13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Из статьи «Особенности развития русского богословия», 1987
ИЗ СТАТЬИ
«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ»2
1987
Православие на Руси было исторически унаследовано от Византии. Вместе с принятием форм церковной жизни происходил процесс творческого усвоения византийского богословия на русской почве.
1 Документы Библейской комиссии//«Богословские труды». Сб. 14. С. 222.
2Материалстатьи«Besonderheiten der Entwicklung der russischen Theologie»
(опубликована в «OkumenischeRundschau», Januar, Heft 1, 1988) более полно изложен в докладе на Международной церковно-научной конференции «Богословие и духовность» (11-18.05.1987 г.) «Процесс преодоления схоластических влияний в русском богословии» (см. настоящий том, с. 279).
243
В истории Византии драматический период был уже позади. С X века ее усилия были направлены главным образом на сохранение великого синтеза мысли, веры и искусства, которые составляют самое содержание православного византизма. То обстоятельство, что Русь приняла Православие как бы «готовое», разработанное во всех его деталях, наложило глубокий отпечаток на русское христианство. Отсутствие у славян своей собственной дохристианской письменности делало невозможным продолжение научно-богословского и философского содержания византизма. До XVII века Россия не имела богословских школ и Православие ее было лишено того, что в Византии было весьма важным — интеллектуальной традиции. Однако отсутствие в первые пять веков существования Русской Церкви оригинальных работ вовсе не свидетельствует о неразвитости или бесплодности русской богословской мысли в этот период. Иными были формы выражения экклезиологического сознания.
I
Молодая Русь глубоко и сильно восприняла духовно-нравственное вдохновение византийского Православия и, в первую очередь, красоту и глубину византийского богослужения, узрев в литургической жизни средоточие православной веры. Религиозная жизнь на Руси отличается прозрачностью. В восприятии Церкви доминирует не отвлеченно-рассудочный, но религиозно-мистический момент. Многовековое богословское молчание Русской Церкви — кажущееся. Научное богословие в современном понимании этого слова на Руси отсутствовало. Однако наши предки говорили на другом языке, не менее глубоком и вековом, чем словесное богословие, — на языке иконографии и храмостроительства.
Храм в ви́дении русских церковных людей являл собой образ Церкви Христовой при множестве входящих в нее членов. Религиозным сознанием храм воспринимался как исполнение предвечного замысла Творца о мире и человеке, как явление Царства Божия на земле.
Храм есть место совершающегося преображения земной жизни по образу небесной. В полноту Церкви включается не только человеческий род, но весь богозданный космос. Храм есть место приведения искупленного во Христе человека и вместе с ним всей покоренной ему
244
твари и Богу. Слова «храм» и «церковь» в русском языке — синонимы. Церковь — мистическое Тело Христово, в котором осуществляется освящение и преображение человечества. Это нашло свое конкретное воплощение в русском церковном зодчестве — в кубической форме храмов, напоминающих форму евхаристического хлеба в православной литургической традиции.
Особенностью русских храмов, также заключающей в себе определенный литургический смысл, является оригинальное решение купола. Если в Византии купол означал небесную сферу, свод, то на Руси луковичная форма купола воплощала идею глубокого молитвенного горения к небесам.
О высоком богословском уровне церковного ведения на Руси свидетельствует и древнерусская икона. Икона также призвана выражать учение Церкви. Вершиной русского богословия в красках является знаменитая Троица прп. Андрея Рублева, в которой глубоко и многосторонне выражена богословская идея: единство природы и равенство Лиц Святой Троицы, ипостасное их различие, единоначалие. Нет иконы, подобной иконе Рублева, «по творческому синтезу вершины богословской концепции с воплощающей ее художественной символикой»1.
Храм, икона, богослужение — таков первый и главный полюс русского церковного самосознания. Именно тут проявило русское Православие свое творческое вдохновение. Когда на исходе XIX века Достоевский сказал: «Красота спасет мир»2, то за этим утверждением стоял весь многовековой религиозный опыт русского народа, воспринявшего христианство как явление на земле небесной побеждающей и преображающей красоты.
II
Богословие как наука возникает на Руси лишь в XVII веке. Одним из главных факторов, определивших жизнь Русской Церкви в этом столетии, является усиление связей Московского государства с Западом. В богословии этого периода решающим оказалось влияние
1 Олсуфьев Ю. А. Опись икон Троице-Сергиевой Лавры. Изд. Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев Посад, 1920. С. 10.
2 Достоевский Ф. М. Идиот. Ч. 3. V.
245
знаменитого киевского митрополита Петра Могилы. Им была учреждена в Киеве богословская академия, воспринявшая западное схоластическое богословие.
Западная ориентация академии проявилась также в преподавании на латинском языке и в программах, составленных по примеру иезуитских школ Польши и Литвы. Главный богословский памятник этого периода — написанное по латыни «Православное исповедание» — отмечен сильным католическим влиянием. Открытая в том же столетии в Москве Славяно-греко-латинская академия также находилась под западным влиянием, за исключением, может быть, начального периода, когда во главе этой школы стояли греческие богословы, братья Лихуды. Другими словами, школьное богословие в России оказалось заимствованным, а не оригинальным. В XVII веке произошла пересадка западноевропейской схоластики на русскую почву. Однако суть проблемы не в том, что произошло богословское заимствование, а в том, что это заимствование не отвечало церковным потребностям тогдашнего русского общества, не в схоластике как таковой, а в том, что эта схоластика не была для России XVII века явлением исторически органичным.
VIII
В течение последних десятилетий в наших духовных школах произошли большие перемены: усовершенствовались те формы богословского образования, которые были вызваны потребностями послевоенного времени и были связаны с определенными историческими обстоятельствами. Вырос уровень преподавательской и исследовательской работы духовных академий, которые стали равноправными партнерами богословских школ многих стран мира.
Соприкосновение с экуменической проблематикой, знакомство с современным протестантством и католическим богословием, участие в двусторонних и многосторонних диалогах способствовало развитию и совершенствованию русского богословия, ускоренному преодолению исторического отставания, вызванного отсутствием духовного образования в 1920-30 годы. Весьма важным фактором, повлиявшим на качественный рост богословских исследований последнего времени, стала новая проблематика, связанная с вопросами общественного развития. Проблемы мира и справедливости, защита окружающей
246
среды, роль Церкви в решении глобальных проблем современности стали предметом богословского анализа, продолжившего замечательную традицию «контекстуального» богословия русских светских богословов и религиозных философов XIX века.
Однако было бы преждевременным утверждать, что период становления русского богословия завершен. Рано ставить окончательно точку. Поиск путей продолжается. Важно, чтобы на этих путях не повторялись ошибки прошлого и чтобы в движении вперед постоянно выявлялась преемственность и историческая органичность подлинного богословия.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.