Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (9.03.2011)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В СРЕДУ ПЕРВОЙ
СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

9.03.2011

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы имели радость совершить Литургию Преждеосвященных Даров и причаститься Святых Христовых Таин после двух дней пребывания в посте по строгой дисциплине первой седмицы.

Мы неоднократно слышали слова молитвы святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Пороки, которые преподобный перечисляет в своем обращении к Богу с прошением помочь избавиться от них, кажутся нам в повседневной жизни очень незначительными. Ну что такое праздность, что такое уныние? Кому ты приносишь вред своим унынием? А любоначалие? Будь хорошим, справедливым начальником, и какая разница, как ты относишься к своей возможности властно влиять на окружающих? И куда же без празднословия? Включите телевизор и послушайте: 90% произносимых слов — пустые и ничего не значащие; и человек привыкает к этому пустословию, которое всячески поддерживается и насаждается современной массовой культурой. Казалось бы, о каких пороках, наносящих вред человеческой душе, здесь можно говорить? Однако не случайно преподобный Ефрем начинает молитву с прошения об избавлении именно от этих, вроде бы не очень значительных, грехов.

Грех начинается с малого: с пустых слов и праздного времяпрепровождения, с упоения властью, неумения и нежелания контролировать состояние своего духа. Может показаться, что все это не касается других людей, не причиняет им вреда, однако на самом деле это не так: человек оказывает влияние на окружающих и своей праздностью, и унынием, и любоначалием, и празднословием, как бы распространяя на них свой грех.

Во второй части молитвы святого Ефрема содержится прошение ко Господу о стяжании добродетелей: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». И первым в этом перечне упоминается целомудрие — великая христианская и общече-

622

 

 

ловеческая добродетель, имеющая прямое отношение к качеству жизни человека, к состоянию его души. Само слово «цело-мудрие» содержит в себе понятия «целый» и «мудрый»: мудрость, которая помогает сохранить целостность. Согласно толковым словарям, русское слово «целый» имеет два значения. Первое — «полный», «от которого ничто не взято», а другое — «целостный», «сохранившийся без изъяна», «неповрежденный». Эти значения слова «целый» помогают уяснить смысл того, что есть целомудрие.

Целомудрие — это такой мудрый образ жизни, который направлен на устранение всякого нравственного изъяна, на сохранение полноты и целостности внутреннего мира человека. Целомудрие — это образ жизни, который защищает человека от повреждения. Совершенно не случайно эта добродетель связана с плотской чистотой, а нарушение целомудрия именуется блудом, или прелюбодейством, которые разрушают и целостность человеческой жизни, и саму личность. Когда обращаешь эти слова к современным людям, многие не могут понять, о чем идет речь, потому что блуд, как и прелюбодеяние, перестали отождествляться в их сознании с грехом, превратившись всего лишь в одну из возможных и допустимых моделей поведения. Пытаясь оправдать свой греховный образ жизни, они утверждают, что они никому зла не приносят: мол, это их личное дело. Современная массовая культура, к сожалению, поддерживает сегодня именно такую позицию погрязшего в греховном болоте человека, а не Божественную заповедь, о которой в Священном Писании сказано: Никакой блудник, или нечистый... не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф. 5, 5). Но, как бы скептически ни улыбался сей грешный и прелюбодейный мир в ответ на проповедь о великом значении целомудрия, Церковь будет непрестанно обращать к людям свое слово в надежде, что хотя бы кто-то задумается, осознает опасность своего заблуждения и избавится от тяжкого греха.

А в чем, собственно говоря, опасность? — В том, что плотская нечистота повреждает целостность человеческой личности, разрушает способность человека жить в согласии со своей совестью. Всякое блудодейство порождает двуличие. Иногда это двуличие, особенно в случае прелюбодейства, превращается в двойную жизнь: одна — в одной семье, другая — в другой; о какой же целостности можно тогда говорить? Если у несчастного человека еще сохраняются остатки совести,

623

 

 

он мечется между этими семьями. А если там и там дети, там и там — обязательства, новые и старые? Жизнь превращается в ад, что становится совершенно очевидным с течением времени: по мере того как человек стареет, страсти отступают и на жизненном полотне проявляется, как переводная картинка, уродливая и разрушенная жизнь.

Чтобы иметь способность концентрировать свою энергию, способность к достижению целей — будь то в семейной жизни или в профессиональной деятельности, — следует беречь свою целостность. Поэтому добродетель и называется целомудрием: не разрушает целостности тот, кто мудр, потому что только мудрый человек может сохранять внутреннюю силу.

И хотя Церковь, говоря о том, что отсутствие целомудрия есть грех, часто вызывает у людей непонимание, иронию, а то и агрессию, она не может молчать, ибо эти ее слова, призывы Патриарха, епископов, священников, монахов — есть заповедь Божия. Даже если современный человек не может понять эту заповедь, он должен принять ее на веру, ибо само Слово Божие свидетельствует, что нарушение целомудрия гибельно для души.

Совершенно особым образом должно храниться целомудрие в монашестве, потому что инок понимает, ради чего он дает обеты и почему строит свою жизнь так, а не иначе. В подвиге монашества есть еще одно важное измерение: монах посвящает свое целомудрие Богу. Это его жертва, жертва очень непростая; соблюсти целомудрие гораздо труднее, чем выстоять долгую службу с поклонами, гораздо сложнее, чем есть только хлеб и пить только воду. Монах отдает себя Господу как жертву чистую, непорочную и в ответ на это обретает силу благодати, иногда даже сверхъестественную силу — способность прозревать в душах других людей, вносить в них умиротворение, давать мудрые советы.

Обращаясь ко Господу словами преподобного Ефрема Сирина, будем молить Его и о даровании нам сил для сохранения испрашиваемых добродетелей. А когда по слабости человеческого естества, через искушения и соблазны, которые несет мир, мы нарушаем Его заповеди, будем молиться, чтобы Бог дал нам ту силу покаянного чувства, которую Он даровал великому Давиду, царю и псалмопевцу, и многим святым угодникам Божиим, испытавшим падение в бездну греха и восставшим вместе с Воскресшим Христом к жизни вечной.

624

 

 

Пусть дни святого Великого поста укрепят нас в добродетели целомудрия, в сознательном и разумном следовании заповеди Божией не прелюбы сотвори (Исх. 20, 14) с полным пониманием того, что мы исполняем не человеческое предписание, не человеческий закон, но Божественную заповедь. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.