Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (18.02.2010)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ
В ЧЕТВЕРГ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

18.02.2010

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Пороки, которые разрушают человеческую личность и омрачают человеческие отношения, являются проявлением греха. Грех же есть отказ от Бога, от определенного Им правила жизни, отказ от исполнения Его воли. Каждый человек, который стремится избавиться от пороков, должен преодолеть грех, то есть совершить обратное тому, что сделали первые люди в раю. Для этого нужно поверить в Господа

1 Иоанн Златоуст, свт. Слово 22: О терпении и великодушии//Творения в 12-ти томах. Т. 12. Кн. 2. СПб., 1906. С. 637.

2 Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное, от мира собираемое. 155: Угождение.

591

 

 

и взять на себя обязательство исполнять Его волю. Без веры и послушания Богу нет спасения. И совершенно не случайно, что именно вера и послушание стали условием и основой того завета, или союза, который Бог заключил с Авраамом. Почему Авраам именуется отцом всех верующих? — Потому что тот, кто вслед за Авраамом вступает в этот завет с Богом, кто принимает на себя обязательство хранить веру и слушаться Бога, тот и именуется верующим. Собственно, весь мир и делится на людей, которые принимают Бога, и людей, которые Его не принимают; тех, которые готовы слушать Бога и исполнять Его волю, и тех, для которых воли Божией не существует. Но для того, чтобы исполнять Божию волю, нужно слышать Божий голос, подобно тому как слышали этот голос древние пророки, как слышали его святые мужи и жены.

Как же нам услышать этот голос, каким образом он может прозвучать для нас? Господь позаботился о том, чтобы каждый мог слышать Его голос и воспринимать Его волю вне зависимости от образования или начитанности, в том числе и в священных книгах, — вообще вне зависимости от любых человеческих достоинств или недостатков. Сам Господь вложил Свой голос в наше сердце: голос совести — это и есть голос Божий в нашей душе. Вот почему нужно внимательно прислушиваться к своей совести, никогда не пытаясь выгораживать себя, если она нас в чем-то уличает. А мы с легкостью находим оправдание своим плохим поступкам, не любим слушать укоряющий нас голос совести, многое делаем для того, чтобы он звучал совсем слабо или вообще не звучал, разрушая тем самым собственную нравственную природу. Но для того чтобы даже заглушившие этот Божественный голос в своей душе люди имели надежду на спасение, Бог передает Свое слово, Свою волю через Божественное Откровение, которое запечатлено в Священном Писании.

Но и здесь человеческая греховная воля нередко направлялась на то, чтобы превратным толкованием исказить смысл Слова Божия и тем самым отторгнуть людей от Бога. Вся история Церкви Христовой — это история борьбы за чистоту Божественного Слова. Божие Слово изначально предназначено для того, чтобы его хранила Церковь — община верующих во Святую Троицу людей, община, признающая Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем. «Духовный чертог, в котором хранится и из которого, не иссякая, преподается

592

 

 

духовное сокровище — истинная вера, есть Единая Святая Православная Церковь»1, — говорит известный русский подвижник и духовный писатель XIX века святитель Игнатий Брянчанинов. Когда мы говорим о том, что без Церкви нет спасения, мы имеем в виду, что вне Церкви нет и Божественного Слова, а если оно и есть, то оно очень хрупко и может быть искажено или даже разрушено злой человеческой волей.

Церковь дарует нам и еще нечто значительное, что помогает откликаться на Божие Слово, — в ней мы получаем реальную Божественную помощь. Слабые и грешные люди здесь имеют возможность опираться на благодатную силу церковных Таинств, через которые каждому из нас сообщается частица Божественной жизни, дается великая благодатная сила, помогающая и слышать Слово Божие, и исполнять его.

У членов Церкви есть всё для спасения. Мы знаем, какими путями нужно идти, чтобы достигнуть Божиего Царства и вернуться в рай, из которого были изгнаны первые люди. Господь сообщает нам и силу на этом пути. Остается лишь одно — преодолеть свою собственную слабость, воспитать ум, волю и чувства. Каждый знает, что это непросто. Но без такого воспитания достичь спасения невозможно, ибо Бог не спасает нас вопреки нашей воле.

Для того и даются дни Святой Четыредесятницы, Великого поста, чтобы, размышляя о Царстве Божием, которое Бог во Христе открыл нам, размышляя о спасении, наследниками которого каждый из нас может стать, мы пытались, опираясь на помощь Божию, превозмогать своими немощными силами тяготение греха, восстанавливая ту связь с Богом, через которую только и можем обрести спасение.

Да поможет Господь каждому из нас достойно пройти поприще Великого и спасительного поста! Аминь.

1 Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетическая проповедь. Поучение в неделю двенадцатую. О спасении.

593


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.