Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Великий Четверг в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы (21.04.2011)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

21.04.2011

Всех вас приветствую с великим праздником — Великим Четвергом!

Этот день приравнивается по значению к двунадесятым праздникам, несмотря на трагизм всей Страстной седмицы, несмотря на то, что именно после Тайной вечери, совершенной Спасителем вместе с апостолами в четверг, Он был предан Иудой и взят под стражу. То, что произошло на пасхальной вечери, имело и имеет такое непреходящее значение для жизни Церкви и всего мира, что день сей причисляется к великим праздникам.

Господь на Тайной вечери установил святейшее таинство Евхаристии — Таинство Его Тела и Крови — с тем, чтобы миссия спасения мира продолжалась и после Его Воскресения и Вознесения на небо, чтобы Его Богочеловеческое присутствие всегда было осязаемым в истории рода человеческого, даже до последнего дня этой истории. И потому на ритуальной вечери, которую совершали все иудеи в день ветхозаветной пасхи, Господь, приняв хлеб в Свои руки, благословил его и подал ученикам, сказав, что это Его Тело, преломляемое за грехи многих. А затем, после вечери, когда по благочестивому иудейскому обычаю подобало испить последнюю чашу, которую участники трапезы передавали друг другу, Он, взяв и благословив ее, сказал, что это есть чаша Его Крови, изливаемой за грехи многих. При этом

1 Из чина возведения в сан игумена. — Примеч. ред.

817

 

 

Спаситель добавил: Сие творите в Мое воспоминание — в память о той жертве, которую Он принес на Кресте ради спасения мира (Лк. 22, 19-20).

Таинство Евхаристии, которое мы совершаем в воспоминание о произошедшем на Тайной вечери, не есть обычное, человеческое воспоминание, вроде того, как, напрягая память, мы припоминаем минувшие дни или, взирая на фотографии, художественные изображения, зрительно воспроизводим прошедшее. То, что совершается в Церкви через вкушение посредством хлеба и вина подлинных Тела и Крови Спасителя, является воспоминанием в Святом Духе всего того, что совершил ради нас Господь: мы вспоминаем «вся, яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, Второе и Славное паки Пришествие»1. Через это воспоминание силой Святого Духа мы становимся соучастниками совершенного Спасителем Таинства.

В первые века христианства причащение происходило так же, как это было на Тайной вечери. Святая Евхаристия соединялась с праздничной воскресной трапезой, на которую приходили верующие, садились за столы, вкушали пищу, и в какой-то момент старший из них, предстоятель, беря в руки хлеб и вино и благословляя их, повторял то, что заповедал Спаситель, устанавливая это Таинство. Но очень скоро соседство обычной трапезы и святого Таинства породило опасность их смешения, вследствие чего многие люди переставали должным образом приуготовлять себя к причащению Тела и Крови Господних. Потому и апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, которое мы сегодня слышали, подчеркивал, что принимать Тело и Кровь Христовы нужно «не в суд или во осуждение», но рассуждая о том, что вкушает участник такой трапезы. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня — вот как сильно звучат по-славянски эти слова. «А потому, — продолжает апостол, — многие из вас недугуют и даже умирают, — потому что недостойно приобщаются Тела и Крови Спасителя» (1 Кор. 11, 27-30).

Если недостойное вкушение Святых Таин влечет за собой недуги, болезни и даже смерть, то человек, покаянием, искренней верой, примирением с ближними приуготовивший себя к Таинству, причаща-

1 См. примеч. на с. 465.

818

 

 

ется Тела и Крови Спасителя во оставление грехов, в жизнь вечную, во исцеление недугов и всяких человеческих страданий. Через таинство Святой Евхаристии мы вспоминаем о Христе силой Святого Духа и Он пребывает с нами. Церковь и призвана способствовать явлению Богочеловека Иисуса Христа в этом мире, и в первую очередь она совершает для этого Таинство Тела и Крови Господних.

Удивительным образом Господь, для того чтобы вновь и вновь являть Себя в роде человеческом, избирает кроме невидимого и духовного также и видимое, осязаемое, физическое, чем предстают хлеб и вино, — ведь Господь одновременно является невидимым Богом и земным Человеком. Но как важно понимать, почему именно физическое естество Господа предлагается нам в таинстве Святой Евхаристии: вкушение Тела и Крови Спасителя важно как для нашей души, так и для нашего физического тела.

Как говорит святитель Иоанн Златоуст, многие из вас хотели бы видеть Спасителя, слышать Его, касаться Его одежды. Но, вкушая Тело и Кровь Господни, вы получаете большее. Вы не просто видите, не просто прикасаетесь — вы принимаете внутрь себя Самого Богочеловека. Какое великое чудо, что может сравниться с ним! Ведь достаточно с верой принять Тело и Кровь Христовы, как Божественная сила соединяется с нашим немощным телом, с нашей душой, скорбями, несовершенством, со всеми человеческими переживаниями, со всей слабостью нашей природы. И если Бог с нами, то что может быть против нас?

Вот почему Господь и сказал о Церкви, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18), — потому что Богочеловека Христа одолеть невозможно. Его не одолели ни страдания, ни крестная смерть. Да и все силы зла, бушующие в этом мире, никогда не одолеют Богочеловека Иисуса Христа, Который пребывает в Своей Церкви и являет Себя миру и каждому верующему в святейшем таинстве Евхаристии.

Повторяя слова великого Симеона Нового Богослова, мы говорим, что Евхаристия есть Таинство Церкви. Именно в Евхаристии Церковь обнаруживает свою сущность, именно в ней Церковь по воле Божией являет себя Телом Христовым, продолжающим дело Спасителя в этом мире.

Будем помнить, что мы принадлежим Телу Христову, что Тело и Кровь Господни — в центре нашей жизни, что Бог, являющийся

819

 

 

нам и соединяющийся с нами, имеет силу исцелить через это святейшее Таинство душевные и телесные недуги, простить наши грехи и открыть перед нами двери Своего Царствия. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.