Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Рождественское послание 2000 г.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ 2000 г.

Он истинно Спаситель мира.

(Ин. 4, 42)

Дорогие отцы, братья и сестры!

Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2,10-11). Эти слова, услышанные 2000 лет назад в ночь Рождества вифлеемскими пастухами, были Откровением Бога о спасении мира. Не бойтесь, — сказал Ангел Господень людям. Действительно, время страха и безнадежности закончилось с рождением Младенца Иисуса, ибо через это рождение Бог, соединившись с человеком, установил новые отношения с людьми, соделав род человеческий сопричастным Божественной жизни. Апостол Павел исполь-

1 Иоанн Златоуст, свт. Слово на Новый год. 2//Творения в 12-ти томах. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1898. С. 769.

22

 

 

зует для описания этих отношений удивительное слово — «усыновление». Все, кто принимает Христа, кто входит в общение с Ним через таинство Церкви, становятся водимыми Духом Божиим и называются сынами Божиими (Рим. 8, 14). Потому что, — говорит тот же апостол, — вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления... Сей самый Дух свидетельствует... что мы — дети Божии (Рим. 8,15-16).

Итак, через Иисуса Христа во Святом Духе мы становимся детьми Божиими. А если дети, — продолжает апостол, — то и наследники... Божии (Рим. 8,17).

Что же дало человечеству это усыновление? Изменился ли в одночасье мир с Пришествием в него Спасителя? Стали ли все люди счастливыми и довольными жизнью? Каждый знает ответы на эти вопросы. Мир едва ли стал лучше, и жизнь человеческая, несмотря на развитие природных сил человека, едва ли стала счастливее. Страдания и скорби — по-прежнему печальное достояние нашего бытия. Сказанное не следует относить лишь к опыту недавней истории, ибо уже во времена апостольские было очевидно, что зло и страдания не исчезли, несмотря на спасение, принесенное людям Родившимся в Вифлееме. Ибо знаем, — свидетельствует тот же апостол Павел, — что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа... (Рим. 8, 22-23).

Сказанное означает, что спасение во Христе нужно понимать не как магическое действие, автоматически спасающее человека вне каких-либо усилий с его стороны, но как открытую дверь, за которой — путь, ведущий к полноте жизни, к Царствию Небесному. Дверь в преграде между Небом и землей, Богом и человеком открыта для каждого через рождение, смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа. И вот что жизненно важно: эта открытая дверь предназначена не только для тех, кто ею воспользовался и идет по пути спасения, но и для тех, кто еще блуждает во мраке и не знает пути. Ибо эта дверь никогда и ни перед кем не закроется, но будет открыта до скончания века, даруя надежду всем, кто, казалось бы, совсем потерял ее. И в самой этой надежде — спасение. Как и говорит о том апостол: ...мы спасены в надежде (Рим. 8, 24).

Итак, не бойтесь, ибо через Иисуса Христа нам дарована надежда и обещано усыновление Богу. Если Бог за нас, кто против нас?

23

 

 

(Рим. 8, 31). Если Бог с нами, то кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим. 8, 35). Нет такой силы, которая была бы способна победить Бога, а значит, перечеркнуть то, что совершил в истории Господь наш Иисус Христос. Его дело непреодолимо и непобедимо. Он действительно Спаситель мира.

На этом убеждении должно основываться отношение христианина к прошлому, настоящему и будущему. Не прекраснодушный и наивный оптимизм и не мрачный пессимизм, а духовно трезвый взгляд, способный видеть победу Христа над силами зла даже тогда, когда зло внешне торжествует.

Закончился XX век, а вместе с ним и второе тысячелетие от Рождества Христова. Что ожидает нас в будущем? Что ожидает Россию, что ожидает человечество? Не следует верить ни мрачным прогнозам, мучающим людей страшными картинами близкого конца света, ни фантастическим предсказаниям светлого и непременно счастливого для всех будущего. Будущее зависит от того, каким будет человек будущего. Если люди в безмерном себялюбии и в буйстве страстей разрушат богозданную нравственную свою природу и уподобятся зверям, то погубят и себя, и окружающий их мир. Если сохранят свое человеческое лицо и достоинство, то сохранят и себя, и свою цивилизацию.

Не бойтесь, — призывает Ангел, провозглашая весть о рождении Спасителя. Этот призыв есть призыв оставить всякий страх, в том числе и страх перед неведомым будущим. Не должно быть страха там, где живет вера во Христа как истинного Спасителя мира.

Прощаясь с веком двадцатым, не забудем и того, что именно в этом веке был дарован человечеству особый пример нерушимой и всепобеждающей веры во Христа. Десятки, если не сотни тысяч наших соотечественников остались верными Господу даже до смерти (Флп. 2, 8), несмотря на страх пыток и ужас смерти, несмотря на видимое торжество зла и неправды. Они умирали оклеветанными и опозоренными, нередко в одиночестве и безвестности, но с твердой верой, что Христос — истинный Спаситель мира. Этот опыт мученичества и исповедничества свидетельствует о сохранении в нашем народе верности Христу даже в самых тяжких обстоятельствах. И на этой жестокой и одновременно славной странице отечественной исто-

24

 

 

рии основываем мы нашу убежденность в истинности слов апостола Павла, ...что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38-39).

С этим убеждением и с надеждой на милость Божию, твердо и спокойно переступив черту, отделяющую века и тысячелетия, войдем в Новое лето благости Божией!

С праздником Рождества Христова и Новым, 2000-м годом, поздравляю всех вас, дорогие отцы, братья и сестры!

Да благословит Господь каждого из нас, да благословит Господь Россию!

Рождество Христово 1999/2000 г. г. Смоленск 


Страница сгенерирована за 0.68 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.