13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Пасхальное послание 2007 г. (7.04.2007)
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 2007 г.
7.04.2007
Клиру, монашествующим и благочестивой пастве
Христос Воскресе!
Каждый год в первое воскресенье после полнолуния, наступающего после весеннего равноденствия, православные христиане вспоминают страдания, смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа, которые произошли более двух тысяч лет назад в то же самое время года. Эти воспоминания составляют содержание самого великого
153
церковного праздника, называемого новозаветной, или христианской, Пасхой. Если ветхозаветная пасха была установлена в честь спасения израильтян от египетского рабства, то в Пасхе христианской празднуется избавление всего человеческого рода от рабства диаволу. Господь Иисус Христос, Сын Божий и Сын Человеческий, пришел в мир для того, чтобы исполнить древнее обещание, данное Творцом первым людям на заре человеческой истории. В этом обещании содержалось указание на вражду, которая будет между диаволом и людьми, потомками праматери Евы. Вот в каких словах дано было это пророчество: И вражду положу между тобою (то есть диаволом) и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 15). Это библейское пророчество, данное сразу после грехопадения первых людей, имеет величайшее значение. В нем приоткрывается тайна человеческой истории, в центре которой — невидимая, но реальная борьба между добром и злом, между светом и тьмой (Ин. 3,19-20; Ин. 7, 7).
Если под семенем жены следует понимать как весь человеческий род, так и в прямом смысле тех, кто борется со злом, то под семенем диавола — сынов погибели (Ин. 17, 12), противления (Еф. 2, 2; 5, 6; Кол. 3, 6), сынов диавола (Ин. 8, 44; Деян. 13,10). Как из среды этих наследников и детей диавола Священное Писание особенно выделяет одного великого противника, человека беззакония и сына погибели, то есть антихриста (2 Фес. 2, 3), так в полной параллели с этим выделяет и одного Великого Потомка, рождаемого от жены (Гал. 4, 4-5), как Победителя над диаволом. Этот Великий Потомок праматери Евы и есть Господь Иисус Христос. Спаситель победил диавола Своим словом, которое сильнее и убедительнее всякого человеческого слова и всякой человеческой мудрости. Он победил диавола Своим терпением, которое не удалось сломить жесточайшими пытками и мучительным умиранием на Кресте. И, наконец, Он победил его Воскресением, ибо в Воскресении упразднилась смерть, которая была апогеем борьбы диавола с Сыном Божиим. Поглощена смерть победою, — восклицает апостол Павел словами пророка, — Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 54-55; Ис. 25, 8; Ос. 13,14).
Однако Воскресением Христовым не завершилось вселенское космическое противостояние добра и зла, о котором было сказано в первом пророчестве (Быт. 3,15). Вражда между семенем жены и семенем диавола, начавшись с момента грехопадения первых людей, проходит
154
через всю мировую историю. Для диавола это борьба со смертельным исходом, ибо он поражен в главу силой Воскресения, для людей же, потомков Евы, — с незначительным уроном: ужалением в пяту. Однако это ужаление нередко воспринимается как удар страшной и непреодолимой силы, как некая победа зла. Порой нам действительно кажется, что зло торжествует, что диавол сильнее Бога, а зло сильнее добра. Напуганные или соблазненные злом, мы нередко встаем на его сторону, наивно полагая, что с его помощью сможем решить свои личные или даже общенациональные задачи.
Так бывало в прошлом, когда народ наш, отказавшись от Бога и потеряв способность отличать добро от зла, совершал злодеяния, думая, что тем самым служит добру и правде. Так и сегодня многие считают возможным осуществлять свои желания, опираясь на зло и неправду, используя греховные средства для достижения поставленных перед собой целей. Размышления о смысле и значении Христова Воскресения должны помочь понять разницу между смертельным ударом в голову и досадным и раздражающим ужалением в пятку. Тот, кто избирает себе в союзники зло, обрекается на поражение, встает в ряды побежденных. Никакого подлинного благополучия, радости и счастья невозможно достигнуть злыми средствами. Зло, проистекающее от побежденного диавола, не может обеспечить победы. Победа за теми, кто со Христом. Сказанное имеет отношение к нашей повседневной жизни и к жизни вечной, ибо борьба добра со злом, в которой злу нанесено смертельное ранение Воскресением, завершится тогда, когда Христос, вступив в борьбу с антихристом, убьет его духом уст Своих (2 Фес. 2, 8), завершив драму человеческой истории и открыв новую страницу жизни, где не будет зла, но будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28).
Свидетельствуя ближним и дальним о Воскресении Спасителя, вместе с апостолом Павлом возблагодарим Бога, даровавшего нам победу Господом нашим Иисусом Христом (1 Кор. 15, 57).
Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю со светлым праздником Святой Пасхи! Желаю всем вам сохранить и приумножить веру в спасительную силу Воскресения Христова!
Воистину Воскресе Христос!
Пасха Христова 2007 г. г. Смоленск
155
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.