Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Великую Среду в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска (19.04.2006)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ
В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
г. СМОЛЕНСКА

19.04.2006

Великая Среда посвящается воспоминанию о предательстве Иуды, а также о другом важном событии: накануне крестных страданий Спасителя, когда Он находился в доме Своих друзей, некая женщина подошла к Нему и возлила на Его главу драгоценное миро, которое обычно по закону того времени возливалось либо на царей во время помазания, либо на очень богатых людей во время их погребения. Цена этой жидкости была огромной, миро было драгоценностью. И когда эта женщина, которая, конечно, не была богатой и, вероятно, истратила все свои средства на приобретение этой драгоценности, совершила помазание Спасителя, многие возмутились; даже ученики Господа вознегодовали и сказали: зачем такая трата?., можно было бы продать эту драгоценную жидкость, а деньги дать нищим.

754

 

 

На это Спаситель ответил: Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете, эта женщина приготовила Меня к погребению, и, где бы ни было проповедано Евангелие, везде будет сказано о том, что она совершила (Мф. 26, 8-13). Поступок этой женщины особенно возмутил Иуду, который, будучи одним из двенадцати, носил денежный ящик и был хранителем общих апостольских средств, нередко похищая из них деньги для себя, то есть был вором (Ин. 12, 6). Увидев, как женщина возливает на Спасителя драгоценную жидкость, и, видимо, представляя, сколько денег стоит это миро, он пришел в такое негодование, что пошел и предал Спасителя за тридцать сребреников (Мф. 26,14-15).

Конечно, не женщина с ее миром была причиной предательства, но она стала поводом для него. Что же произошло в душе Иуды? Почему жертвенный поступок этой женщины подтолкнул его к совершению предательства? — Да потому, что она совершила то, что было абсолютно противоположно всему строю жизни Иуды. Своим поступком она бросила ему вызов, нанеся удар по самому чувствительному месту. Иуда понял свою абсолютную несовместимость с тем, что происходило вокруг него, свою несовместимость с Учителем, с Его учениками, последователями, с этой женщиной. Иуда принадлежал к другому миру — тому, который был не нейтрален, а враждебен Господу. И система ценностей этого мира (а в действительности — лжеценностей) также была не нейтральна, а враждебна системе ценностей, принесенных Христом. Иуда был врагом Христа по всему устроению своей жизни, и эту свою полную несовместимость с Христом он осознал в момент возлияния драгоценной жидкости на главу Спасителя.

Что же это за два мира, которые несовместимы, которые не могут мирно взаимодействовать, и любое их соприкосновение — это всегда борьба и противостояние? Есть только два образа жизни, и иных не существует. Один мы называем религиозным, в центре этой жизни — Бог. И человек строит свои взаимоотношения с окружающими его людьми, с природой, вообще с внешним миром исходя из того, что Бог все видит и все знает. Такой человек, даже будучи грешным, никогда не перестает слышать голос совести, который заставляет его раскаиваться в своих греховных поступках, потому что он понимает, что Бог рядом, Он может наказать и может помиловать. Когда человек сознаёт в своей жизни Божественное присутствие, то вся его

755

 

 

жизнь подчиняется Божиему закону даже в том случае, если он этот закон иногда нарушает: такой человек всегда будет стремиться принести Богу свое чистосердечное раскаяние.

А тот, для которого Бога не существует, никогда и ничего ради Бога делать не будет. В центре жизни такого человека — он сам: он — величайшая ценность, он — начало и конец всего, он — абсолютный авторитет, способный различать добро и зло, и для удовлетворения его потребностей все средства хороши. Иуда был именно таким человеком, а потому вознегодовал, когда пролилось миро на главу Спасителя, тогда как деньги от проданной драгоценности могли пополнить его карман.

Эти два образа жизни существуют на протяжении всей человеческой истории. Когда проповедуется Слово Божие, многие люди с радостью открывают свои сердца, чтобы приобщиться к религиозному образу жизни. Но всегда найдутся и такие, для кого эта проповедь будет как острый нож, как удар в самое болезненное место, у кого одно только слово «Бог» вызывает желание вступить в борьбу и даже пойти на предательство. Происходит это потому, что вся история рода человеческого есть история борьбы диавола с Богом, совершаемой в умах и сердцах людей. Иуда предал Спасителя, тем самым вступив в борьбу с Богом, со всем религиозным образом жизни. Он хотел нанести удар по столь чуждой для него системе ценностей. А сколько вслед за Иудой Искариотом восставало на протяжении двух тысячелетий новых иуд, которые с ненавистью воспринимали Слово Божие и все свои силы направляли на то, чтобы разрушить Божие благовестие! И эта борьба будет продолжаться до скончания века.

Для того чтобы Церковь, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), никогда не была посрамлена врагом, нужно, чтобы церковные люди всегда вели религиозный образ жизни, были истинно верующими. Ведь бывает и так, что человек считает себя верующим, ходит в храм, а живет так, как живет тот, кто Бога не принимает. Мы знаем, что порой в церковной среде встречаются люди, которые, на первый взгляд, являются верующими, а на самом деле живут в ином, безбожном мире: они живут ради себя и все силы употребляют на все большее увеличение своего материального достатка. Для них Бог — как некая декорация в жизни, о Нем они вспоминают в лучшем случае в воскресенье, когда приходят в храм, а иногда, даже молясь в храме,

756

 

 

просят у Бога только материальных благ для себя. Выходя же из храма, они и вовсе забывают о Боге. Такой нерелигиозный образ жизни может быть присущ даже людям церковным. Но на то нам и дано спасительное время поста, чтобы еще и еще раз переосмыслить свою жизнь, понять, насколько важно иметь в центре своей жизни Господа, постоянно чувствовать Божие присутствие и сознавать себя пред лицем Божиим. Вот тогда тот образ жизни, к которому принадлежала женщина, возлившая драгоценное миро на главу Спасителя, станет и нашим образом жизни. И по мере утверждения в нашем мире великой и спасительной системы евангельских ценностей из него будет исторгаться иная, противоположная Богу и Его нравственному закону система ценностей ложных.

Дай Бог всем нам сознавать, что брань между Богом и диаволом совершается не где-то на небе или в подземелье, а в наших сердцах и умах, нашими же мыслями и поступками. Мы все воины этой брани. И пусть замечательный пример женщины, возлившей драгоценное миро на главу Спасителя, поможет нам почувствовать притягательную силу того образа жизни, который проповедовал Спаситель, через Свои смерть и Воскресение призвавший к вечной жизни весь род человеческий. Да подаст нам Господь силы откликнуться на Его слово и Его подвиг жизни и смерти и стать соучастниками того Царства, которое Он открыл и сделал доступным для всех любящих Его. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.