13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Пасхальное послание 1997 г. (25.04.1997)
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 1997 г.
25.04.1997
Христос Воскресе!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Ныне Церковь празднует великое событие — Воскресение Христово. Это событие она называет победой над грехом, основанием нашей веры: А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15,17), — говорит апостол Павел. Почему событию Воскресения усваивается такой смысл? По той причине, что без Воскресения теряется значение всей земной жизни Спасителя, Его подвиг заканчивается поражением. И в самом деле, что означала бы для Его учеников и последующих поколений людей та борьба, которую Он вел со злом, несправедливостью, ложью и болезнями, если бы она завершилась только крестом, то есть казнью, поражением?
Такой конец означал бы одно: зло непобедимо, нет силы, способной его преодолеть, каждый человек и весь мир обречены, ибо в конце концов зло возьмет верх. Но Воскресение Христа открывает иную перспективу: несмотря на свою кажущуюся силу, зло в нашем мире — бессильно. Оно не способно вечно торжествовать над миром. Христос победил зло в его наивысшем проявлении — в смерти. И эта победа есть не только Его достояние. Все человечество и весь мир имеют возможность вместе со Христом разделить эту победу, а значит — обрести прочную уверенность в способности противостоять злу во всех сферах личной и общественной жизни. Эту возможность люди находят в вере. Вера соединяет нас со Христом и делает сильными. Через веру мы становимся Его учениками, продолжателями Его дела.
Но победа Христа над злом не уничтожила самого зла. Мир после той таинственной ночи Воскресения автоматически не стал лучше. Воскресение, как и все, что совершает Бог, не ограничивает свободы человека и не отменяет физических законов, положенных в основу существования нашего мира. А это означает, что наше соучастие в победе Христа есть каждодневная борьба со злом под знаком надежды на конечную победу. И основание этой надежды — слова апостола Павла: Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть (1 Кор. 15, 25-26). Значит, и смерть как наивысшее проявление зла оконча-
118
тельно истребится, и будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28). Это есть перспектива вечной жизни со Христом в Боге, когда в конце веков Господь откроет Свое присутствие и наполнит Собою все мироздание. Для тех, кто стоял на стороне зла, — это будет ад, для тех, кто утверждал добро, — рай.
На пути к этой конечной цели бытия каждый человек не единожды в своей жизни проходит через дилемму, через трудный и порой даже мучительный выбор между добром и злом. Добро требует восхождения, зло — нисхождения. Подниматься труднее, чем спускаться. Идти по пути зла означает идти на голос своих инстинктов и страстей, брать, а не давать, жить по законам, которые диктует нам наша плоть. На этом пути — погоня за удовольствиями и материальными благами, за властью и престижем, за всем тем, что дает право распоряжаться другими и постоянно повышать уровень потребления. На этом пути используются любые средства для достижения цели: ложь, предательство, лицемерие, а если потребуется, то и кровавые преступления. Конечно, не каждый, идущий этим путем, предатель или преступник, способный пролить кровь. Этим путем идут множество внешне вполне добропорядочных людей, которые искренне убеждены в правоте и разумности своей жизненной позиции. Горе этих людей в том, что они не видят конца своего пути, края, за которым — бездна. Зло обладает способностью распространяться и захватывать все новые и новые рубежи. Если ему не дается отпор в малом и незначительном, оно распространяется на большое и значительное. У идущего по пути зла нет иной перспективы, как полностью подпасть под его страшное владычество. А владычество зла есть ад.
Путь добра — путь восхождения. Он требует усилий и напряжения. Это путь борьбы с самим собой, с инстинктивным началом в человеке. Победа в этой борьбе означает господство духа, через которое природная стихия подчиняется нравственному закону. Такая борьба по сути своей означает борьбу за Человека, ибо Человек отличается от животного способностью действовать в соответствии с нравственными требованиями, вопреки природной стихии. Свидетельством такой победы является готовность человека не брать, а давать, раскрывать себя и свои способности для другого. Жизнь, ориентированная не в сторону своего собственного «я», а в сторону ближнего, и есть подлинная человеческая жизнь, в которой обнаруживаются
119
и созидаются такие непреходящие ценности, как любовь, мир, правда. Эти ценности формируют то, что люди называют человеческим счастьем. Выбор пути добра есть решение проблемы жизни, обретение ее высшего смысла. Собственно, путь добра — это и есть путь жизни, ибо ведет к соучастию в конечной победе над злом, к соучастию в вечной жизни в Боге.
Выбор между двумя путями стоит не только перед личностью, но и перед обществом. В условиях нашей столь непростой, подчас жестокой повседневности весьма отчетливо виден путь зла; и многим кажется, что это единственный путь, что другого просто не существует и все мы обречены идти по этому пути. Однако такое ви́дение жизни неверно. Воскресение Христово указывает нам на возможность иметь перед собой иной путь, путь добра, ведущий к победе над злом и неправдой. От нашего выбора зависит не только наше личное благополучие, но и благополучие, а может быть, и само существование нашего Отечества.
«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», — воспевает ныне Святая Церковь. Принимая Воскресшего Христа, исповедуя нашу веру в Него, мы тем самым свидетельствуем нашу готовность идти за Ним по пути жизни, утверждая надежду на окончательную победу Воскресения.
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе Христос!
Пасха Христова 1997 г. г. Смоленск
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.