13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Пасхальное послание 2008 г. (26.04.2008)
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 2008 г.
26.04.2008
Христос Воскресе!
Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с великим и светозарным праздником Воскресения Христова, со спасительной Господней Пасхой!
Праздник Пасхи в сознании нашего народа соединяется с радостным весенним восприятием жизни. Весна — это пробуждение, пробуждение от сна, от некоего подобия смерти. Зимой природа засыпает, и ее сон очень напоминает смерть, ибо не видно признаков жизни; но это зимнее успение не вызывает страха, поскольку каждый знает, что после зимы непременно наступит весна, а вместе с ней — воскресение, казалось бы, умершей природы.
Для каждого человека наибольшей опасностью, самым страшным является смерть. В сознании большинства людей это конец, конец самого дорогого — жизни. Если даже многие из нас, будучи вовлечены в перипетии каждодневных забот, не очень думают о смерти, то тем не менее сам факт смерти никого не оставляет равнодушным: одного пугает, другого делает духовно и нравственно безразличным. Но и в этом безразличии — страх и уныние.
Воскресение Христово — это свидетельство о победе жизни над смертью. Христос воскрес как Сын Божий и как Сын Человеческий победил смерть.
Но если смерть есть синоним нескончаемого горя и страдания, то что означает победа Христа над смертью? Эта победа означает торжество радости над страданием, торжество жизни над небытием.
Праздник Пасхи есть великое утверждение оптимистичного, подлинно христианского восприятия жизни, которое не мирится со смертью и разрушением человеческой личности. Этот христианский оптимизм не есть прекраснодушное, сентиментальное восприятие истории. Христианский взгляд на жизнь — это взгляд доброжелательный, но одновременно и осмотрительный. Христианин призван
160
отличать добро от зла, ибо имеет в Слове Божием и в учительстве Церкви непреходящее мерило, способное помочь такому различению. Христианский взгляд на историю исполнен как оптимизма, ибо Христос Воскресением Своим победил зло, так и одновременно духовного трезвения и бдительности, ибо хорошо известно, что, по слову Божиему, диаволу дана власть над всеми... царствами (Лк. 4, 6). Понимание того, что власть над царствами мира принадлежит диаволу, помогает христианину выбрать правильное отношение к ценностям сего мира.
Взирая на историю, мы можем убедиться в том, что все эти бесконечные насильственные захваты власти, оправдываемые ссылками на справедливость и заботу о людях, перекраивание границ, использование силы или угрозы силой, попрание элементарных норм права, достижение своекорыстных целей путем лицемерия и обмана, — все это отнюдь не хаотические действия отдельных политиков, а реальность, подчиненная тому, о чем сказано в Евангелии, — власти диавола. В чем же состоит жизненная задача христианина перед лицом этой власти? Может быть, следует уйти в пещеру, подобно пензенским сидельцам, или в изоляцию от мира, как призывают нас некоторые современные лжеучителя? Но мы не можем уйти в изоляцию, не можем спрятаться в пещере, потому что Сам Господь апостолам, а через них и нам сказал: Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир (Ин. 17, 18). Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Ин. 17,15).
И мы как Церковь Божия, как наследники Спасителя, как продолжатели Его служения принимаем эту заповедь. Зачем Господь пришел в мир, где все царства преданы диаволу, зачем вступил Он в борьбу с силами зла, зачем послал Он Своих апостолов по всему лицу земли, почему великие наши предшественники, соединив веру с творческим вдохновением, создали великую христианскую культуру, предопределившую развитие науки и искусства, высокую самоорганизацию общества? Все это происходило потому, что Господу было угодно вовлечь Свое творение в целом и каждого человека в отдельности в космическую борьбу добра со злом. Мы не знаем, почему Бог, Творец вселенной, возжелал иметь нас Своими союзниками в этой борьбе. Ответ на этот вопрос превышает наше человеческое разумение. Но каждый из нас должен знать, что он не может уклониться от этой
161
борьбы. Она настигает нас везде. От нее нельзя укрыться. Мы или с Богом, или с диаволом; либо с добром, либо со злом; либо с правдой, либо с ложью.
Воспоминание о Воскресении Спасителя помогает многим из нас избрать свою жизненную позицию. Сказать «да» Богу и «нет» диаволу. Сознательно и разумно войти в космическую борьбу добра со злом с полной уверенностью, что победа — за нами, ибо Христос воскрес и Своим Воскресением победил зло и неправду. Как весна побеждает зиму, как зимнее успение сменяется воскресением природы, так и во Христе мы побеждаем зло и, преодолевая притяжение смерти, обретаем бессмертие. Об этой победе свидетельствовал апостол Павел, восклицая: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55).
В этот святой день от всего сердца желаю всем нам — возлюбленному Отечеству, народу нашему и каждому из нас — возрастать в мире, любви и единомыслии, дабы иметь силу противостоять злу и неправде.
Верим, что Господь не оставит всех тех, кто как «добрый воин» вместе с Ним готов соучаствовать в борьбе со злом. В той борьбе, что имеет своим результатом не только устроение земной жизни по Божественному закону добра и правды, но и открывает для каждого, кто со Христом, врата жизни вечной.
Воистину Воскресе Христос!
Пасха Христова 2008 г. г. Смоленск
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.