Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Пасхальное послание 1995 г. (22.04.1995)

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 1995 г.

22.04.1995

Христос Воскресе!

Вновь Пасхальный светлый праздник пришел в нашу жизнь, открывая возможность каждому, кто желает, соприкоснуться с тайной

112

 

 

Воскресения Христова. Через благочестивое прикосновение к этой тайне мы обретаем особое знание. Оно, в отличие от обычных знаний, содержит не рациональные истины, требующие доказательств, а живой религиозный опыт, опыт общения с Богом.

В день Воскресения Христова этот опыт особенно ярок и радостен. Господь является нам как Победитель зла и неправды, ибо Его страдания и крестная смерть завершаются Воскресением. Пасха Христова — это день победы Бога над диаволом, добра над злом, света над тьмой. Победы, которые люди одерживают друг над другом в истории, могут быть преданы забвению, их результаты могут быть пересмотрены. Победу Христа нельзя отменить.

Воскресший Христос, по слову апостола Петра, есть камень, который, если и отвергают строители, все равно остается тем краеугольным камнем, без которого невозможно никакое строительство (Деян. 4, 11; Пс. 117, 22). В этом свидетельстве — ясное указание на то, что последствия Воскресения не зависят от нашего к ним отношения. Мы можем верить во Иисуса Христа или не верить, принимать Его Воскресение или отвергать, но победа, совершенная Им, никогда не обернется поражением, Победитель никогда не станет поверженным. Более того, по слову того же апостола, кроме Иисуса Христа, ...нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4,11-12).

Именно поэтому для нас самих должно быть далеко не безразличным наше отношение к Воскресению Христову. Если умом и сердцем мы принимаем Христа и Его победу над злом, то через это приятие становимся соучастниками совершенного Им дела, встаем в один ряд с теми, кто утверждал и утверждает эту победу в истории, кто избирает добро; нужно знать, что такой выбор есть. Сказанное относится и к личности, и к обществу, и к народу.

В прошлом наш народ сделал должный выбор — выбор в пользу духовно-нравственного идеала, который был им усвоен через православную веру. Этот идеал был назван Святой Русью. Наши благочестивые предки относились к материальным условиям жизни как к необходимым и употребляли значительные усилия для того, чтобы улучшать эти условия, обустраивая свою страну. Но делая это, они в первую очередь стремились к утверждению духовного изменения жизни. Материальное благополучие было не самоцелью, а вспомогательным

113

 

 

средством, призванным поддержать земное бытие, ориентированное на духовные цели.

Подчинение жизни духовному началу преобразует и личность, и общество. Опыт истории, да и наша современность показывают, что, напротив, забвение духовно-нравственных идеалов делают жизнь страшной: люди теряют ориентиры, разобщаются, утрачивают некую общую цель. В таких случаях на первый план неизменно выходит стремление к материальному обогащению и плотским наслаждениям. Это стремление становится главной, а нередко и единственной целью человеческой жизни. Ради ее достижения используются любые средства. Общество, утратившее духовно-нравственный идеал, неизбежно становится преступным. В таком обществе теряется цена человеческой жизни, распадаются отношения между людьми, на место общности приходит отчуждение. Ничем не сдерживаемые страсти и инстинкты подталкивают человека к поступкам, присущим животным. Человек, утративший духовно-нравственный идеал, общество, потерявшее высокую объединительную идею, могут стать объектом любых политических манипуляций и идеологических влияний. Все это, к сожалению, имеет место в нашей жизни. А чем иным можно объяснить легкость, с которой обманывают сегодня наш народ многие политики, различного рода авантюристы или заезжие миссионеры?

За более чем тысячелетнюю историю наш народ неоднократно подвергался смертельным опасностям: нашествиям иноплеменников, междоусобным войнам, революциям... — и всякий раз находил в себе силы на их преодоление.

В этом году мы празднуем 50-летие всенародного подвига — Победы в Великой Отечественной войне. В благоговении склоним головы наши и помолимся об упокоении вождей и воинов, жизнь свою за Отечество положивших, а также о всех погибших и злодейски замученных в эти суровые годы. Вечная им память! Благодарность и низкий поклон тем, кто, пройдя страшными дорогами войны, остался жив и кто ныне являет нам свидетельство героизма и жертвенности нашего народа. Всех защитников Отечества объединяло тогда святое чувство любви к своему народу, к земле своих отцов. Это чувство привело в действие огромные, скрытые в глубине народной жизни силы, которые и сокрушили грозного врага.

114

 

 

Из произошедшего с нами 50 лет назад, как и из всего исторического опыта нашего народа, можно и нужно сделать один важный вывод. Объединительной идеей, способной и сегодня сплотить всех нас и помочь нам преодолеть разброд, шатания и распад нашей общественной и государственной жизни, должна быть идея патриотическая, облагороженная и возвышенная духовно-нравственным идеалом Православия.

Последнее важно потому, что христианская заповедь о любви к ближнему способна оградить патриотические чувства от крайностей национализма и враждебного отношения к другим народам. Одухотворенный христианством патриотизм ни для кого не опасен, как не опасно и само христианство — религия любви и мира. Эта объединительная идея не исключает принадлежащих к нехристианским религиям или неверующих, ибо основные нравственные ценности христианства являются, по сути своей, ценностями общечеловеческими, не оспариваемыми ни теми, ни другими.

Верю, что за этой идеей и пойдет наш народ, в большинстве своем сохранивший, несмотря на все трудности исторического пути, верность Православию и любовь к Отечеству.

Приняв этот идеал, мы принимаем Христа и Его победу над злом, становимся соучастниками совершенного Им дела, Его соработниками, служим возрождению нашего многострадального Отечества.

Всем вам, дорогие отцы, братья и сестры, я желаю крепости сил и Пасхальной радости.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Христос!

Пасха Христова 1995 г. г. Смоленск


Страница сгенерирована за 0.67 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.