Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы (9.03.2011)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ
В СРЕДУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В БОЛЬШОМ СОБОРЕ ДОНСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО
МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ г. МОСКВЫ

9.03.2011

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В молитве преподобного Ефрема Сирина мы обращаемся ко Господу с такими словами: «Дух же смиренномудрия даждь ми». Смирение и смиренномудрие являются тождественными понятиями. Но слово «смиренномудрие» помогает лучше понять смысл смирения, потому что в нем соединяются два слова — «смирение» и «мудрость».

В современной культуре, оторвавшейся от своих христианских корней, понятие смирения носит негативный характер. В лучшем случае люди не понимают, о чем идет речь, в худшем — под смирением понимают слабость, а смиренного человека воспринимают как жалкого, безвольного, неспособного достигать поставленных целей. Вместе с тем человек сильный, жесткий, без колебаний решающий все стоящие перед ним задачи, способный подчинять себе других, воспринимается как положительный герой.

Однако подобный образ «сильного» человека, лишенного смирения, и искусственно создаваемый вокруг него ореол есть некий миф. В самом деле, что можно сказать о человеке, который в своей деятельности опирается исключительно на силу? Прежде всего то, что он не способен видеть Бога — ведь Господь не являет Свою силу ежедневно и ежечасно, ведь Он не в громе и молнии говорит с нами, а в веянии тихого ветра (3 Цар. 19, 12). Нужно научиться слышать голос Божий, видеть присутствие Бога и в человеческой истории, и в нашей жизни, чувствовать воздействие на нас Божией благодати.

625

 

 

Человек, уповающий исключительно на собственную силу, чаще всего такого чувствования лишен. Для него Бог в лучшем случае — философское понятие, которое он может даже принимать, соглашаясь с Божиим присутствием, как с неким теоретическим фактом; в практической же жизни для такого человека Бога нет. Сила интеллекта, воли, убеждения, власти, денег, сила организации — вот что ставится подобными людьми превыше Бога, потому что с упованием на силу они и решают все стоящие перед ними задачи.

Удивительные слова произнес Иоанн Златоуст, сказав, что добродетелью смирения, как ничем другим, достигаем мы высоты, славы, чести и величия1. Святитель не сказал, что мы достигаем всего этого своей силой, а только — добродетелью смирения. Кто же прав: Иоанн Златоуст или все те, кто сегодня пишут книги и снимают фильмы, воспевая героя, иногда устрашающего героя, который ни перед чем не останавливается, демонстрируя и применяя силу, а то и насилие для достижения своих целей? Конечно же, правы не те, кто с иронией и презрением, а в лучшем случае с недоумением воспринимают смирение как добродетель, — прав святитель, и вот почему. Смиренный человек — это человек, в центре жизни которого — Бог, и на суд Божий, то есть на суд своей совести, он повергает свои деяния. Такой человек согласует с волей Божией и свое общее жизненное целеполагание, и свои текущие цели и задачи. При этом он также может опираться на силу интеллекта, на силу образования, на силу убеждений; если у него есть власть, он может опираться на силу власти; если у такого человека есть финансовые возможности, он может опираться и на эту силу. Но все его деяния служат к утверждению не собственного «я», а заповедей Божиих. Смиренный человек — это тот, кто постоянно поставляет себя на суд Божий.

Что же происходит, если мы готовы уступить Богу главное место в своей жизни, продолжая при этом профессиональную деятельность, обучаясь или работая, неся домашнее служение или занимаясь политикой и экономикой? Что помогает смиренному человеку, оставаясь смиренным, достигать высоты, славы, чести и величия, о которых говорит святитель Иоанн Златоуст? Ответом на этот вопрос являются слова апостола: Бог гордым противится, а смиренным дает

1 Иоанн Златоуст, свт. Против аномеев слово 8. 6//Творения в 12-ти томах. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1898. С. 580.

626

 

 

благодать (1 Пет. 5, 5). Если Бог становится для нас самым главным в жизни, то все остальное, все то, что мы делаем в силу своего призвания, положения или профессионального долга, совершается с помощью Божией. Бог смиренному человеку сообщает часть Своей Божественной силы, а с этой силой никакая человеческая сила сравниться не может. Великие светильники и угодники Божии, святые мужи и жены, в том числе цари, князья и полководцы, совершали успешно свои дела потому, что в смирении преклоняли главы свои пред Богом и получали помощь свыше.

Забвение такой добродетели, как смиренномудрие, очень опасно для человеческого общежития. К сожалению, эта величайшая добродетель ныне встречается все реже. Особенно трудно встретить человека, смиренного душой и ставящего в центр своей жизни Бога, среди сильных мира сего. Между тем насколько иной была бы наша жизнь, если бы при достижении своих целей мы не полагались только на свои силы, но устрояли эту жизнь вместе с Богом! Вот почему мы вместе с преподобным Ефремом Сириным в течение всей Святой Четыредесятницы просим Бога даровать нам дух смиренномудрия, столь необходимый для нашего спасения. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.