Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в среду третьей седмицы Великого поста в соборном храме Покровского ставропигиального женского монастыря в Хотькове (18.03.2009)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ
ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ
В СРЕДУ ТРЕТЬЕЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В СОБОРНОМ ХРАМЕ ПОКРОВСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
В ХОТЬКОВЕ

18.03.2009

Благодарю Бога за то, что Он сподобил меня сегодня впервые переступить порог этого монастыря, совершить вместе с вами Божественную службу, помолиться и — надеюсь, сегодняшний день даст мне такую возможность, — ознакомиться с жизнью вашей прославленной в истории обители, одной из самых древних женских обителей севера Руси.

Меня очень порадовало то, что в обители много детей. Мне приходится и приходилось в течение своей жизни посещать много монастырей. И обычно первое, что показывают, — это отреставрированные храмы, корпуса, но достаточно редко можно видеть детей в обители, особенно в большом количестве. И то, что здесь, в этих стенах, существует школа, с жизнью которой я, конечно, в деталях ознакомлюсь, меня очень обрадовало.

А почему, собственно говоря, нужно, чтобы при обителях были школы? Некоторые считают, что все, кто учится в таких школах, непременно должны стать монахами или монахинями. Церковь так не считает. Церковь считает, что Сам Господь управляет каждым человеком. И если от примера монастырской жизни воспламенится в юных сердцах желание вступить в обитель, то такое желание нужно всячески поддерживать, потому что жизнь в монастыре — это жизнь, устремленная единственно ко спасению, в отличие от жизни мирского человека, даже глубоко верующего, но живущего в миру и имеющего много попечений о земном. А каждый ведь знает, что об этих попечениях мы думаем с утра до вечера: нужно находить средства для материального поддержания себя, своих близких, родных, своей семьи, нужно заботиться о жилище, одежде, пище, о здоровье и отдыхе, нужно заботиться о будущем детей, если в семье растут дети, — вот то огромное количество задач, которые каждый человек, в том числе и православный верующий, должен решать. Все эти задачи, будучи

673

 

 

весьма благородными и важными, тем не менее поглощают практически все наше время.

Когда тот или иной человек уходит в обитель, то он добровольно отказывается от всех этих обязанностей, а значит, и от радостей, которые несет человеку исполнение этих обязанностей. Он отсекает чтото очень существенное для жизни абсолютного большинства людей. Отсекая это существенное, он совершает выбор огромного духовного значения. Монашествующий делает выбор в пользу того, чтобы главным делом его жизни стало дело спасения. И если человек работает над собой, если постоянный контроль над своей внутренней жизнью, молитва, воздержание, послушание становятся его достоянием, то Господь возвышает душу такого человека, и она, эта душа, начинает притягивать к себе людей — как в монастырях, так и вне монастырей: люди хотят поговорить с таким добрым, святым человеком, прикоснуться к нему, получить совет или просто попросить его о молитвах. Вот в этом и заключается огромное общественное значение монастырской жизни, когда через личный подвиг спасения монашествующий помогает и спасению тысяч людей. Этим всегда и была крепка Русская Православная Церковь — духовным подвигом своих обителей.

И если в атмосфере молитвы воспитываются дети, то есть надежда, что если даже они уйдут в мир (хотя, конечно, не все), то и там пример духовной жизни, молитвы и, самое главное, — любви должен помогать им устроять свою личную, семейную жизнь. А может быть, даже нести эти импульсы и в жизнь общества. Монастырские школы являются очагами духовного воспитания, его источником. Но, конечно, очень важно, чтобы часть детей, которые завершают обучение, оставались в монастырях.

Недавно я посетил один женский монастырь (не буду называть какой) и спросил у настоятельницы: «А почему у вас нет школы? Почему у вас нет приюта? Почему у вас нет, может быть, детского дома для сирот?» Она сказала, что не видит особого смысла в этом, потому что опыт показал, что большинство выпускниц монастырских школ в монастырях не остаются. И я подумал: а мы что, только о монастырях должны думать или о всей стране? О народе своем мы должны думать? Если мы формируем какое-то учреждение в монастыре только для того, чтобы монастырь получал блага, так ведь мы согрешаем — здесь же корысть присутствует, вкладываем средства,

674

 

 

чтобы опять получить себе. Смысл всякой социальной, образовательной программы, которая осуществляется в монастыре, должен быть в том, чтобы мир становился лучше, чтобы люди делались лучше. И Господь в ответ на этот подвиг всегда будет давать благочестивых, послушных, добрых сестер или братьев для умножения монашеского общежития. Ведь так и строилась духовная жизнь в России в более благополучные времена. Из монастырских школ выходили выдающиеся представители российского общества, которые пополняли корпус российской интеллигенции, многие становились учеными, писателями. Но ведь какое огромное количество оставалось в монастырях, умножая славу Русской Православной Церкви.

Дай Бог, чтобы и Ваша школа, матушка1, была хорошей, давала высокий уровень образования. Но самое главное, чтобы помимо хороших аттестатов дети получали здесь уроки любви, потому что любовь есть основной закон нашей жизни. Если с монастырем в их сознании всегда будут связываться любовь, радость, если сердце будет тянуться к монастырю, то это станет залогом и процветания обители, и того, что вклад обители в жизнь Церкви и народа будет значимым.

Когда монашествующий человек принимает постриг, он дает три обета — обет безбрачия, обет нестяжания и обет послушания. Безбрачие и нестяжание во многом обеспечиваются образом жизни монашествующего в монастыре. Не нужно заботиться о хлебе насущном, одежде, условиях жизни — все это обитель, а через нее Церковь как бы дарит насельнику, поддерживая желание человека не отвлекать свое внимание на материальные вопросы. Точно так же и безбрачие — люди живут вместе, образуют духовную общину, поддерживают друг друга, возмещают недостатки, которые обычно возникают в одинокой жизни людей в миру, потому что в общине каждый призван поддерживать друг друга.

А вот обет послушания является, наверное, самым трудным обетом, особенно в сознании современных людей, воспитанных в психологии нынешнего века: послушание воспринимается ими как некий синоним слабости, отсутствия жизненной позиции, а некоторые считают его чуть ли не духовным рабством. Очень важно, чтобы каждый

1 Игумения Олимпиада (Баранова), настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря в Хотькове.

675

 

 

монашествующий понимал, что такое послушание. Послушание никак не ограничивает человеческой свободы, потому что тирания противна Божиему замыслу о человеке. Послушание в Церкви — это не тирания, не диктат. Послушание в Церкви — это свободная передача своей воли Господу. Принимая обет послушания, мы свою волю отдаем Ему и просим в молитве во время пострига, чтобы Его воля открывалась нам через мудрое руководство наших духовных наставников. Когда мы выполняем указания настоятельницы или старшей по общежитию, то бывает, что ее решения не всегда совпадают с нашим пониманием вопроса. Это не значит, что мы должны молчать, — если что-то нам кажется неправильным, об этом можно спросить. Но если даже после этого настоятельница или старшая настаивает на выполнении послушания, — выполнять нужно беспрекословно. Что в этот момент происходит? В этот момент ваша воля передается в руки Божии. Вы не несете ответственности за последствия ваших деяний, с вас снимается всякая ответственность за них. Не вам судить, — правильно это или неправильно, если решение принято, — но, исполняя волю вышестоящего, вы исполняете свой обет и обретаете великую милость в очах Божиих.

А как же надо поступать, если указание кажется неправильным? Выполните его, посмотрите, какие будут последствия. Если последствия добрые, то сделайте для себя вывод о том, что наставления старших часто являют нам мудрость человеческого опыта, в том числе и духовного. Ну, а если последствия плохие? Не надо трубить на каждом перекрестке: «Я говорила! Я предупреждала!» Нужно прийти к матушке-настоятельнице или к той старшей, которая дала такое распоряжение, и смиренно сказать, что лучше было бы, может быть, так. Если вас не поймут и на вас заругаются, — не ваша ответственность пред Богом. Всю ответственность тогда принимает на себя тот, кто такое послушание давал. Когда мы говорим о послушании, мы почему-то всегда думаем об ответственности тех, кто послушание должен совершать. Но ведь огромная ответственность возлагается на тех, кто послушание дает. Вот тут-то непременно за каждое неправильное послушание, — более, чем за каждое неправильное слово, — дашь ответ пред Господом. А в случае со ставропигиальным монастырем — и перед Патриархом.

Поэтому я очень хотел бы вас всех поддержать в вашей монашеской жизни, сказать о том, что вы избрали правильный путь. Никогда

676

 

 

не сомневайтесь в этом пути, — взявшись за плуг, не оборачивайтесь вспять. Идите вперед, потому что это дорога в Царствие Небесное. Блюдите себя в чистоте мыслей и действий. Отвращайтесь от всякой возможности получать материальные блага, довольствуйтесь тем, что получаете от Господа. И помните, что особенно через послушание, которое является огромной силой, связующей монашескую общину, вы обретаете благословение в очах Божиих.

И начальствующие, всякий раз, когда назначаете инокам послушания, помните об ответственности пред Богом. Послушание не должно разрушать духовной жизни монашествующих. Оно должно быть разумным, исполненным любви, а не раздражения. Последствия послушания должны быть всегда во благо, а если были не во благо, — нужно иметь в себе мужество покаяться перед тем человеком, которому это послушание было дано, и сказать: «Прости, сестра! Я была неправа».

Я думаю, что, живя по этим заветам, законам, заповедям, можно достичь очень многого. Я радуюсь, что вижу сегодня такое большое количество людей в монастыре. Еще раз хочу сказать, что особенно рад видеть деток. После того как я покинул Смоленскую епархию, где у меня на Литургии каждое воскресенье причащались почти четыреста детей, я первый раз увидел большое количество детей. Благодарю за это Вас, матушка, и всех сестер. Поддерживайте вашу школу. Делайте все, чтобы они получили доброе образование и хорошее духовное образование. Хотел бы также поблагодарить всех паломников, благодетелей святой обители. Сегодня Церковь в таком положении, что если ей удается восстанавливать порушенное или возводить новые храмы, то это делается на пожертвования людей. И в этом, может быть, тоже какой-то особенный замысел Божий. У Церкви нет материальной власти и силы, но у нее есть добрые люди, которые являются ее членами. И благодаря трудам этих многих людей сегодня и воссоздается образ Святой Руси. Так что хотел бы поблагодарить всех, кто помогает сей святой обители, кто вносит свою материальную лепту или трудами своими умножает славу этого исторически прославленного места.

Господь да благословит всех нас! Сугубо же — матушку игумению Олимпиаду с сестрами святой обители, а также учащих и учащихся школы. Да хранит всех нас Господь и укрепляет на путях нашей жизни! Аминь.

677


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.