Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Великую Среду в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы (31.03.2010)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
г. МОСКВЫ

31.03.2010

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю всех с Великой Средой! Мы достигли преполовения Страстной седмицы и с сегодняшнего вечера вступаем в самые торжественные и великие дни года — воспоминания страданий, смерти и Воскресения Господа.

Великая Среда посвящена воспоминанию о том, как блудница в доме Симона прокаженного после трапезы возлила на Спасителя драгоценное миро. И Иуда, будучи вором, человеком сребролюбивым, вознегодовал и спросил у Господа: К чему такая трата? Ведь можно это драгоценное миро продать и деньги раздать нищим. Прозревая, что не забота о нищих, а жадность не дает ему покоя, Господь говорит: Нищих всегда имеете с собою, а Меня — нет. А женщина приготовила Меня к погребению, и, где ни будет проповедано Евангелие, везде сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Иуда не смог пережить этого. Именно деяние этой женщины стало последней каплей, переполнившей чашу его несовместимости со Христом и апостолами. Он пошел к первосвященникам и, спросив у них: Что вы дадите мне, согласился предать Спасителя (Мф. 26, 6-16).

Блудница и Иуда — два образа мысли, два образа жизни. С одной стороны, Иуда — апостол, приближенный к Спасителю, один из двенадцати. А что такое эта падшая женщина, которую благочестивые

795

 

 

люди презирали и отвергали? Несчастное существо, без прав, без личной жизни, без всякого будущего, грешница... Но в сердце этой грешной женщины происходит какой-то удивительный переворот. Пред лицом Божественной святости, что явлена была во Христе, она осознает всю греховность своей жизни. Все деньги, которые она скопила, наверное, в течение всей своей неправедной жизни, женщина тратит на то, чтобы купить драгоценное миро — особую благоуханную жидкость, которую возливали на головы царей, когда возводили их на царство. Эта драгоценнейшая жидкость действительно стоила огромных денег. Она отдает все — все, что имела. Совершив этот поступок, она повергает к ногам Господа всю свою грешную жизнь. И Господь принимает эту жертву. А приближенный к Спасителю Иуда, который был рядом с Ним и апостолами долгое время, ел, пил из одной чаши, с одного стола, — этот человек предает Спасителя, предает Его за деньги.

В этой истории мы действительно сталкиваемся с двумя мирами, двумя образами жизни, двумя мировоззрениями. С одной стороны, совершенно очевидно стремление женщины к жертвенности: она отдает все, что имела, Богу. Мы, православные христиане, должны помнить, что жертвенность — это одно из главных религиозных понятий. В материалистическом мире жертвенность необъяснима. «С какой стати я буду жертвовать что-то другому? Мы все живем один раз, наша задача — прожить как можно лучше, богаче, веселее. Зачем же мне что-то отдавать? А что я за это в ответ получу?» На эти вопросы безбожный, нерелигиозный мир ответов не дает — этих ответов нет. Не потому ли так стремительно исчезает жертвенность из нашей жизни, что все глубже в нее проникает безбожие — и не только институциональное, как было в советские времена, а бытовое безбожие. Даже называя себя православными, люди зачастую живут так, будто Бога нет, в их жизни господствуют цели и ценности, которые никак не связаны с Богом. Не потому ли мы становимся народом жестоким, черствым; чтобы почувствовать боль другого человека, нам нужны какие-то страшные потрясения, подобные взрывам в московском метро. Но разве без этих потрясений мы не можем оставаться народом, в центре жизни которого всегда была готовность к жертве ради другого?

Жертвенность связана с религиозным образом жизни. Если человек религиозен не по формальным признакам, по которым и Иуда

796

 

 

был близок к Спасителю, то он легко жертвует обездоленным часть своего времени, средств, внимания и любви.

А другой образ жизни, нерелигиозный, тот, которому привержен был Иуда, — это жизнь без Бога. «Зачем, во имя чего нужно отдавать деньги? Их следует получать, брать». Конечно, забота о нищих, о которой говорил предатель, тут была ни при чем: для него поступок женщины был кошмаром, разрушением его мира, вызовом всему образу его мыслей, всей его жизни. Иуда олицетворял собой безбожный мир, в центре которого — человек, делающий все только для самого себя.

Сегодняшний день как бы вводит в соприкосновение эти два мира — мир веры, который представляла эта несчастная женщина, и мир безбожный, предательский, себялюбивый, эгоистический, который представлял Иуда. Церковь прославляет эту женщину, о ней мы говорим проповеди, вспоминаем, хотя и не знаем ее имени. Она прославлена в истории, и, конечно, она сегодня с Богом. А Иуда уж точно не с Ним.

Вот такие два пути сегодня лежат пред каждым из нас. Избираем ли мы жизнь с Богом, которая всегда связана с готовностью пожертвовать, отдать ближнему то, что нам дорого, или избираем жизнь без Бога, где все направлено на то, чтобы самим владеть всем и чаще всего за счет других людей? Приходя в Церкви, мы избираем религиозный образ жизни. И как важно, чтобы никакие искушения, соблазны, никакие внушения, чуждые стереотипы поведения и мысли не разрушали нашего стремления быть вместе с Господом, жить так, как Он повелел, и, когда нужно, отдавать себя другому, никогда ничего не жалея, помня, что когда мы что-то жертвуем другому человеку, мы отдаем не ему, а Богу. И чем больше мы отдаем, тем больше получаем. Ведь Бог никогда не бывает у нас в долгу — только мы всегда в долгу перед Ним.

Я хотел бы сердечно приветствовать священнослужителей города Москвы, которые сегодня удостоились высокого сана протоиерея. И, обращаясь к вам, братья, я хотел бы сказать: никогда ничего не жалейте, помните, что в центре вашего служения — полная отдача себя людям. Когда священник служит жертвенно, он имеет все: и здоровье, и семейное благополучие, и любовь своих прихожан. А когда он начинает служить самому себе, отказываясь от того, чтобы всецело

797

 

 

посвящать себя людям, тогда он чаще всего теряет и личное благополучие, и любовь своей паствы.

Церковь должна сегодня показывать пример религиозного образа жизни, пример жертвенности, готовности разделить с людьми их скорби. Вот почему то, что мы называем социальным служением Церкви, а проще — служением добру, служением ближнему, мы должны поместить сегодня в центр нашего церковного бытия.

Мы избираем в своей жизни путь той женщины, которая возлила на Спасителя миро и получила прощение грехов (Лк. 7, 48). Дай Бог, чтобы по нашим скромным жертвам, нашим молитвам и через наше покаяние Господь простил нам и наши грехи. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.