Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Великую Среду в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы (15.04.2009)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ
ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ
В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

15.04.2009

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Великая Среда посвящена воспоминанию события, которое помогает нам понять, в чем заключается смысл религиозного образа жизни. В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как некая женщина, потратив все имение (она была, видимо, небогата), купила драгоценную жидкость — миро, которым помазывали царей на царство и которым в особых случаях тех же царей приуготовляли к погребению. И во время одной из вечерей она подошла к Спасителю и драгоценным миром помазала Христа.

Иуда, один из двенадцати, который носил специальный ящик с общими деньгами и часто запускал руку в ящик, чтобы взять деньги на собственные нужды и цели, вознегодовал: к чему нужна такая трата, не лучше ли было продать миро? А затем, наверное, сказал то, что никак не соответствовало его образу мысли, но что, по его мнению, должно было оправдать его слова: продать и раздать деньги нищим. Евангелист замечает, что не о нищих он пекся, но был вор. И для него это была безумная и совершенно неправильная трата денег. В лучшем случае он взял бы эти деньги себе, но уж если невозможно было бы это сделать, тогда их нужно было бы употребить на какое-то дело. Господь ответил ему: Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете (Мф. 26,11). И женщина сия, возлившая миро, приготовила Меня к погребению. И далее заканчивает Господь словами: Где ни

774

 

 

будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет... о том, что совершила эта женщина.

Вот два образа жизни, два мировоззрения. Два отношения к материальным ценностям, да и вообще к жизни. У женщины, которая была грешной, наверное, это деяние было последней надеждой на прощение грехов, на освобождение от греховной и постылой для нее жизни. Она все, что имела, вложила в скляницу с миром и возлила это миро на Спасителя. В этом движении — великое смирение, покаяние, скорбь и надежда. И в центре этого движения — Христос, Спаситель мира, Который и был целью мировозлияния. Ради Него были потрачены эти, может быть последние, деньги, потому что Он был для нее высочайшей ценностью. Все в этом движении было отдано Ему и более никому.

Очень часто даже верующие люди, посещающие храм Божий, все свои жизненное целеполагание имеют не в Боге, а в других проблемах, с которыми они сталкиваются в течение своей жизни, решают эти проблемы, стремятся достичь каких-то жизненных целей, успеха. Ради достижения этих целей они готовы многое потратить. Есть такие рискованные люди, которые для того, чтобы заработать много, все свои деньги вкладывают в какую-то рискованную операцию, лишь бы в результате получить еще больше денег. Иногда выигрывают, а иногда и проигрывают.

Иуда был выразителем иного образа мысли, иного взгляда на жизнь, чем эта женщина. Если в центре ее жизни был Спаситель, то вся ее жизнь была подлинно религиозной. Это был религиозный образ мысли и действия. А Иуда, будучи одним из учеников Спасителя, в центре своей жизни имел не служение Ему, а ящик с деньгами.

Религиозный и нерелигиозный образ жизни не прямо соответствуют убеждениям людей. Так, можно быть верующим человеком, но не религиозным. Ведь Иуда верил в Спасителя, ему даже и верить не надо было, — он каждый день был вместе со Спасителем, он видел Его чудеса, он слышал Его слова, но Христос не был в центре его жизни. Вот так часто происходит и в нашей жизни. Мы ходим в храм, но при этом все свои силы тратим на какие-то свои цели. Мы и в храм часто приходим для того, чтобы привлечь к достижению этих целей еще и Божию силу: «Ты мне, Господи, помоги... продвинуться по работе, зарплату иметь побольше, хороший дом, новую

775

 

 

машину». И «втягиваем» Господа в это свое нерелигиозное восприятие мира и жизни. А потом гневаемся на Господа, ропщем, если Он не помогает нам в этих наших дурных прошениях и часто злых деяниях.

Сказанное справедливо как в отношении частной, так и общественной жизни. Возьмем недавнюю историю восстановления сего великолепного храма, в котором мы стоим. Многие помнят, какая жаркая дискуссия велась по поводу его строительства. Многие тогда говорили: зачем нужна такая большая трата денег, когда у нас не хватает свинарников, тюрем. К этой дискуссии подключились ведь и люди образованные, интеллигентные, уважаемые в обществе. Как они выступали против строительства этого храма! Но не повторяли ли они то, что говорил Иуда: «Зачем такая трата, лучше продать миро и отдать деньги нищим». Всегда нищих имеете с собой... А в тот момент нашей истории нужно было, чтобы этот порушенный, оскверненный храм, даже образ которого пытались стереть из нашей исторической памяти, снова поднялся над Москвой как символ нашего духовного возрождения, как символ нашей живой веры. И слава Богу, что нашлись и государственные мужи, и церковные люди, которые понимали необходимость воссоздания Храма Христа Спасителя.

Так же должно быть и в нашей жизни. Бог и вера не должны восприниматься нами по остаточному принципу: все сделаю, дом приберу, постираю, помою, обед приготовлю, и если останется время — в храм схожу; все сделаю: образование получу, карьеру сделаю, ну а на пенсии, может быть, и в храм начну ходить; все сделаю: женюсь или замуж выйду, дом построю или куплю, воспитаю детей, ну а потом — и помолиться схожу. Сегодняшний день учит нас тому, как мы должны относиться к Богу. Мы должны относиться к Богу как к высочайшей ценности, ради которой и во имя которой живем. И если так будем выстраивать наши отношения с Богом, то все изменится в нашей жизни: и государственной, и общественной, и личной. Мы должны научиться выстраивать правильную систему ценностей, не переворачивая все с ног на голову, как зачастую делаем это. И пусть в построении этой жизни великим примером для нас станет женщина, что разбила над Спасителем скляницу с миром, утверждая единый, и подлинный, и вечный, и неизменный приоритет человеческой жизни: веру в Единого Бога, Который только и может силой Своей спасать людей. Аминь.

776


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.