Поиск авторов по алфавиту

Слово по окончании Божественной литургии в навечерие Рождества Христова в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы (6.01.2010)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
В НОВОСПАССКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ
МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ г. МОСКВЫ

6.01.2010

Ваши Высокопреосвященства1, дорогие отцы, братья и сестры!

С большой радостью я совершил сегодня Божественную литургию святого Василия Великого в прославленном московском Новоспасском монастыре. Благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, владыка наместник, за добрые, сердечные слова, которые Вы произнесли. Я действительно нуждаюсь в помощи — помощи братьев-архипастырей, духовенства, народа, потому что несение креста патриаршего служения превосходит силы одного человека и, наверное, невозможно осуществлять это служение без поддержки епископата, духовенства и верующего народа. Поэтому я очень дорожу поддержкой, особенно молитвенной, всех тех, кто возносит имя Патриарха Московского и всея Руси за богослужениями, а также тех, кто неформально, дома и в храме, горячо молится о том, чтобы Господь помог мне в моем служении. Минул почти год со времени моего избрания, и я могу сказать, что успех патриаршего служения в значительной мере зависит от молитвы и от любви народа Божиего, духовенства и епископата.

Ровно год назад мы с вами совершили здесь Божественную службу. Я помню, с каким особым чувством переступил тогда порог

1 Архиеп. Орехово-Зуевский Алексий, наместник Новоспасского монастыря (ныне — Костромской и Галичский, настоятель (священно-архимандрит) Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы), архиеп. Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

79

 

 

Новоспасской обители, и радуюсь, что и в нынешнем году Господь сподобил меня в тот же день вместе с вами вознести к Нему молитву и причаститься Святых Христовых Таин.

Сегодня Божественная литургия Василия Великого по уставу соединяется с вечерней, которой и начинается богослужение. В древности так и было — эта служба совершалась вечером, а ныне для удобства прихожан по сложившейся традиции мы совершаем это богослужение утром. Во время вечерни полагается чтение паримий. Паримии — это отрывки из ветхозаветных книг. В частности, сегодня был прочитан небольшой отрывок из пророчества Иеремии. Великий пророк Иеремия многое предвидел, многому учил своих соплеменников, делая это с огромной силы верой и дерзновением. В сегодняшнем чтении содержатся такие поразительные слова пророка Иеремии: угодное Богу разумно и для нас (Вар. 4, 4)1. Если глубже вдуматься в эти замечательные слова, то каждый поймет: то, что угодно Богу, и является высшей ценностью для человека, есть истина. Это было разумно не только для жителей древней Палестины, к которым пророк Иеремия обратил свое пророчество в связи с особым прозрением Рождества Христова, — эти слова и сегодня звучат для нас как набат, потому что, наученные иными учителями, мы разумным почитаем то, что с Богом вовсе не связано. Мы почитаем разумными деяния человеческого ума. Мы почитаем разумным правильное управление жизненными процессами, включая политику и экономику. Мы почитаем разумным рачительное отношение к деньгам. Мы почитаем разумным многое, что не является волей Божией, а проистекает из человеческого опыта. Эту человеческую мудрость не следует с легкостью отбрасывать в сторону, но нужно помнить, что она способна послужить благу людей только тогда, когда она соединяется с мудростью Божественной, с Божественной истиной.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» — это о том же. Свет разума — это и есть Божественная мудрость, Божественная истина, которая открыта людям через Господа нашего Иисуса Христа. Это конечная, абсолютная истина; и какое великое счастье, что Бог дал эту истину роду человеческому! Господь дал

1 Поскольку пророк Барух был учеником и писцом пророка Иеремии, в своей книге он часто передает слова своего учителя. — Примеч. ред.

80

 

 

нам некое мерило правды, мерило истины; ведь человеческий разум может производить не только то, что в полной мере отображает опыт и мудрость людей, но и то, что является производной от его греховного начала.

Величайшее заблуждение современных философов и мыслителей заключается в том, что во главу угла они ставят все то, что люди сегодня изобретают и выдумывают, — все человеческие мудрования. Это проистекает от нарочито подчеркнутого уважения к человеческой свободе — мол, ничто не должно ограничивать этой свободы и каждый может думать и говорить все, что желает, каждый может быть источником любой человеческой мудрости. Но тогда возникает вопрос: а кто же является мерилом этой мудрости? Один человек не может быть таким мерилом для другого. Если люди теряют Божественное и неизменное мерило истины, они теряют саму истину, потому что она мельчает, поглощается человеческими мудрованиями, и увидеть эту истину практически уже невозможно.

Задача Церкви, которая трепетно празднует Рождество Спасителя и утверждает, что Он есть Свет истины, заключается в том, чтобы каждому человеку говорить о самом главном — о том, что Божественная истина есть мерило истины человеческой и никакая человеческая мудрость не может быть мерилом Божественного откровения. Вот почему, критически воспринимая все, что происходит от человеческого ума, мы преклоняем свои колена и с трепетом, с глубокой, неколебимой верой, как дети, воспринимаем слово Божие, в котором и заключена Божественная истина.

А что будет, если люди утратят эту истину? Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6), — говорит Господь. Если люди утратят истину, они потеряют путь, идя по которому, только и можно жить. Вне этого пути нет жизни. Сейчас даже если люди не идут по пути Христову, то сам факт присутствия Божественной истины в жизни человеческого рода помогает им — в том числе и тем, кто называет себя людьми неверующими, — сохранять некую генетическую память, а в памяти этой — Божественную истину. И если истина будет погублена, раздроблена, поглощена человеческой мудростью, то человечество окончательно сойдет с пути, который предначертал ему Бог. На путях этих блужданий жизни нет, поэтому, утверждая непререкаемое значение Божественной истины, призывая людей именно этой истиной

81

 

 

поверять любую человеческую идею, любое человеческое учение, любое человеческое мудрование, Церковь призывает все человеческое сообщество к жизни.

Праздник Рождества Христова, исполненный особого смысла, великого содержания и торжественной силы, открывает нам горизонты и земного, и вечного бытия, помогает возвысить наш человеческий ум до Божественного знания. Другими словами, через рождение в мир Спасителя те, кто принимают Его слово, Божественную истину, обретают великую силу, способную преодолевать тяготение смерти и разрушения и бороться за жизнь рода человеческого — ту жизнь, которая не завершается с окончанием нашего физического бытия, но уходит в вечность.

Я всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником Рождества Христова! Пусть переживание этого Божественного события, одного из величайших в истории человеческой цивилизации, поможет каждому из нас укрепиться в вере и верности Богу, в хранении Божественной истины и утверждении ее в нашей повседневной жизни! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.