13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Рождественское послание 1997 г.
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ 1997 г.
Дорогие отцы, братья и сестры!
Празднование Рождества Христова вновь напоминает о великом значении этого события для всей человеческой истории и для каждого из нас.
Бог, сотворив человека разумным и свободным, предназначил его к безграничному и всестороннему совершенству. Указание на это содержится в Священном Писании, где говорится, что человек создан по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26). Слово «подобие», по разумению святых отцов и учителей Церкви, предполагает развитие, устремление к совершенству. Уподобиться Богу означает достичь совершенства, явить красоту Божию в человеческой жизни.
Библейское повествование о творении свидетельствует также и о том, что Бог сотворил мир незавершенным и предназначил человека возделывать и хранить его (Быт. 2,15), соучаствуя с Ним, Творцом, в совершенствовании и завершении творения. Иными словами, человек призван не только к личному совершенству, но и к совершенствованию окружающего его мира, к тому, чтобы стать соработником Бога. Безграничное совершенствование человеческой личности, участие в совершенствовании Творения, соработничество Богу — эти истины так возвышенны и велики, что кажутся далекими от сегодняшних проблем. И тем не менее именно эти истины составляют по воле Божией смысл и назначение человеческой жизни. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48), — призывает нас Слово Божие.
16
Значение празднуемого ныне события в том, что через рождение Иисуса Христа эти великие и возвышенные истины стали реальностью, в полной мере осуществились в Личности и земной жизни Спасителя. Приняв через таинственное рождение от Девы Марии человеческое естество, Сын Божий становится Сыном Человеческим, становится одним из нас для того, чтобы пройти трудным путем человеческой жизни, полной тревог, искушений и скорбей. И Он прошел этим путем, в полной мере осуществив замысел Божий о человеке, достигнув, как Человек, подлинной цели бытия — абсолютного совершенства, полного соединения с Богом, Богоподобия Своей человеческой природы.
Из Евангелия мы узнаём, что Христос учил и исцелял больных; Он пришел в мир как Спаситель, как друг бедных и угнетенных. Он был в первую очередь с теми, кого изгоняло общество. И там, среди страданий и болезней, Он осуществлял Свое служение, преобразуя мир, совершенствуя помраченное и искаженное грехом творение.
Во Христе мы имеем живой пример, свидетельствующий о возможности осуществить цель человеческого бытия так, как она предначертана замыслом Божиим. Через Него мы получаем также знание и силу, дабы пытаться самим следовать этому примеру. Через рождение Спасителя верующий христианин получает реальную возможность осуществить в своей жизни цели, предначертанные Творцом.
Строя жизнь в соответствии с нравственными требованиями Божиего закона, укрепляясь через Церковь силой Божественной благодати, христианин, преодолевая зло и неправду в самом себе и вокруг себя, способен созидать вечные и непреходящие ценности: добро, любовь, мир и справедливость. Созидание этих ценностей возвышает человека, делает жизнь более светлой и счастливой. Призванные не только к личному совершенству, но и к хранению и совершенствованию окружающего нас мира, мы должны чутко воспринимать происходящее вокруг нас, содействуя всему, что умножает добро и пресекает зло. Созидание ценностей, определяющих смысл человеческого существования, осуществляется в конкретных условиях человеческой жизни, в общении с окружающими нас людьми.
Происходящие в нашей стране перемены, с одной стороны, являют собой знак надежды, с другой — вселяют разочарование и страх. Реальностями жизни стали политические и гражданские свободы,
17
свобода мировоззренческого выбора и самоопределения личности. Как результат — свободные выборы минувшего года, значительные успехи в возрождении религиозной жизни страны, возрастающая экономическая и политическая активность многих граждан. Однако совершенно очевидно и другое: в стране сложилась ситуация, при которой лишь небольшое число людей могут в полной мере использовать открывающиеся возможности. Мы являемся свидетелями массового обнищания нашего народа, опасного расслоения общества на богатое меньшинство и бедное большинство. Особую боль у Церкви вызывает положение пенсионеров, инвалидов, учащейся молодежи, военнослужащих и всех тех, кто месяцами не получает средств к существованию. Сознавая всю тяжесть нынешнего положения в стране, Священный Синод нашей Церкви на своем последнем заседании в минувшем году призвал руководство страны, руководителей субъектов Федерации, представителей законодательной и исполнительной ветвей власти, работодателей, всех тех, на ком лежит ответственность за неуплату пенсий, зарплат, пособий и стипендий, осознать необходимость экстренного решения этой проблемы. Церковь сегодня напоминает о том, что человеческая жизнь, здоровье и благосостояние граждан должны быть безусловным приоритетом при распределении материальных средств, при выработке экономической и социальной политики. Церковь заявляет, что невыплата денег, заработанных честным трудом, является преступлением перед человеком и грехом пред Богом. Священное Писание говорит: Не обижай наемника, бедного и нищего... в тот же день отдай плату его... чтоб он не возопил на тебя Господу, и не было на тебе греха (Втор. 24,14-15).
Рождество Христово, обновляя и укрепляя нашу веру, помогает нам не терять надежды среди тягот и невзгод повседневной жизни. От души поздравляю всех вас, дорогие мои братья и сестры, с этим великим праздником, желаю каждому через личное сопричастие к тайне Рождества обрести силы, дабы остаться верными единому для всех нас призванию — быть человеком по замыслу Творца.
Рождество Христово 1996/97 г. г. Смоленск
18
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.