13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Доклад на открытии XXI Международных Рождественских образовательных чтений «Традиционные ценности и современный мир» (Москва, 24-27 января 2013 г.), 24.01.2013
ДОКЛАД НА ОТКРЫТИИ XXI МЕЖДУНАРОДНЫХ
РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ
«ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР»
(Москва, 24-27 января 2013 г.)
24.01.2013
Уважаемые представители государственной власти1! Уважаемый Сергей Борисович2! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
1 Торшин А. П., первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ; Швецова Л. И., зам. председателя Государственной Думы ФС РФ; Ливанов Д. В., министр образования и науки РФ; Мединский В. Р., министр культуры РФ; Беглов А. Д., полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе; Нилов Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций; Горбенко А. Н., зам. мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики; Никандров Н. Д., в то время президент Российской академии образования.
2 Иванов С. Б., руководитель Администрации Президента РФ.
191
Сердечно приветствую всех вас на торжественной церемонии открытия XXI Международных Рождественских образовательных чтений.
Сегодня мы подводим итоги минувшего года и ставим задачи на год наступивший. Тема нынешних чтений — «Традиционные ценности и современный мир» — дает нам повод поразмышлять о важнейшей составляющей, важнейшей цели церковной миссии и миссии каждого христианина в жизни современного мира.
Люди всегда ощущают потребность расставить ценностные приоритеты в своей жизни. Такие приоритеты дают человеку ориентиры, определяют векторы личностного развития, побуждают стремиться к чему-то, достигать определенных целей. Поэтому от того, какие мировоззренческие принципы ставились во главу угла того или иного общества, зависело благополучие и личное, и общественное, зависел культурный и духовный потенциал целых наций и цивилизаций.
Словосочетание «традиционные ценности» стало техническим термином. Краткие формулировки, технические термины необходимы для передачи понятий, которые нуждаются в достаточно пространных определениях; отсутствие технических терминов затрудняет коммуникацию, то есть передачу смысла этих понятий другим людям. Но краткая формулировка таит в себе и некую опасность: возможно выхолащивание смысла, использование одной и той же формулировки для весьма отличающихся друг от друга понятий. Именно это происходит сегодня и с понятием «традиционные ценности»: общественный дискурс нередко отталкивается от ложных представлений о самом понятии «традиционные ценности», из-за чего проистекают дискуссии между людьми более консервативного настроения и представителями иных взглядов — не потому, что они расходятся в принципах, а чаще всего потому, что под словосочетанием «традиционные ценности» понимаются разные вещи. Именно поэтому я хотел бы пояснить, как Церковь понимает то, что скрывается под словосочетанием «традиционные ценности».
В первую очередь, мне кажется, что ценности традиционные — это те, что создаются традицией, и те, которые традицией сохраняются. И это не одно и то же. К ценностям, которые создаются традицией, несомненно, относятся национальная культура, фольклор, обряды, обычаи, которые возникают в недрах народной жизни под
192
влиянием множества факторов, начиная с факторов мировоззренческих, включая опыт человека, и заканчивая влияниями внешней среды — такими, как ландшафт, климат и т. д. Такие ценности обретают статус ценностей именно потому, что они включаются в традицию. Традиция придает им смысл и значение, в первую очередь — для следующих поколений. Она их авторизует и адресует следующим поколениям, она их сохраняет, но она же их и создает — в том смысле, о котором я только что сказал.
Но есть ценности, которые традиция создать не может, потому что они не проистекают напрямую из человеческого опыта. Более того, они нередко этому опыту противостоят; но с другой стороны, заключая в себе требования к человеку, эти ценности воспринимаются как нечто находящееся в согласии с человеческой совестью. Речь идет о нравственных ценностях, источником которых является Бог, а не человек.
Следует отличать ценности, придуманные человеком, от ценностей, которые открыл Господь. Первые являются относительными, преходящими и зачастую меняются с ходом истории и развитием законов человеческого общежития. Вторые вечны и неизменны, как вечен и неизменен Бог. Первые зачастую основаны на личных интересах человека и ставят целью достижение земного благополучия и получение сиюминутной выгоды. Вторые призывают презреть блага земной жизни ради высших целей и ценностей. Иными словами, евангельское учение заключает в себе такие ценности, усваивая которые, человек становится способным понять, почувствовать Божие присутствие в истории, в своей собственной жизни и принять в свое сердце Бога. Церковь всегда свидетельствовала о важности следования традиционным, богозаповеданным нравственным идеалам, ибо именно они обеспечивают духовный иммунитет, стойкость и жизнеспособность всего общества.
На нас, христианах, лежит особая ответственность за сохранение и передачу духовных, нравственных ценностей будущим поколениям, чтобы не разрушилось человеческое общество, чтобы не исчезла гармоническая красота человеческого бытия и всего космоса.
Огромное значение в этом процессе принадлежит образованию, тесным образом связанному с воспитанием. Школа не может быть отделена от духовной культуры народа. Это общеизвестная
193
педагогическая аксиома. Именно так говорил об этом классик отечественной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский. Подразделяя школьные знания на приятные, полезные и необходимые, он писал: «Такими необходимыми знаниями для каждого человека признаются: умение читать, писать и считать, знание оснований своей религии и знание своей родины»1.
За прошедший год в развитии православного образования в Российской Федерации сделан важный шаг: во всех школах (пока, правда, только в 4-х классах) родители получили возможность избирать для изучения их детьми предмет «Основы православной культуры». И хотя значение этого события переоценить сложно, все еще остается ряд проблем, которые нам предстоит решать в наступившем году совместно с органами власти, педагогами, представителями религиозных общин России.
Так, например, серьезное беспокойство вызывает ситуация с введением курса «Основы религиозных культур и светской этики» в столице. В Московской городской епархии лишь 23,4 % родителей учащихся выбрали «Основы православной культуры». Это самый низкий показатель по Центральному федеральному округу. Поступают обоснованные жалобы на то, что многие родители не имеют возможности в полной мере распорядиться правом выбора того или иного модуля для своих детей, включая «Православную культуру». Это зачастую происходит вследствие неверной трактовки некоторыми руководителями образовательных учреждений и органов управления образованием понятия «светскости» государства, а также оказания ими давления на родителей, с тем чтобы они выбрали для своих детей «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур».
Хотел бы заметить, что преподавать «Основы светской этики» предложила Церковь, чтобы обеспечить нравственное воспитание детей из нерелигиозных семей. Конечно, делая шаг навстречу людям нерелигиозным, мы и представить не могли, что этот предмет станет использоваться для того, чтобы лишить православных людей возможности изучать свою собственную культуру. Полагаю, что эти перекосы будут исправлены.
1 Ушинский К. Д. «О необходимости сделать русские школы русскими».
194
Есть, конечно, и другая причина, почему мы имеем невысокий процент выбора этого модуля. Многие родители не уверены, что преподаватели, которым поручается обучение детей по этому модулю, обладают достаточной квалификацией. И для того, чтобы снять эту обеспокоенность, мы должны уделить очень большое внимание подготовке преподавателей Основ православной культуры.
Перед началом нового учебного года Отдел религиозного образования и катехизации провел ряд мероприятий, направленных на обеспечение качественного преподавания предмета «Основы православной культуры». 24 августа 2012 года на состоявшемся в Отделе совещании помощников благочинных города Москвы, осуществляющих взаимодействие с ОРОиК1 по вопросам преподавания ОПК, была определена система взаимодействия Отдела и ответственных за преподавание ОПК в благочиниях.
Хотел бы остановиться еще на некоторых важных вопросах, касающихся преподавания ОПК. Сегодня государственными и церковными учреждениями ведется активная совместная работа в данном направлении. Созданы специальные органы: Межведомственный совет при Министерстве образования и науки, центральное Методическое объединение по ОРКСЭ2, а также соответствующие советы в регионах.
В настоящее время в Министерстве образования и науки на рассмотрении находится «Концепция комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования», разработанная в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при участии представителей Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Данная концепция предполагает поэтапное расширение преподавания курса религиозных культур и этики: вводный курс в младших классах, систематический курс в средних классах и обобщающий курс — в заключительном классе. Более детально об этом, я думаю, расскажет в своем докладе Преосвященный митрополит Ростовский Меркурий.
1 Отдел религиозного образования и катехизации.
2 Основы религиозных культур и светской этики.
195
На заседании Священного Синода 27 июля 2011 года был утвержден «Стандарт православного компонента для учебных заведений Российской Федерации», который обязателен для реализации в православных школах и гимназиях. При этом нужно отметить, что утвержденные документы разработаны с учетом современных федеральных государственных образовательных стандартов и соотнесены со светской системой образования. Это отмечают и представители светского педагогического сообщества.
Отдельная тема — преподавание ОПК в школах при посольствах и в русских школах за рубежом. К сожалению, по данным Синодального отдела ОПК преподается только в шести посольских школах из 80-ти. Этого явно недостаточно для того, чтобы дети наших соотечественников, работающих и живущих за границей, могли приобщаться к сокровищнице родной культуры и к основам православной веры. В связи с этим нам необходимо развивать взаимодействие с профильными государственными структурами.
Особо хотелось бы обратить внимание на ситуацию с православными дошкольными учреждениями. К сожалению, в нашей стране количество православных детских садов растет не слишком динамично. В ряде епархий до сих пор нет ни одного подобного учреждения, хотя соответствующее решение было принято еще на Архиерейском Соборе в далеком 1994 году. Вместе с тем православные детские сады за последние годы открыты во многих епархиях — особенно хотел бы отметить Московскую, Кемеровскую, Белгородскую, Смоленскую, Ставропольскую, Йошкар-Олинскую епархии, а также Нижегородскую и Тверскую митрополии.
Важное место в системе православного образования занимают воскресные школы. И если на занятиях по ОПК в государственной общеобразовательной школе ребенок может получить лишь базовые культурологические сведения о Православии, то в воскресных школах и дети, и взрослые имеют возможность в полной мере узнать о вере и церковной жизни. Однако для того чтобы эта форма образования была эффективной, необходимы системный подход к организации деятельности воскресных школ и наличие образовательного минимума. Для решения этой задачи 25 декабря прошлого года Священный Синод утвердил документы, призванные стандартизировать работу воскресных школ.
196
В принятых документах наиболее успешные, имеющие богатый опыт и зарегистрированные в качестве самостоятельного юридического лица школы именуются «центрами духовно-нравственного воспитания». Для таких школ весьма важным является придание им статуса учреждений дополнительного образования. Это позволит получать государственное финансирование, вести трудовой стаж педагогов, а также иметь другие, не менее важные преференции. Важно понимать, что лицензирование воскресных школ по государственному образцу не является обязательной процедурой, но это открывает дополнительные возможности на пути систематического развития православного образования, является очередным этапом его стандартизации, необходимой для повышения его качества и престижа.
Широкое обсуждение документов, регламентирующих деятельность воскресных школ, позволило выявить и ряд проблем, существующих в данной сфере. К их числу относятся нехватка квалифицированных кадров, единого учебно-методического комплекта для преподавания вероучительных курсов, а также порядок прохождения церковной аттестации.
В качестве положительного примера и образца успешной работы в решении первой проблемы, касающейся нехватки педагогических кадров, можно указать на Екатеринбургскую митрополию, где есть учительская семинария, готовящая педагогов и директоров воскресных школ, а также функционирует епархиальная система контроля качества их деятельности.
Обращаю внимание всех присутствующих на то, что Синодальным отделом религиозного образования создан специализированный интернет-портал «Православное образование»1, на котором публикуются нормативные документы, методические наработки, а также обобщается соответствующий опыт епархий. Кроме того, издан сборник таких документов, которые весьма полезны каждому приходу. Благодаря данному сайту в общей работе теперь могут принимать участие образовательные структуры всех епархий. Каждая епархия, благочиние, приход или школа могут зарегистрироваться на портале, опубликовать новости, проконсультироваться со специалистами в режиме реального времени. К сожалению, необходимость этого
1 Адрес сайта: pravobraz.ru.
197
осознают не все. О своих наработках пишут в основном отдаленные от центра епархии, которые наиболее остро нуждаются в том, чтобы их коллеги из Москвы, Саратова, Новосибирска и других крупных образовательных центров поделились с ними своим опытом.
Неотъемлемой частью жизни каждой церковной общины должна быть катехизация. Чтобы реализовать данное положение на практике, необходимо руководствоваться такими документами, как «Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов», «Положение о выдаче конфессионального представления», «Положение об аттестации катехизаторов». Призываю всех епархиальных Преосвященных, особенно новообразованных епархий, в сотрудничестве с Синодальным отделом продолжать труды в сфере катехизации.
Немаловажное содействие в приобщении подрастающего поколения к православной культуре оказывают разнообразные конкурсы и олимпиады. В минувшем году Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в соработничестве с Синодальным отделом религиозного образования и Фондом просвещения «МЕТА» проводилась Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры, были организованы Международный конкурс детского творчества «Красота Божиего мира», Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Полагаю необходимым и в дальнейшем проводить подобные мероприятия, которые мобилизуют большое количество детей, молодежи и педагогического корпуса.
Хотелось бы с удовлетворением отметить, что Рождественские чтения в последние годы приобретают все более практический характер. Во многих епархиях уже прошли региональные Рождественские чтения, явившиеся подготовительным этапом международного форума. В частности, в Алма-Атинской, Биробиджанской, Владимирской, Вологодской, Красноярской, Московской (областной), Ростовской, Липецкой, Санкт-Петербургской, Тульской, Якутской и в ряде других епархий и митрополий уже состоялись ежегодные образовательные конференции. Их участники получили возможность поделиться практическим опытом, наработками и материалами по профилю своей деятельности, внести вклад в работу Международных Рождественских чтений.
198
Если мы выстроим такую систему повсеместно и епархиальные Рождественские чтения будут предшествовать Международным чтениям, проводимым в Москве, то мы, с одной стороны, обогатим работу наших чтений в столице, а с другой стороны, будем содействовать тому, что сама идея Рождественских чтений, направленная на мобилизацию интеллектуального потенциала Церкви и общества в такой важной сфере, как сохранение традиционных ценностей, принесет наибольший эффект.
Отрадно видеть, что тезис о необходимости совместных действий, направленных на сохранение традиционных ценностей в современном мире, находит отклик у руководства нашего государства. Слова Президента России в послании Федеральному Собранию о том, что государство должно всецело поддерживать институты, которые являются носителями традиционных ценностей и исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение, в полной мере относятся к Церкви.
Церковь готова и дальше участвовать в обновлении воспитательного компонента общего образования и в создании соответствующей программы. Думаю, такая программа будет эффективна, если станет результатом общественного обсуждения с участием представителей традиционных религий нашей страны.
Завершая свой обзор, хотел бы сказать следующее. Духовное просвещение и воспитание — это важнейшая составляющая церковной миссии, которая является делом каждого из нас. Каждый из нас на месте своего служения в соответствии со словом Священного Писания призван проповедовать Царствие Божие и учить о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением (Деян. 28, 31).
От души желаю всем вам крепости душевных и телесных сил и помощи Божией в предстоящих трудах.
199
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.