Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании утрени Великой Среды в храме Всех святых, что в Красном селе, бывшего Ново-Алексеевского женского монастыря г. Москвы (30.03.2010)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ

УТРЕНИ ВЕЛИКОЙ СРЕДЫ В ХРАМЕ ВСЕХ СВЯТЫХ,

ЧТО В КРАСНОМ СЕЛЕ, БЫВШЕГО НОВО-АЛЕКСЕЕВСКОГО
ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ г. МОСКВЫ

30.03.2010

Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Артемий1, дорогие отцы, братья и сестры!

Я радуюсь возможности посетить этот храм на месте историческом — месте бывшего Ново-Алексеевского монастыря. Его история трагична: даже более или менее спокойные дореволюционные годы не были достаточно спокойными для этой обители. Но совершенно особая участь выпала этому месту в послереволюционные годы. И когда взираешь на шестиполосную дорогу, что прошла по кладбищу, по обители, как бы разрезав тело на две части, то понимаешь, что здесь закатанная под асфальт память неким видимым образом символизирует все то, что произошло с нашим народом. И как замечательно, что рядом с этой шестиполосной магистралью снова вознес-

1 Прот. Артемий Владимиров, настоятель храма Всех святых, что в Красном селе, бывшего Ново-Алексеевского женского монастыря.

792

 

 

лись к небу главки храмов, восстановленных не по приказу свыше, не по чьему-то произволению, а по живой вере людей. Дай Бог, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах не происходило больше с Отечеством нашим и с народом нашим то, что с ними произошло.

Вот почему так важно, чтобы в этих вновь открытых храмах не только возносилась от сердечной веры людей горячая молитва к Богу, но чтобы также совершалась большая просветительская работа, чтобы вместе с верой в сознание современного человека приходили глубокие христианские убеждения, формировалась ясная и определенная система ценностей, основанная на Евангелии. Если будет так, то жизнь изменится. Некоторые подвергают этот тезис сомнению и говорят, что и без веры можно быть добрым человеком и знание догматов совсем не означает нравственной жизни.

В Евангелии от Иоанна, отрывок из которого был прочитан за этим богослужением, мы находим высказывание Господа нашего Иисуса Христа, проникнутое особым смыслом: Слово, которое Я говорил, оно будет судить его, то есть человека, в последний день (Ин. 12, 48).

Любой человеческий суд использует некие критерии, которые в процессе судебного расследования применяются в отношении того или иного происшествия. Такими критериями являются человеческие законы. Если в соответствии с законом человек поступал правильно, то он оправдывается, а если поступал неверно, то осуждается: суд констатирует, что совершено преступление, и такой человек подвергается наказанию.

Однако все, что исходит от человека, от его разума, несет на себе печать несовершенства, и потому даже самые хорошие законы имеют недостатки. Но тот закон, на основании которого нас судит Бог, не имеет никакого изъяна: он является выражением абсолютного совершенства, и этот закон запечатлен в Слове Божием.

Для того чтобы не нарушать законы, нужно их знать — вот почему духовное просвещение является непременным условием послушания человека Богу. Очень важно, чтобы во вновь открытых храмах не только возносилась горячая молитва к Богу, но и велась большая просветительская работа, чтобы вместе с верой в сознание современного человека входили глубокие христианские убеждения, формировалась ясная система ценностей, основанная на Евангелии.

793

 

 

Конечно, есть еще один очень важный инструмент, который помогает нам выстраивать жизнь в соответствии с Божиим замыслом. Этим инструментом является совесть человека, заложенная в его природу. К сожалению, в течение жизни каждый из нас в той или иной мере поступал и поступает против совести. И если человек мирится с этим, то голос совести в нем постепенно ослабевает. Для того чтобы запечатленный в наших сердцах Божественный и нравственный закон всегда помогал нам жить по воле Божией, мы должны знать эту волю. Мы должны знать Слово Божие, знать Божественный закон, соединять эти знания с нашей жизнью, и тогда нам будет легче удержаться от слов, мыслей и поступков, которые не соответствуют Божиему замыслу о человеке.

Тема суда, которая предлагается нашему благочестивому размышлению именно во вторник Страстной седмицы, перекликается с другой темой — недопустимости осуждения. В самом деле, люди склонны выносить свой суд не только в случаях нарушения законов общества — очень часто мы подвергаем суду людей и в связи с такими обстоятельствами их жизни, судить о которых не имеем права. В нашем быту, в человеческом общении нет более распространенного порока, чем порок осуждения. Мы с легкостью судим других людей, особенно если их образ мысли, поведение, слова не в полной мере соответствуют нашему разумению и образу жизни. Тогда мы вторгаемся в «святая святых» человека — мы осуждаем его, не ведая того, что происходит в глубине его души. Действительно, внутренняя жизнь человека сокрыта от нас, и если мы дерзаем осуждать, то восхищаем принадлежащее Богу. Мы самочинно вторгаемся в ту область, где может находиться только Бог, делаем это самоуверенно, подчас жестоко, так что от нашего осуждения страдают люди. И почти всегда мы уверены, что правда безусловно на нашей стороне. Но, восхищая право Божественного суда, мы совершаем грех осуждения. И сегодня, когда Церковь предлагает нам поразмышлять о Божием суде, мы должны подумать и о грехе осуждения, памятуя о том, что только Сыну Божиему принадлежит Престол суда.

Дай Бог, чтобы через духовное просвещение, через осознанное восприятие Слова Божиего, через формирование устойчивого христианского мировоззрения мы научились правильному отношению к своему ближнему. Дай Бог, чтобы мы научились так выстраивать

794

 

 

свои отношения с людьми, чтобы не вторгаться в ту область, которая принадлежит только Богу, но, смиренно повергая свои мысли пред Ним, судя себя на основании Слова Божиего, научились той премудрости, о которой Церковь напоминает нам дивными словами молитвы святого Ефрема Сирина: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.