Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Рождественское послание 1995 г.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ 1995 г.

Клиру, монашествующим и пастве

Дорогие братья и сестры!

Минул еще один год, и мы вновь входим в радость Рождественского праздника. В эти же дни мы празднуем и Новолетие, по обычаю, подводя итоги года минувшего и задумываясь о будущем.

Для человека, живущего верой и имеющего религиозный опыт, то есть опыт общения с Богом, история — это не нагромождение случайных событий и фактов. Верующий человек знает, что во взаимодействии причин и следствий, в некоем сокрытом смысле событий обнаруживается Божие присутствие в истории. Это присутствие не ограничивает свободы, которую Бог вложил в природу человека. Люди — не слепые исполнители Божией воли, они способны поступать как в согласии с ней, так и вопреки этой воле. Апостол Павел предупреждает нас, говоря: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти (Гал. 5, 13). Божие присутствие обнаруживается в последствиях наших поступков. Все то, что мы совершаем против воли Божией, оборачивается невзгодами, скорбями, неустройством и распадом. Бог не только сотворил мир, но и установил физические и нравственные законы, определяющие жизнеспособность мира, человеческого общества и личности. Как нарушение физических законов приводит к катастрофе, так и нарушение нравственных законов превращает жизнь в кошмар. По слову апостола, Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7). В этом смысле Божие наказание за грех нужно понимать не как разовое прещение за плохое поведение, а как естественное следствие нарушения закона, имеющего обязательную силу. Человек, пренебрегший физическим законом и бросившийся в пропасть, неминуемо разобьется, ибо сила физического закона непреодолима. Так же непреодолима и сила

11

 

 

нравственного закона. Нарушая этот закон, мы обрекаем себя на губительные последствия. Эти последствия и есть Божие наказание, ибо Бог установил именно такой, а не иной порядок бытия.

Религиозный взгляд на жизнь помогает сделать правильные выводы из всего, что с нами происходит. Так, многие скорби и кровопролития минувшего года — это видимые знаки нашего нравственного упадка и духовного бесплодия. Ибо плод... духа, согласно апостолу Павлу, есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Так ли уж зримы эти добродетели в нашей жизни? И напротив, злые дела, именуемые тем же апостолом делами плоти, буквально захлестывают нашу личную и общественную жизнь. Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное (Гал. 5, 19-21). Не может общество, в котором процветают такие пороки, стать обществом благоденствия. В противном случае в истории не было бы никакого доброго и разумного начала, не было бы никакого нравственного закона. Наши скорби и наше неустройство есть закономерный результат того зла, которое мы совершаем, есть убедительное свидетельство неизбежности последствий нарушения нравственного закона человеческого общежития.

Сегодня у нас очень распространено увлечение различными предсказаниями и астрологическими прогнозами. Не было недостатка в таковых и накануне нынешнего Нового года. Что можно сказать об этом? Напрасны все эти обращения к лжепророкам. Без их сомнительного прорицания можно предвидеть будущее: живи по закону Божиему — и ты не упадешь в бездну; твори дела правды, приноси плоды Духа — и твоя жизнь будет мирной, радостной и счастливой. Чтобы наступивший год стал годом перемен к лучшему в нашей экономической, политической и социальной жизни, достаточно перестать врать и обманывать друг друга, перестать расхищать национальные богатства и обогащаться путем воровства и злодейства. Крепко запомним великую и вечную мудрость: зло наказуемо. И всякий раз, когда мы стремимся урвать свой кусок от общего каравая обманом ближнего, когда с преступным безразличием относимся к своей работе или служебному долгу, когда бездумно засоряем наши

12

 

 

города, села, леса и водоемы, когда с легкостью обвиняем другого в своих личных и общих бедах, когда все средства считаем допустимыми, дабы захватить или удержать власть, забывая, что смыслом власти является служение людям, тогда мы обрекаем себя на боль и страдание, а общество свое — на распад и разложение.

Но ныне становится совершенно очевидно, что все больше и больше людей начинают видеть связь, существующую между нравственным кризисом личности и трагическим неустройством нашего общества. Все больше и больше людей обращают сердце и ум к Богу, стремясь найти в Нем опору своей жизни. И если это религиозное возрождение не будет приостановлено силой, обманом или соблазном лжеучения, как уже бывало в нашей истории, то, несомненно, возродится наше Отечество во всей своей духовной красоте и силе.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...», — поем мы в тропаре праздника. Действительно, праздник Рождества есть праздник разума, ибо во Христе мы облекаемся мудростью и познаём путь к истинному счастью.

В эти радостные рождественские дни от души пожелаем друг другу обрести свет разума, который принес нам родившийся в Вифлееме Христос Спаситель, дабы этот свет озарил предстоящий нам путь жизни.

С великим праздником поздравляю всех вас, дорогие мои калининградцы!

 


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.