13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Пасхальное послание 2003 г. (26.04.2003)
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 2003 г.
26.04.2003
Клиру и благочестивой пастве
Христос Воскресе!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Все, что совершил Господь во время Своей земной жизни, ради нас и нашего ради спасения, обрело свое непреходящее значение через Его Воскресение из мертвых. Рождение в Вифлееме, крещение в водах Иордана, Его проповедь и великое учение, совершённые Им чудеса, наконец, страдания и крестная смерть — все эти события, все сказанное и совершенное Им не должно было утратить своей силы с окончанием земной жизни Спасителя. Содеянное Им однажды должно было реально существовать и действовать в каждый момент времени в течение всей человеческой истории до самого ее завершения.
Какой силой постоянно проявляется в действительности то, что совершил Господь две тысячи лет назад, что делает сказанное Им тогда существенным и актуальным для каждого момента истории? Этой силой является сила Святого Духа. Воскресший Христос даровал Церкви, общине верующих в Него людей, Свой Божественный Дух. Обычный человек, как бы велик он ни был и как бы велико ни было влияние его дел и личности, умирая, уходит в прошлое. Совершенное им дело может его пережить, но успех дела более от него, усопшего, не зависит. Он зависит от людей, продолжающих это дело. Воскресший Христос изливает Свой Божественный, исходящий от Отца Дух на учеников (Ин. 20, 22), на Церковь (Деян. 2, 33). Он не оставляет Своих учеников сиротами (Ин. 14, 18), не оставляет и Своего совершённого на земле дела, но продолжает осуществлять его через Святого Духа. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину... Он... от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16, 13-14), — говорит Господь в прощальной беседе со Своими учениками. Поэтому все, что совершил Господь и чему Он научил Своих учеников, силой Святого Духа продолжает жить и действовать сегодня, имея столь же благодатное и спасительное воздействие на людей.
Это таинственное, но реальное осуществление в действительности того, что некогда совершил Господь, имеет место в Церкви, в общине
136
веры. Церковь в молитве призывает Святого Духа, Который претворяет некогда совершённое Христом в реальность современной жизни, что именуется Таинством. В центре Таинства — воспоминание о деяниях, совершенных Христом. Но это не обычное человеческое воспоминание, воскрешающее в памяти прошлое. В Таинстве воспоминание осуществляется не силой человеческой памяти, а силой Святого Духа (Ин. 14, 26).
Каждый христианин принимает таинство Крещения. Через это Таинство Святой Дух вводит крещаемого в пасхальные события. Крещение соединяет верующего со смертью, погребением и Воскресением Спасителя (Рим. 6, 3; Кол. 2, 12). Погружение крещаемого в воду символизирует смерть и погребение Господа, а выход из воды — Его Воскресение. Силой Святого Духа крещаемый становится реальным соучастником смерти и Воскресения Спасителя, вместе с Ним соумирая и совоскресая (Рим. 6, 8-9); соединяясь с Ним подобием смерти Его... и подобием воскресения (Рим. 6, 5). Таинство Крещения является пасхальным Таинством: события Пасхи Христовой, смерть и Воскресение Спасителя через таинство Крещения силой Святого Духа осуществляются в действительности по отношению к крещаемому. Своей смертью на Кресте Господь освободил человеческий род от безраздельной власти зла, осудил грех во плоти (Рим. 8, 3), через Воскресение — первым (Кол. 1, 18) победил смерть и вошел в новый, искупленный мир. В крещении нечто подобное происходит и с крещаемым. Апостол Павел говорит об этом так: ...быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас... оживил вместе с Ним, простив нам все грехи (Кол. 2, 12-13). В крещении верующий освобождается от тяготевшей над ним власти греха и входит в новую жизнь, где силы зла не способны господствовать безраздельно, отторгая его от Бога. Эта новая жизнь открывает для человека возможность постоянно находиться в общении с Богом, получая от Него укрепляющую силу — дар Святого Духа.
Сказанное не означает, что крещение само по себе сообщает человеку совершенство. От воли крещаемого зависит принятие или отвержение той возможности, которая открывается в этом таинстве. Принимая крещение, верующий вступает в жизнь, полную трудностей и борьбы. Но он не одинок в этой жизни. Святой Дух пребывает
137
с ним, даруя силы для преодоления зла и неправды, просветляя его ум, укрепляя волю, очищая чувства и руководя его жизнью. Жизнь истинно верующего человека — это жизнь по духу (Рим. 8, 4, 9), она исполнена подлинной духовности, непреходящей новизны и внутренней силы. В этой жизни побеждаются тяготеющие над человеком инстинкты и низменные страсти: блуд, нечистота, злоба, вражда, зависть, стяжательство, жадность, ненависть, гнев, злоречие, сквернословие, пьянство, ложь (Гал. 5,19-21; Кол. 3, 5-9) и является плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Именно в победе человека над своими слабостями и пороками созидается подлинная духовность, т. е. устрояется жизнь не по плоти, но по духу (Рим. 8, 9). В этой жизни человек познаёт самого себя, в полной мере раскрывает свои возможности, обнаруживая красоту заложенного в его природе образа Божия.
Божия красота, раскрывающаяся в человеческой личности, способна преобразовать окружающий нас мир. Именно эту нравственную красоту имел в виду великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский, когда утверждал, что красота спасет мир1. Да, действительно, нравственная красота человека есть не только идеал, не только цель, но и средство преображения мира, ибо несовершенство окружающего нас мира имеет своей первопричиной внутренний разлад, потерю целостности человеческой личности.
Через Воскресение все, соделанное Христом, обрело вечное и непреходящее значение для рода человеческого. Совершенное Им дело спасения и провозглашенный Им закон жизни силой Святого Духа через таинства Церкви становится реальностью для сменяющих друг друга поколений людей. В этой реальности раскрывается подлинный смысл и подлинная красота бытия. Да поможет всем нам Воскресший Господь открыть для себя и в полной мере усвоить этот смысл и эту красоту.
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе Христос!
Пасха Христова 2003 г. г. Смоленск
1 Достоевский Ф. М. Идиот. Ч. 3. V.
138
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.