Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в четверг Светлой седмицы в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (8.04.2010)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ЧЕТВЕРГ СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ
В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ
СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

8.04.2010

Ваши Высокопреосвященства1, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Христос Воскресе!

Сердечно благодарю Вас, владыка наместник, за добрые слова, которые Вы сказали. В них содержится великая правда, и эта правда заключается в том, что мы существуем постольку, поскольку Бог дает нам возможность этого существования. Эта истина замечательно открыта в евангельских словах, которые мы слышали сегодня: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух и Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цдрствие Божие (Ин. 3, 5-6).

Мы понимаем, что речь идет о Крещении, хотя в тот момент, когда Господь произносил эти слова, никто не знал, что такое Крещение во имя Святой Троицы. Не было тогда в мире ни одного крещеного человека. Иудеи знали, что такое крещение Иоанново, но они не знали, что такое Крещение во имя Святой Троицы. Господь, предвосхищая то, что должно было открыться людям позже, говорит о воде, которая очищает человека для Царствия Божия, и о рождении от Духа. Здесь прозревается таинственное действие, когда через таинство Миропомазания человек прививается к источнику Божественной благодати, — как дикая лоза, прививаясь к лозе культивированной, обретает ее свойства и качества и начинает приносить сладкий виноград.

Но в евангельских словах содержится не просто предвозвещение о Таинствах вхождения в Церковь — о таинстве Крещения и таинстве Миропомазания. В этих словах больше значения и больше глубины. Что означает «рожденный от Духа»? Ведь в каком-то смысле каждый человек рожден от Духа, потому что имеет дух внутри себя, имеет бессмертную душу. Как же нужно понимать рождение от Духа, которое открывает человеку возможность обретения Божиего Царства?

1 Архиепископы Верейский Евгений и Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

211

 

 

В сегодняшнем евангельском чтении нам открывается величайшая истина. Мало иметь только образ Божий — он заложен в природу каждого человека, и даже самый последний грешник и самый отъявленный преступник несут в себе этот Божественный образ. Но человек своей злой волей может его разрушить — «Образ неизреченныя Твоея славы помрачен, аще и язвы ношу прегрешений», но надеюсь на спасение, как мы обращаемся ко Господу во время чина отпевания. Для того чтобы стать наследником Царства Небесного, необходимо таким образом родиться от Духа, чтобы этот Божественный образ стал в нас живым, действенным началом, преобразующим греховное начало человеческой природы, подчиняя его началу Божественному. Для того чтобы это происходило, необходима постоянная связь человека с Богом. Все наши способности, все наши человеческие силы — это слабость пред Богом. Мы ничего не можем сделать своими силами — делаем всё настолько, насколько Бог нам дает делать это.

Мне довелось познакомиться и даже подружиться с одним из самых известных в мире математиков. У него была удивительная судьба. Его отец был русским, а мать — швейцаркой. В 1930-е годы он тяжело заболел легкими и был чудом вывезен матерью в Швейцарию. Вся его жизнь проходила на Западе — в Европе и Америке. Мы с ним случайно познакомились и подружились. Он мне задавал много вопросов как ученый — критических, сложных, потому что его пытливый ум что-то принимал, а чего-то не мог принять. Я иногда приезжал, чтобы день-два пообщаться с ним и отдохнуть, но так уставал от его вопросов, что иногда даже гневался на него, потому что эти вопросы сопровождались долгими-долгими беседами. И вот однажды он задал мне удивительный вопрос: «Скажите, где в человеческой жизни кончается человеческое и начинается Божественное? Где наши силы, а где сила Божия?» Он не был человеком церковным — в том смысле, что он редко, очень редко ходил в храм, не постился и жил как человек светский. И применительно к его воспитанию, культуре, образованию я стал говорить о том, где, как мне кажется, кончается человеческое и начинается Божественное. И вдруг в этот момент меня поразили его глаза, его лицо. Он будто смотрел сквозь меня, куда-то вдаль, затем покачал головой и сказал: «Нет, Вы не правы. Везде Бог». Я был так поражен, услышав это от человека, критически относившегося и к религиозной вере, и ко многим драгоценным для меня

212

 

 

истинам! Он вдруг какой-то своей глубиной прозрел то, чего я не мог прозреть. Через два дня он умер. Вот этому человеку в конце жизни было вдруг открыто, что везде Бог и только Бог.

И это не способны открыть никакой человеческий разум, никакая наука, никакое образование, хотя они и развивают все то, что мы обязаны развивать, ибо Господь нас предназначил к развитию и совершенствованию. Но лишь когда мы откликаемся на Божественную благодать, мы удостаиваемся того, чтобы Бог в нас действовал. Собственно говоря, вся религиозная жизнь и заключается в том, чтобы привлечь Божественную благодать своими трудами, учением, профессиональной деятельностью, молитвой, воспитанием детей (если речь о семейных людях). Все это мы делаем для того, чтобы быть достойными Божией милости, а Бог благодатью Своею спасает нас и дает нам силы совершать то, что мы делаем.

Именно в этом смысле нужно понимать, что рожденное от Духа есть дух и что рожденные от Духа наследуют Божие Царство. Потому что жизнь в Духе — это и есть жизнь в общении с Богом, в единстве с Ним, когда Он действует в нас, когда Он творит то, что мы своими человеческими силами никогда не смогли бы совершить.

В этот святой пасхальный день я хотел бы от всего сердца пожелать всем вам, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, монашеская наша братия, делать все для того, чтобы Бог Духом Святым жил и действовал в нас, чтобы мы становились храмами живущего в нас Святого Духа. Тогда эти храмы преобразуются в крепости духа, в обители спасения. Тогда никакое зло и даже сам сатана не способны будут победить и разрушить эти нерукотворные храмы. И если такие храмы мы создадим в наших сердцах, то и в стране нашей больше никогда не будут разрушаться храмы, и мы будем жить по заповедям Божиим, по слову Божию, предвосхищая жизнью своей радость общения с Богом «в невечернем дни Царствия»1 Его.

Примите, Ваше Высокопреосвященство, это пасхальное яйцо в память о нашем сегодняшнем молитвенном общении и совместном причащении от единой Чаши. Храни вас всех Господь!

Христос Воскресе!

1 2-й тропарь 9-й песни пасхального канона.

213


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.