Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Великий Вторник в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы (19.04.2011)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
В СОБОРЕ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ЗАЧАТЬЕВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО
ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ г. МОСКВЫ

19.04.2011

В последние дни Своей земной жизни Господь Иисус Христос проводил утренние часы в Иерусалиме, а во второй половине дня уходил на Елеонскую гору, где общался со Своими апостолами, открывая им тайны Царствия Божиего. Все эти дни — понедельник, вторник и среда — наполнены важнейшими наставлениями Спасителя. Как мы слышали только что из евангельского чтения, Господь, завершая Свои поучения, сказал, что через два дня будет пасха и надлежит пострадать Сыну Человеческому (Мф. 26, 2). За два дня до Своих страданий и смерти Он обращает к ученикам знаменательные слова о будущем — о том, что ждет каждого человека и весь род человеческий.

Господь говорит, как всегда, притчами, но притчами очень ясными, и сегодня мы их слышали. Это притча о нерадивом рабе, который не сумел позаботиться о тех, кто был вверен ему господином, за что и получил наказание (Мф. 24, 45-51). Это притча о десяти девах, неразумных и мудрых, которые вышли в сретение жениха, и мудрые, встретив его с зажженными светильниками, вошли на брачный пир, а перед неразумными двери были закрыты (Мф. 25, 1-13). Это притча о талантах — в ней Господь говорит о том, что каждому даны дары от Бога, а за то, как человек этими дарами распорядился, он ответит, когда предстанет пред Божественным Судией (Мф. 25, 14-30). И наконец, мы услышали пророчество о Страшном суде, о конце времен и о том, кого Господь оправдает и кого осудит (Мф. 25, 31-46).

Как удивительно сильно звучат слова: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо Я был голоден, и вы накормили Меня; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 34-36). Господь оправдывает на Своем суде тех, кто делал

807

 

 

все это для своих ближних, ибо, творя добро ближним, мы совершаем то, что нам повелел Бог, то есть приносим Ему самую дорогую и благоуханную жертву. Тех же, кто не видел в ближних образа Божиего, кто не наполнил свою жизнь милосердием, Господь извергает в геенну огненную.

Размышляя о сегодняшнем евангельском чтении, святитель Иннокентий Херсонский высказал очень глубокую мысль, помогающую нам понять, что происходит с человеком во время его земного бытия. «“Се, Жених грядет в полунощи...” — воспевает Церковь. Кто же Сей Жених? Это Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Почему же мы называем Его Женихом? Жених — это тот, кто обещает своей избраннице вступить с ней в брак; но брака еще нет, потому что, если жених вступает в брак, он уже именуется мужем. Но мы ждем Жениха: “Се, Жених грядет в полунощи...”»1. Жених, — говорит святитель Иннокентий, — это тот, кто обручен невесте, мы же все обручены Сыну Божиему в момент нашего Крещения, но брак отложен — до того момента, когда мы переступим черту физической жизни и смерти; и особым образом этот брак отложен до Страшного суда, когда окончательно определится судьба каждой человеческой души.

Как в жизни земной те, кто обручены, могут находиться рядом или жить на расстоянии, иногда очень значительном, друг от друга и, несомненно, сталкиваются с искушениями и соблазнами, в том числе с соблазном изменить данному в обручении обещанию — ведь «брака еще нет»! — так и в духовной жизни обручение Спасителю есть не что иное, как обещание верности. Но если мы в нашей земной жизни изменяем Христу, отказываемся от исполнения Его воли, Его законов, тех правил жизни, которые Он нам дал, а вместо них ориентируемся на иные ценности, то нарушаем верность и брак не может быть заключен, ибо на нарушивших верность не женятся и замуж за них не выходят.

Размышляя далее на эту тему, святой Иннокентий подчеркивал, что большая часть сердца и ума человека занята не Христом. Святитель говорил об этом в более или менее спокойное, как нам сейчас кажется, время, когда Церковь Христова ничем и никем не притеснялась, свободно проповедовала, находясь под покровительством

1 Иннокентий Херсонский, свт. Слово в Великий Вторник.

808

 

 

православного императора, и казалось, что все совершается должным образом. Но и святитель Иннокентий, и многие другие пастыри прозревали, что не все благополучно в Отечестве, потому что люди отдавали свои сердца не Богу, а маммоне, власти, каждодневной суете...

А что же говорить о нынешнем веке, когда нам так назойливо предлагаются различные лжеблага, когда с такой силой они навязываются каждому человеку как некий идеал жизни! Во времена святителя Иннокентия ничего подобного не было, но уже тогда, по его словам, не Христу отдавали свои сердца многие православные. Сколько же сил требуется, чтобы не изменить Жениху в наши дни, чтобы остаться со Спасителем, чтобы не плениться внешней мишурой, этими елочными игрушками, блестками, этой пустотой жизни, которая манит человека так, как блестки на елке манят ребенка!

Верность Спасителю предполагает прежде всего духовное трезвение, которое позволяет различать духов, отличать подлинные ценности бытия от ложных, суетных ценностей, привлекающих человека только своей внешней стороной.

Откуда же взять силы на все это? Где набраться духовной мощи, чтобы противостоять огромному потоку искушений, соблазнов, лжеучений — всего того, чем враг рода человеческого пытается пленить сознание и сердца людей? — Такую силу и такую мощь нам дает только Сам Господь.

Вот почему и дано нам поприще поста и молитвы, чтобы, возлагая на себя подвиг — такой небольшой, такой слабый, — мы постарались воспитать свою волю в послушании Богу; чтобы, участвуя в богослужениях, научились слышать голос Божий в ответ на нашу личную молитву; чтобы, причащаясь Святых Христовых Таин, мы почувствовали реальную поддержку Господа, помогающего нам отражать прилоги диавольские.

«Се, Жених грядет в полунощи...» Будем помнить эти слова — ведь никто не знает, когда эта полночь наступит для каждого из нас, мы все под Богом ходим и можем в любой момент предстать перед Ним. Что скажем мы Господу, если ум и сердце были пленены другими целями и ценностями? Что скажем, если не уберегли нашей верности, не сохранили преданности Ему? — Ничего не сможем сказать, как не могли сказать те неразумные девы, которые опоздали ко встрече жениха...

809

 

 

Да поможет нам Господь жить так, чтобы в любой момент мы с радостью могли сказать: «Се, Жених грядет в полунощи, и со смирением иду навстречу Жениху и Господу и Судии моему». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.