Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании утрени Великого Четверга в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска (19.04.2006)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ УТРЕНИ ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА
В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
г. СМОЛЕНСКА

19.04.2006

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы только что совершили утреню Великого Четверга, на которой читалось Евангелие от Луки. В отрывке из Евангелия повествовалось о Тайной вечери, совершенной Спасителем вместе со Своими учениками. Четверг Страстной седмицы посвящается воспоминанию именно об этом евангельском событии.

757

 

 

На Тайной вечери произошли два чрезвычайно важных действия: во-первых, было установлено таинство Святой Евхаристии, таинство Причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа, и, во-вторых, Спаситель, нарушив установленный и хорошо всем известный обычай, которым сопровождалась пасхальная трапеза, умыл ноги Своим ученикам.

Пространное описание этого омовения ног мы находим у апостола Иоанна Богослова, который более других евангелистов сосредоточился на нем. Почему это действо привлекло такое внимание апостола? — Потому, что совершено оно было необычным образом. Согласно хорошо известному обычаю, существовавшему в то время в Иудее, перед тем, как вкушать пищу, особенно во время праздничной трапезы, всем ее участникам, в том числе главе семьи, председательствующему за трапезой, следовало умыть руки и ноги. Обычно при этом прислуживали лица, находившиеся на низших ступенях семейной иерархии: либо младшие члены семьи, либо слуги. Они приносили воду и умывали руки и ноги возлежавших за трапезой.

Во время пасхальной вечери, совершенной Спасителем, между учениками завязался спор о том, кто из них первый, кто выше (Лк. 22, 24). И тогда, пресекая этот спор, Спаситель, Который был во главе стола, в нарушение установленного обычая взял воду и Сам умыл ноги ученикам. А затем объяснил, что сделал Он это не случайно. Иисус Христос хорошо знал, что именно Ему должны были умывать ноги, ибо Он председательствовал на трапезе. Но Спаситель намеренно совершил это омовение, показывая ученикам пример служения другим. Я дал вам пример, — говорит Спаситель, — чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13,15).

Это событие имеет огромное значение. Во-первых, Господь, уничижая, смиряя Себя, тем самым свидетельствовал ученикам, что смирение есть высочайшая добродетель. Не нужно спрашивать, кто старший и кто главный, нужно иметь силу смиряться перед другими.

Было и еще нечто очень важное в этом омовении ног: ведь Спаситель совершил то дело, которое должны были совершать слуги, то есть люди, стоявшие на низших ступенях общественной иерархии. Как часто люди ни при каких обстоятельствах не желают делать того, что должен сделать человек более низкого положения! В жизни человеческого общества существуют различного рода предрассудки, связанные

758

 

 

в том числе и с таким понятием, как престиж. Особенно актуальным оно стало для многих в наше время: люди рассуждают о престижной и непрестижной работе, престижном и непрестижном положении. И тот, кто занимает такое престижное место в обществе, чаще всего смотрит на других свысока и никогда не согласится выполнить работу, которую должен сделать тот, кто ниже его по должности.

Но если вдуматься, то станет совершенно ясно: всякая работа, осуществляемая в обществе, жизненно необходима для него. Нередко считают, что человек, убирающий мусор на улицах города или приводящий в порядок служебные кабинеты, выполняет совсем не престижную работу. Но что было бы с нашими помещениями, с улицами городов, если бы никто не убирал мусора? Эта «непрестижная» работа является невероятно важной: ведь как страдает общество, когда она выполняется плохо или совсем не выполняется. Я привел лишь один пример значения для общества «непрестижной» работы, но таких примеров можно привести очень много.

Господь, умывая ноги ученикам, показал, что нет различия между работой престижной и непрестижной, почетной и рядовой. Другое дело, что каждый должен совершать ту работу, к которой он предрасположен, которой научен, ту, которую он может сделать лучше других. Но различия в работе не должны становиться причиной превозношения одних и уничижения других. Всякий труд важен, любая работа является ценностью в очах Божиих, особенно если она направлена на улучшение и облегчение условий существования, если помогает людям созидать красивую, мирную и благополучную жизнь.

Своим поступком Господь подчеркнул значимость всякого труда, совершаемого со смирением и пользой для других людей. И если мы научимся уважать любой труд — в том числе и тот, который в глазах большинства сегодня считается непрестижным, — если мы будем ценить такой труд и с благодарностью относиться к тем, кто его совершает, то, может быть, и свое собственное дело, даже если оно «более престижно», будем совершать со смирением, с пониманием того, что всякий труд имеет относительную ценность. Бог судит о нас не по тому, какую работу мы совершаем, а как мы трудимся и как живем.

Не случайно Господь умыл ноги ученикам: Он научил нас смирению, научил уважению к труду другого человека. Он подчеркнул

759

 

 

значимость каждой человеческой личности — вне зависимости от ее служебного или социального положения.

Деяние, совершенное Спасителем на Тайной вечери, исполнено огромного смысла. И если мы будем следовать примеру Господа, если с радостью и уважением будем воспринимать каждый труд, совершаемый в человеческом обществе, если будем готовы протянуть руку тому, кто, совершая, может быть, незаметное и не очень почетное дело, тем не менее служит общему благу, то изменятся и отношения в обществе.

Все, чему нас научил Господь, что Он показал Своей жизнью, имеет великое, непреходящее значение — и не только для земной жизни, но и для вечности, ибо все наши деяния могут либо преобразить душу для Царствия Божия, либо, наоборот, омрачить ее грехами и воздвигнуть преграду между нами и Богом. Наученные мудростью сегодняшнего дня, будем с уважением смотреть на любой труд, который совершается в обществе, на людей, которые выполняют этот труд, со смирением относясь и к тому, что делаем сами. И пусть пример Самого Спасителя поможет нам в этом. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.