Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великой вечерни в праздник Светлого Христова Воскресения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы (4.04.2010)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ
В ПРАЗДНИК СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ
ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

4.04.2010

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит Ювеналий1, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые владыки, Ваши Высокопреподобия и Преподобия, всечестные отцы и матери, дорогие братья и сестры!

Я хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за теплые слова и за поздравление с праздником Святой Пасхи. Вера является великой силой, способной преобразовать человеческую личность и человеческое общество. Только что мы прослушали Евангелие от Иоанна о явлении Христа Спасителя после Своего Воскресения из мертвых — о том, что не было среди апостолов Фомы и не поверил он в Воскресение Господа (Ин. 20, 24-25). Ему нужны были доказательства, а доказательств не было.

Его слова не поверю, как и слова верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24) (произнесенные отцом отрока, одержимого бесом и исцеленного Богом) — сопровождают всю человеческую историю. Всегда есть люди, которым нужны доказательства. И есть те, кому они не нужны. Что же это за механизм такой, который в одних формирует веру, религиозный взгляд на жизнь, а других оставляет рав-

1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

202

 

 

нодушными в отношении веры? Некоторым кажется, что это склад ума, склонность к рациональному мышлению, свойственная многим людям, количество которых в связи с развитием науки и образования все время увеличивается. Есть мнение, что именно такая склонность людей к рационализму и предполагает необходимость требования доказательств, и у многих складывается впечатление, что люди образованные, рационально мыслящие не могут быть людьми верующими. Это заблуждение особенно сильно в наше время. Но на самом деле это совсем не так, и склонность человека к рациональному мышлению совсем не означает для него невозможности веры.

Для того чтобы убедиться в этом, достаточно привести один простой жизненный пример. И рациональные люди, и нерациональные влюбляются. Начинают любить другого человека, и, наверное, каждый, кто прошел через это состояние, по опыту своему знает, что никаких рациональных аргументов в этих обстоятельствах не существует. Мы любим человека не за то, что он такой или другой, — мы просто его любим. И самые что ни на есть рационально мыслящие люди: и великие ученые, и прагматики, поддаваясь этому чувству, вводят себя в совершенно особый мир, когда нечто важное воспринимается не разумом, а самим внутренним существом человека. До сих пор те, кто исследует человеческое сознание, не могут ответить на вопрос: что это? Некоторые называют это интуицией, внутренним голосом, какой-то внутренней силой, которая совершенно не подвластна рациональному мышлению. А ведь это только один пример! Но как много существует других примеров — когда человек погружается в мир музыки или восторгается произведением изобразительного искусства. Никаких аргументов не требуется — стихия, духовная стихия захватывает человеческое существо.

Вера — это явление того же порядка. Можно быть рациональным человеком и в то же время глубоко верующим, потому что подлинная вера никогда не основывается на доказательствах. Там, где требуются доказательства, — там нет веры, там нет любви, там нет жертвенности.

Я только что приехал из детского дома-интерната, где лежат тяжелобольные дети. Одни из них страдают синдромом Дауна, другие — церебральным параличом, а некоторые малютки вообще не имеют контакта с внешним миром. Они живут какой-то своей жизнью.

203

 

 

Я общался с замечательными людьми, которые там работают, в том числе и с нашими церковными добровольцами — молодыми юношами и девушками, которые свое свободное время посвящают уходу за этими несчастными детьми. Во время общения с персоналом в ответ на мои слова одна простая женщина, сотрудница этого детского дома, вдруг сказала мне: «Святейший! Эти дети уже с Богом. Мы только на пути, а они уже в Царствии Божием». Меня так потрясли эти слова, что я с радостью разделяю их с вами. Где же здесь доказательства? Где здесь человеческое ratio? Почему эти юноши и девушки там, среди несчастных детей? Почему они ухаживают за ними с такой любовью и с такой жертвенностью? Вера — это сила, которая входит в нас тогда, когда мы становимся способными уступить центральное место в своей жизни Богу и своему ближнему.

Вера преображает личность, общество и мир. Вера создает совершенно иную систему ценностей, в рамках которой только и может быть подлинное развитие человеческого общества. Всякая попытка разрушить эту систему оборачивается трагедией для личности, общества и государства. И нам с вами не нужно этого доказывать — мы пережили всё это на своем опыте. Вот почему сегодня задача Церкви заключается в том, чтобы словом, примером — подобным тем, о которых я только что рассказал, — менять мир к лучшему. Но мы его не изменим, пока не изменится человеческое сердце, пока вместо не поверю человек не скажет: Верую, Господи! помоги моему неверию.

Почему мы говорим об этом в день Святой Пасхи? Мы говорим потому, что Своим Воскресением Господь утверждает Свою власть: Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18). Он утверждает Свое Царство, Он ясно говорит нам, что Он победил смерть и диавола. Всё уже позади. И сегодня сопротивляться Богу, не верить, разрушать систему ценностей, формируемую религиозным началом, — значит идти против жизни, против Божественного Промысла, против воли Божией, против всего того, что Христос совершил для нас. Трудно тебе идти против рожна (Деян. 9, 5), — сказал Господь Савлу, который противился Ему. Эти слова обращены сегодня ко всему миру. Трудно идти против Бога — это всего лишь бессмысленное махание руками, бессмысленная трата энергии. Это некая ветряная мельница, которая установлена неизвестно для какой цели, — ничего

204

 

 

не мелет, а только ловит потоки ветра, вращается, и огромная энергия производится и расходуется впустую.

Для того чтобы мир, человечество имели будущее, вера должна стать доминантой. Тогда все будет получаться — и гармония в отношениях между людьми, и гармония между людьми и природой. Тогда экономика не будет перемалывать ресурсы неизвестно ради каких целей. Тогда мы не будем загрязнять наш мир ни пагубными отходами экономического развития, ни отвратительными поступками. Тогда уйдут из нашего обихода такие слова, как «кризис».

Все начинается в глубине человеческих сердец, а преобразовывать их призвана Церковь Христова. В день Святого Христова Воскресения я хочу пожелать всем нам — вам, дорогие владыки, отцы, братия, матушки игумении, монашествующие, дорогие братья и сестры, — хранить веру, преумножать ее в своем сердце, разделять свой опыт с другими людьми, творить дела милосердия и правды. Тогда наша жизнь и жизнь мира будут другими, и Христос Воскресший, победивший диавола и смерть, — с нами на этом пути! А если Он с нами, то кто против нас? (Рим. 8, 31).

Христос Воскресе!


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.