Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Пасхальное послание 1998 г. (18.04.1998)

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 1998 г.

18.04.1998

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры!

Весть о Воскресении была впервые провозглашена очевидцам этого события — святым апостолам, затем запечатлена ими на страницах Священного Писания и бережно сохранена на протяжении двух тысячелетий в христианской общине, именуемой Церковью.

120

 

 

Событие Воскресения Христова выходит за границы человеческого опыта, а потому не может быть воспринято и усвоено одним только разумом, как воспринимаются и усваиваются нами события истории. Даже апостолы были смущены, услышав весть об опустевшем гробе (Лк. 24, 11). Но затем последовали явления Воскресшего Спасителя: перед учениками предстал их Учитель не как призрак, но со Своим собственным телом (Мф. 28, 9; Ин. 20, 20, 27). Апостолы видели Его, прикасались к Нему (Лк. 24, 36-40; Ин. 20,19-29) и принимали пищу вместе с Ним (Лк. 24, 30; Деян. 10, 41). Через Воскресение Он явился Сыном Божиим в силе (Рим. 1, 4), ибо кто, кроме Бога, мог разорвать узы смерти? Открылся Господом и Христом (Деян. 2, 36), Начальником и Спасителем (Деян. 5, 31), Судией и Владыкой над живыми и мертвыми (Деян. 10, 42; Рим. 14, 9). В этом раскрывается глубокий смысл Его земной жизни: она была явлением на земле Бога, Его любви, Его благодати (Тит. 2, 11; 3, 4).

Божественность Христа, явленная миру через Воскресение, придает особое, непреходящее значение всему тому, что совершил и чему учил Господь. Его слова, запечатленные в апостольской проповеди, — суть слова Самого Бога, сказанные людям ради их спасения, то есть ради достижения ими подлинной цели жизни. Это означает, что исполнение Его слов способно привести людей к осуществлению смысла жизни, а значит, и сделать их счастливыми. Учение Христа Спасителя заключает в себе конкретные нравственные требования, нравственные нормы, без которых человеческая жизнь лишается своего смысла, превращается в жизнь нечеловеческую. Забвение этих норм повергает людей в хаос вседозволенности, бездушного эгоизма, черствости и жестокости, порождает ложные, а нередко и опасные жизненные идеалы.

Нравственные евангельские нормы не навязаны людям. Они являются словесным выражением того нравственного закона, который Бог вложил в природу человека и о котором каждому из нас свидетельствует голос нашей совести. Это Богом созданное нравственное начало в человеке помогает людям отличать добро от зла и совершать дела добра и правды, даже не зная евангельских заповедей (Рим. 2, 14-15). Однако значение Евангелия в том, что оно подчеркивает непреходящее значение нравственных норм для достижения цели человеческой жизни и напоминает о нравственности тогда,

121

 

 

когда голос совести заглушен грехом и не способен свидетельствовать о добре и зле (1 Тим. 4, 2).

Евангелие учит нас мотивировать свои поступки нравственными нормами христианства и применять эти нормы к конкретным жизненным ситуациям. Именно так осуществляется практическая связь между верой и жизнью, христианскими убеждениями и поступками, которые мы совершаем. В последние годы все больше людей считают себя православными, посещают храмы, отмечают церковные праздники и стараются соблюдать пост. Это отрадное явление закономерно. Оно являет собой ответ многих на трагедию безверия и бездуховности.

И теперь, когда вера становится достоянием значительной части нашего народа, очень важно, чтобы пришло осознание необходимости тесной взаимосвязи между верой и жизнью. Вера — это не только традиции и обычаи, но реальный духовный опыт, убеждения и соответствующий этим убеждениям образ жизни. Оценить всю важность и все значение веры для личной, семейной и общественной жизни, оценить значение Православия для России мы сможем в полной мере лишь тогда, когда научимся мотивировать свои поступки и свое поведение нравственными нормами веры. Воскресший Христос есть действительно путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6), но осознать это возможно лишь через живой опыт веры. Никакие умозрения и никакая теория не способны убедить в этом людей, чей образ жизни исключает Христа и игнорирует принесенное Им слово.

Сегодня многие вопрошают: что делать, куда идти, кого слушать, кому верить, на что надеяться, ибо в смятении души людей. У Церкви один ответ: нет иного пути, кроме пути веры. Этот путь не отмечен политическими программами и экономическими рецептами. Церковь не предлагает и по природе своей не должна предлагать советы по обустройству хозяйственной или политической жизни страны. Но она провозглашает истины, способные духовно возвысить и обогатить человека, сделать его духовно бдительным и зорким. Именно в этой бдительности и в этой зоркости нуждается сегодня наш человек, смущаемый и искушаемый многими, кто стремится к власти и могуществу. Здоровое и непомраченное нравственное чувство помогает отличать добро от зла, отделять пшеницу от плевел. Оно содействует формированию религиозного, национального и культурного самосознания народа, способного удержать страну от еще больших

122

 

 

потрясений и подвигнуть народ на возрождение своего Отечества и своей жизни.

Пусть же сила Божия, явленная миру через Воскресение Спасителя, умножит наши силы, дабы разумом, волей и сердцем, просвещенными верой, обрести нам путь жизни. Всех вас, дорогие мои братья и сестры, я поздравляю с праздником Пасхи Божией спасительной!

Воистину Воскресе Христос!

Пасха Христова 1998 г. г. Смоленск


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.