13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития» (Москва, 15-17 февраля 2009 г.), 15.02.2009
СЛОВО НА ОТКРЫТИИ XVII МЕЖДУНАРОДНЫХ
РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ
«НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА: ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ»
(Москва, 15-17 февраля 2009 г.)1
15.02.2009
Уважаемые члены президиума2, Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
Сегодня, в праздник Сретения Господня, мы вспоминаем, как пророк Симеон и пророчица Анна удостоились встретить в Иерусалимском храме Богомладенца Иисуса, в Лице Которого встретились
1 Журнал Московской Патриархии. 2009. № 3. С. 44-47.
2 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент; Фурсенко А. А., в то время министр образования и науки РФ; Полтавченко Г. С., в то время полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе; Слиска Л. К., в то время зам. председателя Государственной Думы ФС РФ; Торшин А. П., первый зам. председателя Совета Федерации ФС РФ; Попов С. А., в то время председатель комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций; Садовничий В. А., ректор МГУ им. М. В. Ломоносова; Никандров Н. Д., в то время президент Российской академии образования.
154
Божество и человечество. «Для нас встретить Господа — значит воцарить Его над своим умом, над волей и над сердцем... Тогда ум будет занят единым Господом... В воле и совести запечатлеются заповеди Божии»1, — так писал святитель Феофан Затворник. Развивая данную мысль, можно сказать, что в согласии совести и воли, движимой любовью к ближним, заключается основа истинно христианского образа жизни. Этот образ жизни спасителен для людей всех возрастов и особенно важен для молодых людей, для юношества.
Знаменательно, что именно к празднику Сретения приурочен в России День православной молодежи, ведь нынешний праздник символизирует встречу не только Ветхого и Нового Заветов, закона и благодати, но и старости с юностью. Многие из вас молились здесь2 утром за Божественной литургией, в которой участвовали люди разных поколений: и умудренные многолетним опытом пастыри и педагоги, и представители православных молодежных организаций. Именно в Церкви, в соприкосновении с вечностью созидается, живет и продолжается в наших молитвах духовная связь поколений и преодолевается пресловутая проблема конфликта между отцами и детьми.
Эта связь поистине бесценна, ибо ни без мудрости и опыта пожилых, ни без дерзновения и энергии молодых Церковь не сможет исполнить свою спасительную миссию, не может быть внутренне единой. А единство — одно из сущностных, неотъемлемых свойств Церкви, согласно учению святого апостола Павла, который говорит нам: Вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12, 27). «Таинство единства» и «союз неразрывного согласия» должны быть бережно хранимы, — призывает нас священномученик Киприан Карфагенский3.
О единстве Церкви, о ее многообразии было очень ясно сказано на недавнем Поместном Соборе. Отдавая дань благодарной памяти Святейшему Патриарху Алексию II, Собор напомнил, что почивший Предстоятель4 оберегал Церковь «от расколов и разделений, объединяя
1 Феофан Затворник, свт. Воцарение Господа внутрь нас // Созерцание и Размышление. М.: Правило веры, 2007. С. 116.
2 Церемония открытия XVII Рождественских образовательных чтений проходила в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы.
3 Киприан Карфагенский, свт. О единстве Церкви.
4 Патриарх Алексий II почил о Господе 5.12.2008 г.
155
людей разных национальностей, поколений, социальных слоев». «И сегодня, памятуя заветы почившего Первосвятителя, — читаем мы в Послании Собора, — нам нужно хранить и укреплять церковное единство, не допуская, чтобы кто-либо посеял между нами даже тень разделения». Значение Рождественских чтений в укреплении этого единства, в поддержании общения внутри церковного организма может и должно быть исключительно важно.
Итак, я сердечно приветствую вас на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях! Свидетельствую, что за годы своего существования чтения стали представительным общецерковным форумом, удачно сочетающим научно-образовательные конференции, «круглые столы», практические семинары, многоразличные формы братского общения. Отрадно отметить, что в рамках чтений ежегодно работают несколько десятков секций, посвященных проблемам образования, науки, современных информационных технологий, различных сторон церковной жизни. Тематика и проблематика чтений охватывает практически все, что сегодня волнует Церковь и общество.
Тема, избранная в этом году, — «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». Сегодня мир оказался в новой для себя ситуации, столкнулся со многими вызовами. Международный терроризм, экономический и экологический кризисы, нравственная деградация миллионов людей — все это требует ответа от благонамеренных сил общества. А значит, требует диалога и сотрудничества служителей Церкви со светскими учеными, педагогами и тружениками культуры. Многие острые проблемы — в частности, нравственное оскудение общества — беспокоят не только православную совесть. Голос совести, как верный и надежный критерий, как самый отзывчивый камертон, должен объединять людей перед лицом всех нынешних угроз и опасностей.
Мы знаем, что в духовной сокровищнице Православия таится неисчерпаемый источник мудрости и силы. Церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство. Говоря о духовно-нравственных основах и путях развития науки, образования и культуры, мы должны
156
ясно понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами; что у нас нет достойного будущего, если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта. Мировой опыт свидетельствует, что лишь те страны, в которых науке и образованию уделяется должное внимание, могут сохранить свой суверенитет и успешно развиваться.
Полагаю, что Русская Православная Церковь должна помочь государству и обществу в координации научных, творческих и просветительских усилий. «Богу — Богово, а Ньютону — ньютоново» — такой принцип поведения недавно предложен нам известным интеллектуалом Виталием Третьяковым1. Речь идет, наверное, о том, что Церковь не должна покушаться на естественнонаучное знание и на институт рационального образования. И мы можем принять этот принцип, но при одном непременном условии: обязательно должен быть соблюден основополагающий принцип иерархии ценностей, когда на первом месте — безусловное и непререкаемое «Богу — Богово».
Исходя из такого миропонимания, православные христиане должны быть всегда открыты к диалогу и сотрудничеству с окружающим миром, в том числе с педагогами, людьми науки и культуры. Об этом ясно сказал и Поместный Собор, призвавший пастырей и мирян «развивать диалог с окружающим обществом, включая гражданские объединения, мир науки и культуры. Православные христиане, которые так поступают, лучше знают реальную жизнь, нужды, чаяния и вопрошания людей, живущих рядом с нами и испытывающих духовную жажду. Вот почему нам нужно идти навстречу этим людям и вступать с ними в общение, являя им христианский образ жизни и говоря о наших ценностях, ведь вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10,17), как говорит апостол Павел».
Должен отметить, что творческое развитие образования, науки и культуры возможно лишь на основе духовной преемственности, запечатленной в лучших образцах, в эталонах. Мне уже приходилось подчеркивать, что в период государственного атеизма в России
1 Третьяков В. Т. (р. 1953 г.), журналист, политолог, автор и ведущий телепрограммы «Что делать? Философские беседы» на телеканале «Культура», декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова.
157
сложилась уникальная ситуация. Собственный голос Церкви, чрезвычайно ограниченной в своих скромных возможностях, был тогда народу почти не слышен, и Евангелие возвещалось не священниками-миссионерами, а деятелями культуры. О Христе продолжали свидетельствовать шедевры многовекового культурного развития — литература и музыка, церковное зодчество и живопись. Православное мировосприятие и мировоззрение, библейские изречения и церковная мудрость продолжали жить в сознании народа, сохранялись в его песнях, пословицах, поговорках. Таким образом, именно культура оставалась носительницей христианского благовестил. Это драгоценное качество русской культуры и сейчас является ее неотъемлемым достоянием. Подлинная культура продолжает нести свою добрую службу, и наш долг ее сохранять и развивать.
Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что для большой части людей в России и мире религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны.
Да, Россия и другие страны нашего канонического пространства — это светские государства, где религиозные институты отделены от органов государственного управления. Мы уважаем конституционные основы сложившегося государственного строя. Но в то же время мы не можем не уважать прав и свобод граждан, в том числе и их права получать образование и давать образование своим детям в духе именно того мировоззрения, которого придерживаются в семье. Это право признается не только самой логикой нашего национального законодательства, но и такими международно-правовыми документами, как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, протокол № 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод и так далее.
Сегодня в России уже широко распространилась практика преподавания в школах основ религиозной культуры — православной, исламской и некоторых других. Эта практика очевидно востребована
158
учащимися и их родителями, она не вызывает никаких конфликтов, не вызывает ничего, кроме дискуссий в пределах заинтересованных кругов столичных элит. Во многих регионах заключены соглашения епархий с органами управления образованием, объединенными усилиями подготавливаются учителя, выходят пособия. Сейчас проходит региональный этап I Всероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры, в которой уже приняли участие тысячи учащихся. Приказом министра образования и науки она утверждена в перечне предметных олимпиад.
Полагаю, что практика преподавания основ религиозной культуры не должна быть разрушена. Раз вкусив доброго плода, человек уже не откажется от него — так, школьники, изучающие Основы православной культуры, и их родители не согласятся с тем, чтобы их лишили такой возможности. Накопленный опыт преподавания Основ православной культуры (а этот опыт обобщался Министерством образования и науки, а также Общественной палатой) не может быть «выброшен за борт».
Хотел бы особо подчеркнуть, что Церковь всегда настаивала на добровольности изучения какой-либо из религиозных культур, а также на праве вообще не изучать ни одну из них, заменив соответствующий предмет уроками светской этики для неверующих школьников. Не раз приходилось говорить, что такая модель принята почти повсюду в Европе и прекрасно действует.
Основы религиозной культуры должны преподаваться дипломированными педагогами, подготовленными при участии соответствующих религиозных общин в признанных центрах высшего образования или повышения квалификации. Обучение данному предмету необходимо вести по пособиям, написанным профессиональными авторами, имеющими высокий научный и общественный авторитет в стране и уважаемыми в своих религиозных общинах. В этих пособиях должны быть корректно представлены сведения о культуре и религиозных взглядах, которые были бы понятны приверженцам разных убеждений.
Для сохранения и закрепления практики, о которой я только что сказал, наша Церковь готова интенсифицировать процесс согласования позиций с государством, привлекая к этому процессу ученых, педагогов-практиков, широкую общественность. Трудности, которые
159
раньше возникали в этом диалоге, отношу на счет недоумений, нечетких формулировок, неудачной критики и неудачной защиты от нее. В результате в некоторых кругах сложился ложный, карикатурный образ предлагаемой Церковью системы изучения основ религиозной культуры. Убежден, что сегодня мы можем и должны через диалог с Министерством образования и науки и всеми заинтересованными кругами и структурами прийти к решениям, которые были бы приняты и Церковью, и государством, а главное — нашим народом. В процессе диалога мы должны выступать как партнеры, использующие язык не спора, но взаимной поддержки и общего дела. Ведь у Церкви и светской педагогики по большому счету одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству.
Мы с вами призваны распространять и актуализировать духовные ценности Православия, настоятельно требующие единства веры и знания, молитвы и дела. Только тогда станет возможен синтез науки, образования и культуры в едином интегральном поле. С Божией помощью, благодаря в том числе и позитивному опыту Рождественских чтений, опираясь на разработки Отдела религиозного образования и катехизации, других синодальных учреждений Русской Православной Церкви, наших духовных школ, а также всех вас, работающих в регионах, мы подошли сегодня к новым рубежам.
Дорогие участники чтений! Единственный прямой путь к возрождению нашего народа — это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции Добротолюбия и Домостроя, повышать в общественном сознании ценность семьи как малой Церкви и Церкви как большой семьи.
Желаю всем нам преуспеть в этом священном деле. Милость Божия и Его благословение да пребывают со всеми нами!
160
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.